<p>Сегодня многие граждане Беларуси сталкиваются с проблемой получения шенгенской визы</p>

Сегодня многие граждане Беларуси сталкиваются с проблемой получения шенгенской визы, сообщает «Блог Гродно».

Наиболее часто за визой наши соотечественники обращаются в консульства Республики Польша; их в Беларуси имеется три: консульский отдел при Посольстве Республики Польша в Минске, Генеральное консульство РП в Бресте и Генконсульство в Гродно. О ситуации с визами написано уже много. Сегодня имеется возможность взглянуть на ситуацию с обеих сторон «баррикад» – рассказать более глубоко о ситуации, которая видится нам здесь, в Беларуси, и осветить процессы, каковыми они представляются с польской стороны, но преподносятся не официальными представителями МИД Польши, а представителем общественной организации, зарегистрированной в Польше, целью которой является защита прав граждан, в данном случае – «визовых прав» граждан Беларуси.

На встрече с редактором inforama.by – Андрей Сумар, руководитель общественной организации RENESANS.BY с офисом в Варшаве.

inforama.by: Что это за организация - RENESANS.BY, и как началась её деятельность?

 А.Сумар: В 2004 году я принял участие в выборах депутатов нижней палаты белорусского Парламента в качестве независимого кандидата. К сожалению, как я считаю, совершенно незаконно моя регистрация была аннулирована ЦИК как раз в день накануне голосования. В течение избирательной кампании тысячи граждан отдали голоса в поддержку моего выдвижения в качестве кандидата в депутаты; тысячи жителей Бреста разделяли мои взгляды, изложенные в моих агитационных листовках.

Выборы прошли, однако идеи, которые я пропагандировал, остались актуальными; остались и люди, которые разделяют мои идеи. Если я не могу официально представлять интересы граждан, я решил – пусть будет гражданское движение, которое я назвал «Ренессанс» в надежде на возрождение духовности народа и восстановление экономики страны. Те, кто собирались отдать на выборах свои голоса за меня, но не смогли этого сделать, являются сторонниками движения «Ренессанс».

В качестве официальной организации, представляющей белорусское народное движение «Ренессанс», я зарегистрировал общественную организацию Fundacja RENESANS.BY в Варшаве.

inforama.by: Что можно рассказать нового о визовой ситуации в Беларуси?

А.Сумар: С визовой проблемой мне пришлось столкнуться осенью 2012 года. RENESANS.BY планировала провести мероприятие в Варшаве, приуроченное ко второй годовщине событий на Площади. Планировалось участие в мероприятии активистов движения «Ренессанс», общественных деятелей Беларуси и белорусских журналистов. Технические сложности в регистрации визовых заявлений довольно большой группы граждан на сайте e-konsulat.gov.pl вынудили меня обратиться с официальным письмом от имени RENESANS.BY в Посольство Польши в Минске с просьбой о содействии в данном вопросе. Это и повторное обращение Посольство оставило без рассмотрения. В это же время сторонниками нашего движения случайно было обнаружено, что польское посольство в Минске принимает к рассмотрению большое количество визовых заявлений, не зарегистрированных в системе e-konsulatа.

У меня появилось подозрение о злоупотреблении со стороны сотрудников консульского отдела, и от имени RENESANS.BY я направил официальное письмо в МИД Польши в Варшаве, в котором просил о содействии в визовой проблеме, одновременно указывая на возможные нарушения в деятельности консульского отдела в Минске. Кроме того, я направил в польский МИД отдельный запрос относительно принимаемых вне системы e-konsulatа визовых заявлений. Необходимо разъяснить, что в Польше действует закон, обязывающий госучреждения  предоставлять на запросы граждан и организаций информацию, имеющую интерес для общественности (Ustawa o dostepie do informacji publicznej).

