Куда исчез портрет Сталина с обелиска Победы и с кем согласна наладить контакт «Дама с собачкой»?

06.07.2013 - Новости

Куда исчез портрет Сталина с обелиска Победы и с кем согласна наладить контакт «Дама с собачкой»?

Гид: скульптор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна архитектурной среды БНТУ Павел Войницкий

— Можете провести для нас обзорную экскурсию по минской скульптуре? И на примерах проследить, как она меняется в зависимости от эпохи и меняется ли, — дозвонилась из "Минского Курьера" скульптору Павлу Войницкому.

— Обещал показать знаковые монументы коллеге из Молдовы. Присоединяйтесь.

Гид: скульптор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна архитектурной среды БНТУ Павел Войницкий.

Экскурсанты: скульптор Юрий Платон, корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Маршрут: площадь Победы — площадь Якуба Коласа — улица Веры Хоружей, около Комаровского рынка.

 Шаг первый. Площадь Победы.

Корр.: Почему начинаем экскурсию с площади Победы? Или это случайный выбор?

Павел Войницкий (далее П.В.): Помимо того, что обелиск Победы — знаковый монумент для Минска, есть еще одна причина. Скульптура — то, что кажется нам неизменным. Но это не так. На этом примере можно проследить, как она трансформируется в зависимости от эпохи. Давайте подойдем ближе.

Останавливаемся у горельефа «9 мая 1945 года» авторства Андрея Бембеля.

П.В.: Обратите внимание на солдата со знаменем. На знамени — профиль Ленина. Видите, вокруг него словно квадрат очерчен? А все дело в том, что изначально здесь было два профиля — Ленина и Сталина. Но после разоблачения культа вождя одной ночью пришли рабочие, поставили леса и вырезали фрагмент. А взамен вставили другой, на котором только один профиль.

В начале 1960-х у подножия обе­лиска появляется Вечный огонь, разбавляя патетику и триумфальность монумента долей обрядового, мистического. В 1980-е произошла значительная трансформация памятника. Прежний размер площади оказался мал для проведения торжественных ритуалов. Площадь Победы расширили, были установлены постаменты с капсулами с землей городов-героев, после открытия метро в подземном переходе создан мемориальный зал в честь Героев Советского Союза, погибших за освобождение Белоруссии.

Корр.: Читала, что архитектор Заборский начал думать, каким будет монумент, задолго до победы — еще в 1942 году.

П.В.: Обелиск — универсальный мемориальный знак. В Древнем Египте, например, его считали символом солнца. Дань соцреализму — горельефы, которыми украшен памятник. Они соз­даны скульпторами, которые на момент создания памятника были ведущими фигурами в белорусской скульптуре. Все четверо очень разные. Великолепный Анд­рей Бембель — мощный четкий академист. Сергей Селиханов — экспрессио­нист. Его рельеф, посвященный партизанам, очень эмоционален. Заир Азгур — прекрасный портретист всесоюзного, а может быть, и мирового масштаба. Алексей Глебов единственный из этой четверки не имел высшего образования. Но его рельеф, пожалуй, самый интересный. А заслуги перед белорусским искусством несомненны.

Юрий Платон (далее Ю.П.): В Минске уже две недели, но все время в литейке провожу, где отливают мою скульптуру. Не было времени выбраться на экскурсию. Пару раз проезжал мимо этого монумента. Стела и стела. Но теперь, когда вблизи все удалось рассмот­реть, узнать контекст, — совсем другое впечатление. С профессиональной точки зрения это очень высокий уровень исполнения.

Шаг второй. Площадь Якуба Коласа.

П.В.: Этот монумент очень характерный для своего времени по исполнению — он создан в начале 1970-х в стилистике социалистического реализма. Поэтому на него стоит обратить внимание.

По замыслу автора — Заира Азгура, — валуны, на которых установлены памятники, планировалось расположить вокруг искусственного водоема, который должны были окаймлять бронзовые камыши. Но не всё, как видим, удалось воплотить.

1

Символично, что Якуб Колас — глыба в белорусской литературе и истории — сидит на глыбе.

Ю.П.: А я был уверен, что это Ленин. Проезжал мимо, внимательно не присматривался, но как-то и вариантов других не возникло. Думаю, так показалось из-за позы фигуры.

П.В.: Вот! Это то, о чем я говорю. Памятники того периода выполнены по одному стилистическому шаблону. Их пластический язык одинаков. И не важно, кого лепил скульптор. Использовались одни и те же приемы.

Шаг третий. Улица Веры Хоружей, около Комаровского рынка.

По пути к финальной точке намеченного маршрута обсуждаем, откуда возникают приметы и легенды, связанные с городскими скульптурами.

Ю.П.: Есть теория, что скульптуры сами подталкивают зрителей на определенные действия. Один коллега сделал на заказ две обнаженные скульп­туры в камне. Если честно — довольно банальные. Они стояли на территории института. И что вы думаете, утром приходим — интимные места покрашены. Наверное, студенты так подшутили. Уборщица крас­ку оттерла, но через какое-то время история повторилась.

П.В.: А как же конь работы Фальконе на Сенатской площади в Санкт-Петербурге? Хорошая скульптура ведь. А курсанты Военно-Морского инженерного института каждый год в день выпуска залазят на постамент и полируют гениталии до блеска. Такая традиция.

Ю.П.: Памятники во всем мире страдают от вандалов. В Германии, где я провожу много времени, хулиганы красят монументам губы, ногти. Местные власти борются с этим, конечно.

2

Тем временем мы подошли к скульптурной композиции у Комаровки — фотографу и даме с собачкой.

П.В.: Владимир Жбанов был первым, кто сделал новую для Минска скульптуру, соразмерную человеку, максимально приближенную к людям. Российские коллеги удачно называют такую скульптуру контактной.

Ю.П. (улыбается, наблюдая за мальчонкой лет пяти, который усаживается на натертую до блеска спину бронзовой собачки): Места контакта видны.

Корр.: Как относитесь к тому, что уже и огурцы стали в бронзе делать?

Ю.П.: В Германии много скульптур на смешные бытовые сюжеты. Например, толстый и худой ссорятся между собой. Но выполнена композиция не в реалистической манере, а в условной, экспрессионистской.

П.В.: Памятник огурцу в Шклове — работа Андрея Воробьева. Всякая городская субкультура складывается из множества более мелких. И у каждой свои ценности. Городская скульптура — возможность утвердить эти маленькие и в то же время важные ценности.

Корр.: Предполагаю, что птичку приходится время от времени заново отливать…

Воробушек прикреплен к седлу бронзовой лошадки у Комаровки.

П.В.: Да, птичка страдает от вандалов. Авторы скульптуры — Владимир Жбанов и Александр Тухто, прекрасный анималист.

Завершаем экскурсию у колоритной скульптуры Олега Куприянова — узнаваемой торговки семечками.

П.В.: Отличная стилизованная композиция, но вот место ее расположения слишком уж «лобовое». Если бы она сидела в одном ряду вместе с настоящими бабушками, было бы интереснее.

Ю.П.: Хорошая работа. Нет лишних деталей. Близка мне по стилю. Хотя, на мой взгляд, в искусстве нет плохих или хороших стилей и направлений. Есть плохие или хорошие произведения.

Наша экскурсия заняла около часа. Маршрут подойдет туристам, которые ограничены во времени и хотят получить максимум информации из непродолжительной прогулки. По пути можно зайти в галерею современного искусства «Ў», Музей современного изобразительного искусства, оценить архитектурный ансамбль проспекта Независимости.

Ирина Юдина

Рубрики: Экскурсии

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах