https://www.traditionrolex.com/8
<p>Да что Болгария! Некоторые особо ушлые умудряются гонять автобусы в Черногорию. А это путешествие, вообще, не для слабонервных. Говорят, особо впечатлительные натуры предпочитают ехать по дорогам Черногории, сидя на полу в проходе между сиденьями, чтобы не видеть той пропасти, в которую каждую минуту рискует сорваться автобус, протискиваясь по узкой петляющей в скалах дороге</p>

ТРАГЕДИЯ в Украине, где в автокатастрофе погибли 8 белорусов, в том числе и один ребенок, резко всколыхнула общественное сознание, сообщает "Белорусская Нива". В Интернете все только и обсуждают, что оправданность автобусных туров в Болгарию и в другие, не менее удаленные от Беларуси страны.

Признаюсь, я на стороне тех, кто считает, что передвигаться в автобусе на такие расстояния без ночевки в гостинице — не только вредно, но и опасно. Убедилась в этом на собственном печальном опыте. Несколько лет назад поддалась на уговоры знакомых, решивших сэкономить, и купила в Болгарию именно автобусный тур. Как мы добрались до пункта назначения живыми, остается только догадываться. Водитель был всего один, спал он в сутки не больше шести часов: четыре ночью и еще пару днем. А на остановках еще и «расслаблялся» пивом. Сопровождающие от турфирмы, как ни старались, повлиять на него не могли. Особенно было страшно в самой Болгарии: высокогорные дороги, петляющие серпантины, буквально в полутора метрах от автобуса — обрыв…

По приезде на курорт, мы первым делом бросились звонить родным и друзьям, чтобы те решили в турфирме вопрос с количеством водителей и их поведением. Это помогло, и на обратном пути картина была уже иной: нам выделили второго водителя, а на остановках уже и речи об алкоголе не заходило.

Но осадочек, как говорится, остался: больше я на подобные «автобусные авантюры» не соглашалась.

Между тем, по утверждениям специалистов, даже два водителя, которые сменяют друг друга на протяжении пути до Болгарии — нарушение международных правил автобусных перевозок. Дело в том, что они могут находиться за рулем в совокупности не более 21 часа, один раз в неделю можно 22 часа, если перед этим был отстой автобуса и отдых водителей более суток. Если следовать этим правилам, из Минска без нарушений автобус с двумя водителями может доехать не дальше Одесской области, то есть даже Крым для автобусных туров должен быть закрыт.

Знают ли об этом в министерствах транспорта, спорта и туризма? Не могут не знать. Собственно, так же, как и перевозчики, и турфирмы. Да и каждый, кто покупает автобусный тур, уверена, догадывается, что так ездить нельзя.

Я уже молчу о неисправностях автобусов. Одни мои знакомые добирались из Болгарии не двое суток, как это происходит обычно, а почти трое: четыре (!) раза в дороге видавший виды автобус водителям приходилось ремонтировать.

Да что Болгария! Некоторые особо ушлые умудряются гонять автобусы в Черногорию. А это путешествие, вообще, не для слабонервных. Говорят, особо впечатлительные натуры предпочитают ехать по дорогам Черногории, сидя на полу в проходе между сиденьями, чтобы не видеть той пропасти, в которую каждую минуту рискует сорваться автобус, протискиваясь по узкой петляющей в скалах дороге.

Но из года в год желающие таким образом пощекотать себе нервы все равно находятся. Почему же так происходит? Почему мы вспоминаем о правилах и безопасности, только когда происходит очередная трагедия? На мой взгляд, здесь на первое место выходит элементарная жадность. Клиенты турфирм во что бы то ни стало пытаются удешевить свой отдых. «А есть что-нибудь подешевле?» — пожалуй, самый распространенный вопрос, который слышат туроператоры. А спрос, как известно, рождает предложение. Хотите дешевле? Турфирма сделает: чем больше клиентов — тем ей выгоднее.

Но так ли велика экономия туриста, отправляющегося автобусом, скажем, в Болгарию? Вовсе нет. Во-первых, из-за того, что Румыния ввела транзитную визу, за которую турист тоже должен будет заплатить. Во-вторых, цены на бензин постоянно растут. В-третьих, не стоит забывать, что в стоимость тура фирмы включают и возможные официальные и неофициальные платы на границах. В итоге, если учитывать все эти моменты, выгода составит порядка 100—130 долларов на двоих.

Но кто подсчитает, во сколько обойдется испорченный отдых, если за двое суток в тесном и неудобном автобусе у туриста обострятся хронические болезни: суставов, почек и других органов? В такой дороге запросто можно подхватить кишечную инфекцию, простыть под кондиционером или слечь с сердечным приступом. Ну и, конечно же, никто не застрахован от аварий, в которых, по статистике, гибнет людей значительно больше, чем во время авиакатастроф.

Конечно, существует небольшой процент людей, для которых аэрофобия закрывает дорогу в небо. Но их не так много. Кстати, я и сама не очень жалую полеты. И именно поэтому ничуть не жалею денег на железнодорожный билет, который, увы, обходится дороже самолета или автобуса. Но ведь иначе можно оказаться тем скупцом, который заплатит даже не дважды, а значительно больше — цену жизни…

Юлия БОЛЬШАКОВА

https://www.traditionrolex.com/8