Мое обращение о содействии и о нарушениях, к удивлению, было оставлено МИДом без ответа. А вот на запрос о не зарегистрированных в e-konsulatе визовых заявлениях я получил ошеломительный ответ. Казалось бы, незарегистрированные заявления консульский отдел принимает к рассмотрению в исключительных случаях, и процент таких заявлений должен быть совсем небольшим. Оказалось, что в сентябре 2012 года консульский отдел в Минске принял к рассмотрению не зарегистрированных в системе e-konsulat заявлений в количестве около 26% от всех принятых визовых заявлений, в октябре – 39%, в ноябре – 29%. При этом в письме МИДа указывается (перевод с польского):

«Дополнительно обращаем внимание, что заявления без назначенной к подаче даты (=незарегистрированные – редакция) не могут быть отдельно идентифицированы, поскольку в момент принятия к рассмотрению в консульском отделе эти заявления вносят в систему e-konsulat. Поэтому нет возможности различить их (от зарегистрированных – редакция), и представленные данные являются примерными».

МИД Польши называет не зарегистрированные, а просто заполненные на сайте  by.e-konsulat.gov.pl заявления, «зарегистрированные без назначенной к подаче даты». Во избежание путаницы будем называть такие заявления просто «незарегистрированные».

Кроме того, в другом разъяснении на запрос RENESANS.BY указывается (перевод с польского):

«Консульский отдел Посольства РП в Минске принимает визовые заявления вне системы e-konsulat (незарегистрированные) единственно в случаях выезда в Польшу организованных групп спортсменов, детей, артистов и паломников, а также – заявления выезжающих в гуманитарных целях».

inforama.by: Что означает вышеуказанная информация?

А.Сумар: Прежде всего то, что имеется возможность подачи в консульство именно незарегистрированных заявлений гражданами, стремящимися получить визу, а на сайте посольства или где-либо в иных источниках не упоминается об этой возможности, она держится польским посольством в тайне.

Эта «возможность» является источником злоупотребления и одним из элементов налаженного визового бизнеса. Осенью 2012 года в интернете присутствовали объявления двух десятков белорусских фирм, предлагавших за оплату в 300-400 евро (это не считая консульского сбора 60 евро) быструю, без регистрации в системе e-konsulat подачу в польский консульский отдел в Минске визовых заявлений с гарантией быстрого – в течение 1 недели – получения годовой шенгенской визы.

Следует отметить, что в то же время активисты «Ренессанса» отслеживали процесс подачи визовых заявлений в минский консульский отдел, и вот что выяснилось.

Консульский отдел работает с 9.00 до 14.00, при этом с 9.00 до, примерно, 11.00, иногда до 12.00, то есть только половину рабочего дня, в окошках, расположенных на улице Кропоткина, сотрудницы консульского отдела принимают заявления, зарегистрированные в системе e-konsulat. Когда подача таких заявлений иссякает, сотрудницы консульства на всякий случай выкрикивают из окошек призыв подавать зарегистрированные заявления и далее начинают принимать незарегистрированные. Выходит, что незарегистрированных заявлений принимается не 20%, не 30%, а около 50%, что подтверждается вышеприведенным указанием польского МИД на примерный характер представляемых сведений о количестве принимаемых незарегистрированных заявлений. Кроме того, в минском консульском отделе существует «VIP-окошко», которое находится внутри здания и куда проходят «избранные» также с незарегистрированными заявлениями. Выходит, что консульским отделом принимается незарегистрированных заявлений более чем 50% или более 5000 штук в месяц. По информации «Ренессанс», фирмы-посредники выплачивают около 200 евро за положительное решение польского консула принять одно незарегистрированное заявление и выдать годовую визу. Выходит, что только прием к рассмотрению незарегистрированных заявлений может приносить организаторам визового бизнеса около миллиона евро в месяц (5000 х 200).

