https://www.traditionrolex.com/8
<p>В 1992 году белорусскую границу пересекал примерно миллион автомобилей в год, сейчас – 10 миллионов</p>

В 1992 году белорусскую границу пересекал примерно миллион автомобилей в год, сейчас – 10 миллионов

Охота к перемене мест

Кто-то едет к заграничным родственникам, кто-то – обновить гардероб к сезону, а кому-то для счастья нужно хотя бы раз в год побывать на море. Цели у путешествующих белорусов разные, а объединяет одно – никто, к сожалению, не застрахован от многокилометровых очередей на границе, сообщает Проф-Пресс.

«На границе с Литвой и Польшей у нас потоки растут в связи с тенденциями малого товарного движения, – рассказывает начальник пресс-центра Государственного пограничного комитета Беларуси Александр Тищенко. – Так, торговые центры в Вильнюсе или в Белостоке наверняка известны большинству белорусов. Наши граждане едут туда за продуктами, одеждой, бытовой техникой. Поляки и литовцы в свою очередь, покупают у нас бензин, сигареты, спиртное, а латвийцы любят белорусскую косметику».

Подобный товарообмен приносит немалую выгоду пока только приграничному бюджету наших соседей.

В Украину белорусы ездят как за продуктами и одеждой, так и с туристическими целями. Понятно, что в летний период загруженность белорусско-украинской границы возрастает в разы.

«К белорусам и граждане России подключаются, и прибалты. Например, через Брестскую область следуют в основном «на закупы», а через Гомельскую – туристы, стремящиеся попасть к морю», – рассказывает Александр Тищенко.
 
Причины очередей

Громадные вереницы автомобилей, скапливающиеся на границах Беларуси, объясняются сразу несколькими причинами.

Первая и самая главная из них – увеличение потока. Если в 1992 году белорусскую границу пересекал примерно миллион транспортных средств и 10 млн пассажиров в год, то сейчас цифры кардинально изменились: поток вырос до 10 млн транспортных средств и 30 млн пассажиров в год. А вот инфраструктура пунктов пропуска с тех пор поменялась не сильно, да и количество персонала увеличилось незначительно.

«Те пункты пропуска, которые мы сегодня имеем, закладывались 15-20 лет назад. В те времена была просчитана определенная пропускная способность, и никто не мог предположить, насколько вырастут потоки», – объясняет сложившуюся ситуацию представитель Госпогранкомитета.
Вторая причина очередей – несистемная форма их образования.

«Всем известно, что потоки возрастают летом, а также по праздникам: на Рождество, День Победы, Пасху. В эти дни пункты пропуска на основных направлениях всегда переполнены. Кроме того, летом белорусы, как правило, берут отпуск с понедельника, а в поездку отправляются либо в пятницу вечером, либо в субботу утром. И все отпускники встречаются на границе», – Александр Тищенко продолжает раскладывать проблему на составляющие.

Следующая причина довольно неожиданно касается современных технологий: дело в том, что все навигаторы ведут по кратчайшему пути, и, как правило, выводят в один пункт пропуска.

«Девайсы – бесспорно, вещь хорошая. Но беда в том, что навигаторы просчитывают километраж и обычно ведут водителей на центральные пункты пропуска – «Новая Гута», «Каменный Лог», «Варшавский мост», «Берестовица». С «точки зрения» навигатора это оптимальный путь, но ведь есть пункты пропуска, стоящие по флангам: «Веселовка», «Комарин», «Александровка», например. И там очень часто очередей нет вообще, – делится опытом Александр Тищенко. – Когда мы видим, что на каком-то пункте образовывается очередь, мы стараемся через СМИ оперативно об этом сообщить и просим воспользоваться свободными пунктами. Бывает, что быстрее проехать лишних 50-60 км, чем стоять в огромной очереди. Но многим это делать просто лень. На сайте мы обновляем информацию по очередям каждые два часа с 8 утра до 8 вечера. Ночью потоки меньше».

И, наконец, последняя причина заключается в развитом приграничном «бизнесе» местных жителей. Челноки, по многу раз пересекающие границу с товаром, требуют и времени, и внимания пограничных и таможенных служб.
***
***
Космическая регистрация

Естественно, специалисты знают о существовании проблем на границе и неудобств, с которыми приходится сталкиваться путешественникам. Сотрудники соответствующих структур занимаются вопросами модернизации, разрабатывают инновационные проекты.

«Многие считают, что проблему можно решить, увеличив штат сотрудников. Но это не так, – уверен Александр Тищенко. – Смены увеличить можно, но вся работа, в первую очередь, зависит от количества каналов».
***
***
 
Сейчас специалисты из Погранкомитета ведут переговоры с коллегами из Украины и стран ЕС по проектам модернизации пунктов пропуска. Они уверены, что проблему можно решить только увеличив количество каналов и изменив алгоритм проведения пограничного контроля. Какие-то шаги предпринимаются уже сейчас. Например, не так давно с пунктов пропуска вывели лишние виды контроля – ветеринарный, транспортный и т.д. В скором времени процедура на границе должна превратиться в чистую сверку документов. А если возникнут какие-то проблемы, допустим, с грузом, то автомобиль выведется из потока на специальную площадку, где его будут проверять отдельно.

«Часть пунктов пропуска модернизируются уже в ближайшие годы, под некоторые сейчас разрабатывается проектная документация. Стараемся делать так, чтобы и модернизация шла, и пункты пропуска работали», – объясняет Александр Тищенко.

На сегодня к самым болезненным точкам можно отнести пункты пропуска «Каменный Лог» и «Варшавский мост».

«Мост узкий и работает по принципу бутылочного горлышка. Плюс ко всему граница идет как раз посередине моста. Тем не менее, переговоры ведутся, и изменения неизбежны», – Александр Тищенко настроен позитивно.


А на Западе вообще есть идея космической регистрации – через спутники. Чтобы люди, пересекая границу, даже не видели пограничника. Это пока далекие перспективы. И все же нам тоже хочется на подъезде к рубежам Родины избавиться от длиннющих очередей.

https://www.traditionrolex.com/8