https://www.traditionrolex.com/8
<p>— Это мое озеро! — не скрывает эмоций Александр. — Утонут, а я буду отвечать</p>

— Это мое озеро! — не скрывает эмоций Александр. — Утонут, а я буду отвечать, рассказывает «Вечерний Гродно».

Александр недавно стал «владельцем» целого озера в районе деревни Гожа. Водоем образовался на месте бывших карьеров и много лет был «диким» пляжем для сотен гродненцев. Берега здесь пологие, песчаный пляж и плавный вход в воду, вокруг сосновый лес. Никаких отвесных стен, как на «Синьке», и внезапных глубин.

Сегодня это озеро объявили запретным для купания и ловли рыбы. Скоро могут поставить забор, выделив 30-метровую водоохранную зону. Так что и загорать будет нельзя. Дороги и подходы к водоему перекопаны. Александр утверждает, что он уже зарыбил водоем. Вот это и дало ему возможность не только оказаться полным хозяином некогда стихийной зоны отдыха, но использовать охранные силы государства.

На сегодняшний день в Гродненском районе сдано в аренду 21 озеро. Вместо благоустройства часто их только зарыбляют (что проверить проблематично), запрещают купаться.  И не нужно оформлять собственность на землю… Если так продолжится, то в скором времени окунуться будет негде. Новые хозяева пугают людей штрафами и не хотят нести ответственность за безопасность отдыхающих. Однако гродненцев не останавливают перекопанные дороги, предупреждающие таблички и даже ОМОН.

 2

Как мы ехали на запрещенный пляж

Найти карьер в Гоже, ставший бассейном, оказалось легче, чем к нему проехать. На карте со спутника хорошо виден водоем, однако дорог, ведущих к нему, не оказалось.

Возле магазина сидел в стареньком «Пассате» бородатый мужичок. На вопрос, как проехать к карьеру, он засмеялся и ответил, что за двадцать лет, прожитых в Гоже, ни разу там не был.

Поехали наобум, свернув по указателю на электростанцию. Проселочная дорога узкая, на ней с трудом разъедутся два автомобиля. Многие машины хозяева оставляли в тени деревьев, не доезжая до озера.

Через несколько сот метров остановились, потому что прямо на дороге вырыта яма. Ее обогнули по траве. Чуть дальше наткнулись на большую насыпь, словно кто-то специально завалил дорогу. Рядом стояла табличка, запрещающая лов рыбы.

3

На берегу негде яблоку упасть

Лежали на песке, чуть поодаль на травке резвились дети. Несколько солидных мужчин с бокалами пенного напитка стояли над мангалом и обсуждали какие-то проблемы. Небольшие компании сидели в тени сосен. Молодежь играла в волейбол, пенсионеры дремали под июньским солнцем. Царили умиротворение и спокойствие. Ребята школьного возраста прыгали с кладки в воду. 

У берега, в отличие от классических карьеров, было мелко. По сравнению с другими местами отдыха, например, с Юбилейным озером, здесь о благоустройстве напоминали лишь мусорные баки, переполненные отходами. А пару лет назад здесь работало передвижное кафе, где продавали мороженое, напитки и даже делали шашлыки.

В нескольких десятках метров от озера трудились, обливаясь потом, несколько мужчин. Они вкапывали металлический столбик с надписью, которая гласила, что за проезд к озеру и купание грозит штраф от 3 до 10 базовых. 

— Хотите проехать? Попробуйте с разгона… — сострил кто-то из рабочих, указывая на полутораметровую насыпь.

— Зачем вы все дороги перекопали?

— Будете тут долго находиться, вообще не уедете.

«Штраф заплатят — больше не приедут»

По словам Александра, о котором речь шла выше, он взял водоем в аренду, чтобы разводить в нем рыбу. Со временем обещает установить беседки и сдавать их в аренду. Будет здесь и платная рыбалка. Бороться с купальщиками новоиспеченный хозяин намерен всерьез:

— Вон по берегу ОМОН ездит, потом начнем штрафы брать. Пару раз заплатят, больше не приедут, — говорит он, указывая на надпись от 3 до 10 базовых.

 4

Другого мнения придерживаются отдыхающие. Пенсионерка Людмила Якимова с мужем живут на Фортах и часто приезжают в Гожу отдыхать. Они считают, что запрещать купаться здесь нельзя, так как за городом не так много водоемов.

Озеро за 190 тысяч

Возможность потерять единственное место для купания беспокоит и местных. Житель деревни Андрей Мацкевич рассказал, что после прорыва  плотины в паводок естественное озерцо под Гожей восстанавливать никто не стал.

Взять в аренду водоем размером в гектар для разведения рыбы и организации платной рыбалки можно всего за 190 тысяч рублей в год. Заплатил, вот и родился новый хозяин. Арендаторы запрещают купаться даже на озере в Коробчицах. Только плати за беседку, а в воду нельзя, там рыбу запустили. И где эта рыба? Пользуются озером рыбаки не бесплатно. Основной ассортимент в магазинах - из рыбхозов Брестской области. В то же время есть действительно небезопасные места, те же «Зеленка» и «Синька» с крутыми берегами, пожарные водоемы, например, в Лапенках.

Опасные места определили, купаться в них запретили. Места для рыбалки определили, купаться запретили. Дикие пляжи тоже  определили. Но не спешат их благоустраивать. Поскольку нет спасателей, опять же купаться предлагают под свою ответственность. А люди все равно едут. Жарко.

Справка «ВГ»

Как сообщили в Гродненской областной организации РГОО ОСВОД, с начала года в области утонуло 22 человека, среди них двое детей. В Гродно зарегистрирован один случай: 9 мая в Лапенках утонул 10-летний ребенок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число погибших на воде уменьшилось на три человека.

В тему

В Гродно пять официальных зон отдыха. Это озеро Юбилейное, пляжи на Немане: Центральный, Румлево, а также в Лососно и Пышках. Эти зоны обслуживают гродненские коммунальщики. В водоемах по улицам Репина, Курчатова, Лапенковской, в карьерах возле КСМ купание запрещено.

Евгений Лебедь

https://www.traditionrolex.com/8