Получается замкнутый самоподдерживающийся бизнес: уводя из системы e-konsulat половину «дат» для регистрации заявлений (вместо которых принимаются незарегистрированные заявления), создается дефицит возможности зарегистрировать заявление на этом сайте для подачи в консульский отдел, что вынуждает граждан обращаться к посредникам, от которых часть выручки поступает мошенникам – организаторам этого бизнеса. Отмечу, что «Ренессанс» при помощи своих сторонников сделал контрольную закупку нескольких виз в консульском отделе посольства Польши в Минске, причем одна из годовых виз была проставлена в течение нескольких дней после передачи посреднической фирме паспорта и денег в «чистый» паспорт, в котором не было ни одной шенгенской визы. При условии предоставления польским Сеймом (парламентом) гарантий «не преследования» граждан, предоставивших свои паспорта для «контрольной закупки» виз, эти граждане могут выступить с показаниями в данном вопросе.

Следует обратить внимание на фразу из письма польского МИД: «..в момент принятия к рассмотрению в консульском отделе эти заявления (незарегистрированные – редакция) вносят в систему e-konsulat.».  Выходит, что информацию о тысячах незарегистрированных заявлений сотрудники консульства вручную вносят в систему e-konsulat, при этом общеизвестно, что в случае ошибочно указанной одной буквы или одной цифры в заявлении граждан, после длительных мучений честно «поймавших дату» на e-konsulate, их заявления не принимаются к рассмотрению, исправить ошибку не позволяется. (По сведениям «Ренессанса», не принимаются заявления с ошибкой в одной из следующих позиций анкеты: 1. имени; 2. фамилии; 3. дате рождения; 4. номере паспорта; 5. индивидуальном номере; 6. для некоторых виз – названии места работы; 7. в некоторых польских консульствах – адресе прописки). Но ведь заполнение заявления-анкеты происходит в стрессовой ситуации («Ура! Поймали дату!»); его могут заполнять люди старшего возраста, да и всякий может ошибиться, а исправить один-единственный знак не позволяется. Данное обстоятельство указывает на особый цинизм польских консулов и является еще одной неприкрытой мерой, направленной на поддержание дефицита мест на e-konsulate (гражданина с ошибкой в анкете отправляют опять «штурмовать» e-konsulat).

Для того чтобы выявить факт незаконного визового бизнеса в польском консульстве в Минске, необходимо вручную пересчитать принятые «бумажные» визовые заявления, выявить все «незарегистрированные» и выяснить, на кого оформлена анкета, кто и на каких основаниях подавал ее на рассмотрение в консульство, кто является приглашающей стороной – неужели столько детей, спортсменов и артистов каждый месяц выезжают в Польшу? Очень надеюсь, что этим займутся польские службы после выхода данной публикации.

inforama.by: А что же Ваше письмо в польский МИД?

А.Сумар: Наше письмо было оставлено без ответа. Чтобы форсировать события, я подал еще одно обращение – жалобу, но уже непосредственно в штаб-квартиру польского МИД в Варшаве, в здание, где находится кабинет министра Сикорского. Жалоба была записана под протокол сотрудником МИДа (в польском МИДе есть такая форма подачи жалобы). По прошествии месяца – срока, установленного польским законодательством для представления ответа, никаких известий из польского МИДа мы опять не получили.

inforama.by: То есть польский МИД не ответил на два официальных обращения?

А.Сумар: Да, и более того, я обращал внимание сотрудников польского МИДа на Петицию, направленную в это учреждение сторонником движения «Ренессанс» Сергеем Большаковым. Петиция была составлена на русском и польском языках и содержала предложения по повышению эффективности работы e-konsulata. К Петиции в интернете присоединились 2000 граждан Беларуси, однако она также была проигнорирована польским МИДом. Своими действиями министр Сикорский демонстрирует, что белорусы для него – люди второго сорта, и грех не обобрать этих оборванцев.

Польские граждане – сотрудники RENESANS.BY были крайне возмущены подобным поведением польского МИДа и предлагали мне направить еще одно письмо в МИД, но уже подписанное одним из поляков. «Пусть только не ответят!» Да, поляку министр Сикорский не посмел бы не ответить, но в данной ситуации письмо, подписанное мной, гражданином Беларуси, имеет такую же юридическую силу, как и подписанное гражданином Польши. Я отклонил предложение своих сотрудников и решил показать Пану, что с белорусами придется считаться.

