Национальный художественный музей Беларуси предложил всем желающим посмотреть, как восстанавливают картины, которые еще недавно висели в залах, сообщает
Святая святых любого музея – реставрационная мастерская. То, что здесь происходит, обычно скрыто от глаз ценителей искусства. Национальный художественный музей приоткрыл завесу тайны для посетителей.
Экскурсоводов здесь нет, о своей работе реставраторы рассказывают сами.
«Интересно узнать вот эту кухню, скажем так, изнутри. Как все проводится, как все делается. Как снимается лак, или что делается с картинами, когда они не экспонируются», – говорит посетитель экскурсии Константин Васильевич.
В работе у реставратора обычно несколько картин. Светлане Дикуть одновременно приходилось восстанавливать сразу шесть полотен. «Девичник в бане» Журавлева вот-вот попадет на ее стол, причем не в первый раз. Неправильное хранение и ошибки предыдущих реставраций – главные причины того, что картины начинают «болеть». «Если глубоко в произведение не внедрялись, то это еще поправимое дело. Когда, допустим, делали тонировки. Это все расслаивается, их можно удалить и вернуть работе прежний вид. А если туда ввели какие-то клеи необратимые, с этим сложно что-то сделать. Приходится считаться с этим и укреплять картину тем возможным вариантом, к которому мы приходим», – говорит реставратор.
Реставрация – процедура дорогая и сложная. Для этого нужны специальные лаки, растворители и добавки к краскам. Вот так сейчас выглядит полотно с изображением Марии Магдалины. На языке реставраторов – «зыбкая тряпочка». Но пройдет несколько недель – и картина займет почетное место в зале музея. «Время не жалеет ни людей, ни вещи. Вещи прошли не одну реставрацию, потеряли оптические свойства покровной пленки, краски пожухли, просели. Масса вещей происходит с картиной», – рассказывает художник-реставратор высшей категории Аркадий Шпунт.
После таких экскурсий посетители музея по-другому смотрят на картины, ведь в них не только талант художника, но и огромный труд реставраторов.