https://www.traditionrolex.com/8
<p>Около 200 детей из Беларуси и стран-соседок собрались в Полоцком районе на берегу озера Суя на первое Национальное джамбори (международный скаутский слет)</p>

Около 200 детей из Беларуси и стран-соседок собрались в Полоцком районе на берегу озера Суя на первое Национальное джамбори (международный скаутский слет), сообщает «Белорусская Нива».

ЗДЕСЬ любой молодой человек с легкостью сможет поставить палатку и развести костер, научиться запросто выживать в лесу с минимальным запасом воды. Здесь нет родителей и вожатых, а ложиться спать можно в любое время. Мальчишки и девчонки с пилой, топором и молотком — привычная картина. Даже самые маленькие вправе решать, что они хотят делать; безусловно, и отвечать за свои поступки будут тоже они сами. Что это — удивительная планета, о которой мечтает большинство детей, особенно, когда мама и папа заставляют делать уроки или мыть посуду? Вовсе нет. Это лагерь скаутов. Кстати, мыть посуду для скаута — это не принуждение, а обычное дело. Никто из ребят не будет капризничать. Да и перед другим, более сложным, занятием руки опускать тоже не станут. Интересно, что скаутскому движению в нашей стране в 2013-м исполнилось 25 лет. За это время более 29 тысяч белорусских ребят прошли церемонию посвящения в скауты. Было организовано и немало скаутских лагерей, а вот джамбори, проведение которого стало возможным благодаря поддержке Министерства образования Беларуси, администрации Заводского района города Минска и Полоцкого райисполкома, прошел впервые.

Идея не была спонтанной…

Игорь Костевич, основатель скаутского движения в нашей стране, о первых днях Белорусской республиканской скаутской организации до сих пор вспоминает с особой теплотой. Кстати, без этого человека, как и много лет назад, так и сейчас, не обходится ни один слет скаутов в Беларуси. Идея же — сформировать скаутское движение в нашей стране — не была спонтанной.

— Когда я еще служил на флоте во Владивостоке, а было это в конце 80-х годов прошлого столетия, то начал работать с беспризорниками. Сердце разрывалось, когда видел, как живут эти дети, — начал беседу Игорь. — Тогда впервые я предложил командующему Тихоокеанским флотом создать группу детей, которых раньше называли юнгами. Он согласился, и ребята стали помогать на кораблях. Лично в моем подчинении было двое мальчишек.

После службы будущий главный скаут Беларуси поступил на журфак в Москве, но через год перевелся в университет Минска. С тех пор и началась история белорусского скаутинга: приехав на родину, Игорь и еще несколько энтузиастов решили создать организацию, в которой оказывалась бы помощь детям с улицы.

— Мы им помогали во всем, поскольку получали гуманитарную помощь, одежду и продукты из Германии. А первый скаутский лагерь был под знаком ООН. Помню, как организация предоставила для этого скаутского слета две машины фасоли с мясом. И вот это дети ели каждый день, — продолжал рассказ Игорь Костевич.

Чуть позже в организацию стали приходить и дети из семей. Скаутский офис находился на столичной улице Кирова — в здании, где раньше располагался Белорусский республиканский союз молодежи (сейчас здесь Национальный центр художественного творчества).

— Нам разрешили бесплатно разместить офис скаутов в здании. В одном кабинете, который мы, кстати, делили с нашими «конкурентами» — первым пионерским отрядом, и проходили занятия для двух первых скаутских патрулей — «Орлов» и «Летучих мышей». Вот так — в тесноте, да не в обиде — занимались два отряда скаутов и один пионерский, — вспоминает собеседник.

1

Кстати, с 1990 года этой организации, которая до сих пор единственная в стране, помогает наша Православная церковь. Но это не значит, что заниматься скаутингом могут только православные — в организации ждут людей любого вероисповедания.

Сначала – очистить лес

Скауты собираются на занятия круглый год, а вот летний сбор на природе — это как подведение итогов и своеобразный обмен опытом. Первое же, с чем ребята сталкиваются при организации палаточного лагеря, — это наведение порядка в лесу. К примеру, к первому Национальному джамбори готовились четыре дня. С прилегающей к озеру Суя, что в Полоцком районе, территории вывезли пять машин мусора! Скауты даже шутят, что лес после их визита становится в несколько раз чище.

Кстати, джамбори — международный слет — проходит один раз в четыре года. В Беларуси хоть и проводится впервые, но уже собрал скаутов из нескольких стран.

