В преддверии IV фестиваля организаторы решили обсудить его задачи и программу с театральными критиками и журналистами. С этой целью начались «Театральные встречи», которые должны подготовить публику и профессионалов к ориентации на мировые театральные тенденции, что интересно само по себе и вдвойне интересно с учетом консервативности белорусской художественной среды.

Итак, в относительно молодом, но ежегодном фестивале примут участие труппы из 8 стран мира. Состоятся 16 спектаклей, а в целом – 22 показа, которые будут разделены на 3 блока. Это спектакли из программы российской премии «Золотая маска», проекты из других зарубежных стран и постановки по пьесам современных белорусских драматургов.

Впервые это деление носит принципиальный характер: программа еще находится в работе, но белорусские драматурги, чьи пьесы широко ставятся и получают высшие награды за рубежом, при том, что они практически не известны у себя на родине, станут основными гостями фестиваля. Эти постановки в Беларуси – инициатива дирекции ТеАрта; напомню, что в прошлом году таким спектаклем была премьера по мотивам Владимира Короткевича «Ладдзя роспачы». К таким авторам, до сих пор не вписанным в белорусский контекст, относится самый популярный из молодых драматургов  России Павел Пряжко, Константин Стешик, Дмитрий Богославский.

Часть спектаклей ТеАрта будут более традиционными, отдельные – необычными, сложными в плане режиссерской постановки и даже радикальными. В любом случае, фестиваль – это инструмент расширения театрального пространства, разбивающий стереотипы. Что касается белорусских режиссеров и актеров, которые с большим трудом воспринимают новое, чем давно разочаровали публику, несколько интересных мыслей высказали гости встречи-обсуждения. Театровед Людмила Громыко считает, что фестиваль повышает самоуважение профессионалов, которые в репертуарном театре озабочены лишь вопросами финансирования и тем, «сколько еще комедий можно поставить, чтобы окончательно не разрушить театр». В концептуальном плане ТеАрт отличается от фестивалей «Март Контакт» в Могилеве и «Белая Вежа» в Бресте, хотя «работа их организаторов – личный подвиг людей, которые хотят сделать что-то с умом и художественным смыслом». Российский театральный критик и эксперт «Золотой маски» Дмитрий Ренанский отмечает, что молодое поколение деятелей театра выросло на Чеховском фестивале, Театральной Олимпиаде и других событиях фестивального движения в России и Европе.

Эксперты уверены, что афиша ТеАрта находится на самом высоком качественном уровне и служит своего рода интервенцией в нашу культурную среду.

Проект подготовлен при поддержке Белгазпромбанка, который дирекция фестиваля называет не просто спонсором, но и единомышленником в понимании искусства.