https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="font-size: 13px;">А вот и хозяева усадьбы, наше вам почтение. Отложив дела, семейная пара </span><span style="font-size: 13px;"><em>–  </em> Борис и Ольга, люди уже в годах, </span><span style="font-size: 13px;">– усаживаются за столом летнего домика. «Сверяем часы». По условиям тура нас ожидают три дня райского отдыха: прогулки по лесу, рыбалка, знакомство с местной кулинарией. Хозяева предлагают обсудить гастрономические пристрастия. Мало ли что, вдруг кто-то на дух не переносит парное молоко или не ест свинины? Но немощных желудком среди нас, к счастью, не оказалось</span></p>

Если вы устали от пляжного туризма, если все доступные достопримечательности уже не в новинку, ситуацию поправит тур по деревням и проселкам

Смелое решение

Когда мурманские друзья узнали, что в отпуск мы опять собрались в Беларусь, некоторые на нас стали смотреть с недоумевающей улыбкой, пишет журналист газеты «Вечерний Мурманск».

–  Что, за три отпуска не все объездили? –   подзуживали они не то с ехидством, не то с удивлением.

Представляете, действительно не все. Сверкающие чистотой проспекты крупных городов, дороги, что местами сродни автобанам, –  это одно дело. Но не худо бы свернуть на обочину и отъехать от центра немного в сторону. А вдруг и там жизнь не утихает? Поэтому на семейном совете отпуск решили посвятить белорусской глубинке.

У пытавшихся отговорить появился еще один «веский» аргумент.

–  На внедорожник, никак, пересели? в один голос интересовались они. –  Сельские проселки это вам не по асфальту ездить! И чем круче джип, тем дольше обратно шагать за трактором.

Мы    незлобно   отшучивались, изучали, как говорят в армии, материальную часть и усиленно готовили к дальнему пути свое средство передвижения –   гордость российского автопрома.

Идея свернуть с прямоезжих дорог не наша. Такой вариант совместного отдыха предложили белорусские знакомые. Почему бы и нет, решили мы. Два удовольствия в одном отпуске –   и друзей повидать, и что-то новое увидеть. Всю организацию встречающая сторона взяла на себя. Нам же только предписывалось поскорей добраться до места встречи и быть готовыми к новым впечатлениям. В назначенный день без лишних проводов и напутствий наш семейный экипаж двинулся в отпуск.

И вот, отмахав две с лишним тысячи верст по хорошим и разным российским дорогам, наконец встречаемся в условной точке Витебщины с нашими компаньонами по отпуску. Объятия и рукопожатия, вопросы, как, мол, доехали, и все в таком роде.

На коротком совете в придорожной кафешке раскладываем на столе карту республики. Первая неожиданность для нас – до места отдыха предстоит ехать почти сорок километров по проселку. О качестве дороги можем судить только по карте, а как там на самом деле, одному лишь Богу известно.

Но делать нечего. Отобедав на скорую руку, отправляемся дальше. Через полчаса наш караван из двух экипажей покинул асфальт и покатил по проселку. Первый километр ехали, нет, скорее крались, как перед строем инспекторов автоинспекции. И даже скромнее. Все ждали ям или канав. Или непроезжих луж. Но напрасно. Дорога хоть и не асфальт, но ровная, ехать, но не гнать, можно смело. Одно не радовало столб пыли, что поднимали мы за собой. Через полчаса пути по полям и лесам упираемся в хутор –   цель поездки. Приехали, ау, хозяева!

К истории крестьянского туризма

Считается, что агротуризм, или «зеленый туризм», зародился сорок лет назад в Америке. Через два десятка лет идея перебралась в Старый Свет и там тоже стала не только новым видом отдыха, но и вполне неплохим бизнесом. В Беларуси первые усадьбы с набором услуг для уединенного отдыха на лоне природы появились лет семь назад.

Опыт местных первопроходцев прижился не сразу. Его пристально изучали, присматривались. Зато потом новые агроусадьбы стали появляться как грибы после июльского дождика. За два года их количество увеличилось в три раза и достигло почти двух тысяч. Завести свое дело здесь несложно. Требуется лишь заявление в местный орган власти о желании податься в агротуриндустрию, заплатить невеликие деньги, и можно готовиться к встрече гостей. К тому же само государство в первых помощниках. Под смешные по российским меркам проценты можно получить кредит в банке для развития. Мытарям и прочим проверяющим и контролирующим велено не тревожить и не докучать. В год хозяин усадьбы платит лишь небольшой налог, который остается в местном бюджете, а не уплывает в государственный бездонный карман.