— К нам приехали ребята из Украины, России, Армении. Интересно, что по духу скауты разных государств не отличаются, поскольку все мы братья и сестры, где бы ни встречались, — рассказала скаут Наталья Якубицкая, отвечающая в лагере за иностранных участников и гостей, а в обычной жизни работающая преподавателем английского языка.

Подъем в скаутском лагере — в 8 утра. А вот отбой тогда, когда сам ребенок захочет спать. Каждый отвечает за себя сам — если тебе хватит четырех часов сна, то это твой выбор. После подъема все собираются у знамени организации и Государственного флага Беларуси (в случае с джамбори — перед флагами государств, представители которых есть в лагере), где начальнику лагеря рассказывают о делах в отрядах, проходит перекличка, поется гимн и читается молитва.

После традиционного сбора — завтрак, который обычно на костре готовят сами ребята. В этом году сделали исключение — для скаутов готовят военные. Но на кухне помогают и сами дети — чистят картошку, раздают еду, моют посуду.

2

В лагере — все на равных. И неважно, сколько ты занимаешься скаутингом. Например, минчанин Павел Кедич в подобный лагерь приехал впервые.

— Мне уже 13 лет, но в скаутинге я всего лишь один год. В лагере мне очень нравится — живем в палатках, нет отбоя, у меня появились новые друзья, — рассказал он.

А вот 20-летний Евгений Михалькевич из Сморгони — уже опытный скаут.

— Пришел в скаутинг благодаря своим одноклассникам, которые привели меня как-то в поход на реку Уша. Втянулся. Буквально сразу стал начальником патруля в Сморгони. Сейчас я — руководитель, ведь патрульные — дети такого же возраста, как и сами участники патруля, — пояснил парень.

Марина Михновец из деревни Королищевичи Минского района, несмотря на свой юный возраст, — ей 12 лет — тоже уже считается опытным скаутом. В лагерь девочка приезжает четвертый раз.

— Разжечь костер и поставить палатку для меня не проблема. Я даже на необитаемом острове смогу выжить, если понадобится: построю там себе жилище, раздобуду огонь, найду воду и еду, — уверена Марина.

После посвящения ребята свято придерживаются скаутских законов, которых всего десять. Сама же церемония посвящения — важное событие, но как оно проходит, никто из скаутов не рассказывает.

Тайна посвящения

Как ни просил корреспондент «БН» у скаутов раскрыть тайну посвящения — никто не согласился. Помог интернет. Оказывается, церемония эта проходит по-разному, в новом месте, со своими уникальными моментами. Вот один из примеров.

Если посвящение проходит летом, то будущего скаута вытягивают из палатки, завязывают глаза и ведут к ближайшему водоему, куда его забрасывают. Потом скаут произносит клятву и получает галстук. Ему выбирают лесное имя. Если же посвящение проходит зимой, то новоиспеченный просто зачитывает клятву, а потом другие ребята из отряда закапывают его в снег.

— А вот у нас нет никакой тайны посвящения. Например, я дал скаутское обещание 8 мая 1991 года в Женеве. Дело в том, что я тогда приехал на всемирный семинар, где меня и других парней и девушек спросили — хотим ли мы дать скаутское обещание. Все согласились. Вот там, возле костра, мы и произнесли главные для скаута слова — каждый на своем родном языке. После этого нам вручили факелы, которые зажгли у костра. Этот факел до сих пор лежит у меня дома, — рассказал директор регионального бюро Всемирной организации скаутинга Юрий Емелиян, который приехал на первое джамбори в Беларуси.

Есть еще одна интересная традиция — перед посвящением будущий скаут должен доказать, что он достоин такого звания, поэтому сдает зачеты, вяжет узлы и разжигает костер. Кроме того, многие скауты или кадеты проходят испытание, которое называется «Три пера». Суть его в следующем: желающих разделяют на группы по два-три человека, каждому дают одну спичку, литр воды, спальный мешок или плащ от дождя (на выбор). С таким обмундированием ребята должны провести ночь в лесу и при этом… не разговаривать. Оказывается, так проверяется и сила воли, и самостоятельность, и, конечно, умение выживать в лесу.

Скаутинг — это хорошая возможность развивать себя и свои умения. Но самое важное — именно в этой организации ребята находят себе настоящих друзей, которые не подведут ни в какой сложной ситуации. Не случайно здесь заметили еще одну особенность: если дети уезжают из обычного лагеря, то они часто плачут, поскольку почти никогда больше не увидятся, а вот те, кто покидает лагерь скаутов, всегда улыбаются — совсем скоро они встретятся вновь. А все потому, что все здесь — одна большая семья.

Наталья БОРИСОВЕЦ

Фото автора

https://www.traditionrolex.com/8