https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="font-size: 13px; line-height: 19px;">Вписывается ли анимация в привычные экскурсионные программы, когда экскурсия становится театрализованным представлением с участием самих туристов?</span></p>

Национальное агентство по туризму провело выездной семинар для туроператоров и экскурсоводов «Школа анимации», сообщает «Минский Курьер».

Вписывается ли анимация в привычные экскурсионные программы, когда экскурсия становится театрализованным представлением с участием самих туристов?

— К сожалению, у нас не так много компаний, которые используют анимацию, — отмечает ведущий специалист Национального агентства по туризму Марина Пархимчик. — Одна из причин — нехватка учебных заведений по подготовке культурологов-аниматоров: в Беларуси это делают только в Гродненском университете. Может, в будущем в рамках каких-то специальностей и будет добавлен курс анимации, но это случится лишь тогда, когда наши компании начнут активно использовать развлекательные программы.

Компания «Страна замков» одной из первых в Беларуси ввела театральные постановки в свои маршруты. Среди наиболее известных анимационных программ — «Путь короля Миндовга», «Шляхетская история». А началось все с про­смотра телепередачи.

— Для меня точкой отсчета стала популярная российская программа «Непутевые заметки», — говорит Александр Варыкиш, директор компании. — Там увидел, как проводят экскурсии в Чикаго. Степенным туристам подали автобус в стиле ретро, они, довольные, рассаживаются по местам. Заходит экскурсовод — авторитетный дядя в плаще, в шляпе а-ля 1930-е годы и начинает степенно рассказывать: посмот­рите налево, посмотрите направо. И вдруг… достает автомат Томпсон и — тра-та-та-та-та! — начинает стрелять. Понятное дело, холостыми. В автобусе крики, туристы прячутся за кресла, потом, конечно же, все смеются. Я это увидел и понял: вот то, что нам надо. Первая программа, которую мы сделали, — это «Путь короля Миндовга» по маршруту Мир — Любча — Новогрудок — озеро Свитязь. Помню, сидел над картой и думал, как его оживить. Вдруг озарение — задействовать анимацию: вот в этом месте Миндовга встречаем, приглашаем с собой, далее коронуем в замке, а потом убиваем. И главное, чтобы во всем этом действе участвовали туристы.

Конечно, за всей кажущейся легкостью — большой труд: разработать маршрут, написать сценарий, продумать шутки, изготовить костюмы. Кстати, с последними проблем было меньше всего. В Минске есть несколько фирм, которые изготавливают исторические костюмы, делают украшения. Самым важным было найти единомышленников, убедить сотрудников перевоплотиться в того или иного героя, отрепетировать так, чтобы им поверили.

— Белорусы очень талантливы, с потрясающей энергетикой, актерский потенциал такой, что иные профессионалы позавидуют. Но им нужно помочь раскрыться. Надо заинтересовывать людей, вдохновлять, даже толкать к чему-то новому, — признается Александр Варыкиш.

Еще одна важная составляющая успеха — сотрудничество частных компаний с госучреждениями. В представленной на семинаре анимационной программе «Шляхетская история» были активно задействованы культурно-исторические объекты, принадлежащие государству. Это художественная галерея в местечке Плебань, парк усадьбы Огинских в Залесье, музей Франтишка Богушевича в Кушлянах. Доступ к экспозициям, работа местных гидов — все это пример достойной дружбы.

— Хочется как можно больше белорусских достопримечательностей задействовать в анимационных туристических программах, — отмечает Марина Пархимчик. — Надеюсь, что это произойдет и с Гольшанским зам­ком, ставшим прообразом Черного зам­ка Ольшанского в произведении Владимира Короткевича. Этот объект вошел в государственную программу «Замки Беларуси», принятую в прошлом году. Появилась надежда на достойное возрождение удивительного места. Скоро здесь начнут работать археологи.

Последним пунктом экскурсии «Шляхетская история» стал хутор в деревне Родевичи — яркий пример того, как из безликих старых построек можно сделать интересный туристический объект. Здесь и вкусно накормят, и покажут мастер-класс по старинным танцам.

Анимацию стали задействовать и некоторые столичные компании. Так, турфирма «Колесо путешествий» недавно презентовала марш­рут «Минск — история в лицах». Это своеобразная прогулка во времени: от зарождения города до наших дней. Продумана и программа для детей «История князя Витовта», где поиски клада, разгадывание сложнейших исторических загадок превращают экскурсию в увлекательную игру.

— Главный закон экскурсовода — излагать только достоверные факты, — убеждена Марина Пархимчик. — Анимация же предполагает театрализованное действие, а значит, и вольные отступления. Например, бытовые нюансы, выдуманные (незначительные в истории) персонажи только оживят программу. В целом на туриста должно работать все вместе: и интересная туристическая программа, и большой выбор сувениров, и придорожный сервис, где можно перекусить и отдохнуть.

В 2013 году на экспорте туристических услуг планируется заработать 250 миллионов долларов. Самые амбициозные планы стоят перед Минском — его доля в общей копилке составит 140,74 миллиона. 

Татьяна Есоулова

https://www.traditionrolex.com/8