Но к приезду первых посетителей надо успеть все подготовить. Гостевой дом, баню, инвентарь для отдыхающих, лодки-удочки для рыбалки… Обязательное условие в любой усадьбе в тарелках гостей может быть только та продукция, что выращена и произведена здесь же, в парнике или на грядке. Речная и озерная рыба не исключение. Магазинным продуктам путь на стол заказан. С огородом тоже повозиться приходится. Поэтому и не удивляют цены на путевки. Есть усадьбы, где они заоблачные, но в среднем же не превышают цен в бюджетном санатории республики.

Бутерброд с эксклюзивом

А вот и хозяева усадьбы, наше вам почтение. Отложив дела, семейная пара Борис и Ольга, люди уже в годах, усаживаются за столом летнего домика. «Сверяем часы». По условиям тура нас ожидают три дня райского отдыха: прогулки по лесу, рыбалка, знакомство с местной кулинарией. Хозяева предлагают обсудить гастрономические пристрастия. Мало ли что, вдруг кто-то на дух не переносит парное молоко или не ест свинины? Но немощных желудком среди нас, к счастью, не оказалось.

2

С чемоданами и сумками отправляемся в «нумера» в гостевом доме. Отдельная комната, на полу домотканые дорожки толстой грубой нити, шкаф, кровать на две персоны, прочая мебельная мелочевка типа табуретов и небольшого столика. Все чисто и аккуратно. Из комнаты попадаем в просторный холл с большущим обеденным столом человек на десять. Именно столько может принять усадьба одновременно. Но пока мы одни и чувствуем себя почти что VIP-персонами уездного масштаба.

- Ой, да вы с дороги-то голодные, наверное, запричитала Ольга, выставляя на стол два блюда. Перекусите на скорую руку, ужина еще ждать и ждать.

Предложение принимается единогласно. Рассматриваем меню. Хлеб и неведомые мясные изыски. Неплохо для начала. Без лишней скромности сооружаю бутерброд с колбасой. Так и есть, колбаса явно не из магазина. От ответственного процесса отвлек вопрос Ольги:

–  А вы раньше нашу «пальцем пиханку» не пробовали?

Рука с бутербродом останавливается на полпути ото рта.

–  Нет, отвечаю. Хотя, честно говоря, не имею ни малейшего представления, от чего открещиваюсь.

–  Так у нас называют колбасу домашнюю, –   это уже друзья приходят на помощь. Ее обязательно руками делают и набивают тоже руками, пальцами. Отсюда и название повелось. Ручная работа. Эксклюзив!

Пробую его на зуб. Мясо вяленое, скорее всего. Понятно. Это что? Сало. Как без него? Тоже к месту. А вот чесночок. Всеми силами стремится подчеркнуть свою важность, но лишь только дополняет несомненный приоритет двух первых компонентов. Завершающим ароматным аккордом дает знать о себе черный молотый перец. Все это великолепие было воспринято автором с радостью, настраивающей на дальнейшее знакомство с гастрономическими заповедями сельской белорусской кухни. Исследование продолжилось величественным бутербродом из соленой грудинки, пропущенной через крупное сито мясорубки. Своеобразный, знаете ли, форшмак. Только не из селедки, а из свинины. Но тоже здорово.

–  Ой! – противно взвизгнула поджелудочная железа. –  Что это было?

–  Ох, – терпеливо ответила ей печень. –   Всем трудно, терпите, милочка!

Не в моих правилах считать съеденные калории или горевать над лишними килограммами. Но тут что-то включилось, и в голове появилась мысль, что неплохо бы и прогуляться после бутербродов. К тому же на горизонте уже маячил ужин, так что нагулять аппетит не помешает. Отправляемся на экскурсию по усадьбе.

Валерий СЕРЕБРЯКОВ

(Окончание следует в газете «Вечерний Мурманск»)

https://www.traditionrolex.com/8