В декабре 2012 года Польский центр исследований и сертификации (Polski Centrum Badan i Certyfikacji -PCBC) присвоил польскому МИД сертификат ISO 9001. Как указывалось в заявлении PCBC, были исследованы более 30 организационных процессов в польском МИДе, в том числе – процесс рассмотрения жалоб и предложений, и все процессы оказались соответствующими установленным стандартам; также отмечалось успешное внедрение в работу МИДа системы противодействия коррупции. От имени RENESANS.BY в феврале 2013 года мной была направлена жалоба в PCBC с целью приостановки действия сертификата. В качестве обоснования были приведены признаки коррупционной деятельности МИДа в вопросе выдачи виз в Беларуси и игнорирования официальных обращений.

После этой жалобы шляпа все-таки упала с Пана Сикорского, и МИДом мне был направлен ответ. Оказалось, что в непредставлении ответов МИДом виновата… сама организация RENESANS.BY, поскольку создает трудности в деятельности МИДа и задает сложные вопросы. Что касается коррупции, то, как указывает польский МИД, его  деятельность проверяла Najwyzsza Izba Kontroli – NIK (польский Госконтроль), и нарушений не было выявлено. Видимо, NIK проверял кабинеты МИДа в Варшаве и вряд ли пересчитывал визовые заявления в Беларуси. Никаких мер к исправлению ситуации не предлагалось. Появилось ощущение, что нелегальный визовый бизнес в Беларуси патронируется на самом высоком руководящем уровне польского МИД.

inforama.by: То, что Вы заявляете, несколько не увязывается с высказываниями посла Польши в Минске о причинах визового кризиса.

А.Сумар: Я бы сказал, что визовый бизнес вокруг польских консульств сопровождается активной дезинформацией, распространяемой польскими дипломатами в белорусских и польских СМИ. Целью этого, по моему мнению, является отвлечение внимания общественности от истинных основ визового бизнеса. Я недипломатично называю эту дезинформацию ложью. Позволю себе несколько комментариев.

Ложь номер 1 – «Виноваты хакеры, которых нет»

В ноябре 2012 года посол Польши заявил на пресс-конференции в Минске (цитирую):

«Существует группа, я не знаю, преступная или нет, имеющая хороших программистов, которые разработали какую-то методику, позволяющую блокировать определенное количество мест, которые продают потом на рынке. И продают у входа в консульство

Данное заявление – одно из многих в цепи статей и заявлений для прессы, в которых вина за сложности с регистрацией заявлений на e-konsulate взваливается сотрудниками польского МИДа на белорусских хакеров. В данном заявлении посол говорит о блокировании «мест» (или «дат»), их удержании в течение некоторого периода времени, довольно длительного, дальнейшем поиске заинтересованных лиц (у входа в консульство), заполнении блокированных «мест» личными данными граждан, купивших у хакеров эти «места», после чего следует непосредственно регистрация заполненного визового заявления в системе e-konsulat. Подобные действия предполагают серьезное вмешательство посторонних программистов в деятельность системы e-konsulat, то есть речь идет о взломе системы.

В конце февраля 2013 года я обратился с письмом в Генеральную прокуратуру Беларуси, в котором, между иным, просил о предоставлении сведений о взломе системы e-konsulat, если таковые были официально зафиксированы. Никаких сведений о взломе системы e-konsulat мне Генеральной прокуратурой предоставлено не было.

Известный журналист польской газеты Gazeta Wyborcza Андрей Почобут в интервью с высокопоставленным сотрудником белорусского МВД в декабре 2012 года получил информацию, что взломов системы e-konsulat не было зафиксировано.

Да и сами сотрудники польского МИДа официально не привели ни одного факта взлома своей системы. Если бы такой имелся – польский МИД ахал бы на всю Европу.

Необходимо отметить, для «польского уха» заявление посла кажется невероятным: если бы чиновник в Польше публично признался в существовании проблемы, с которой он не может справиться уже длительный период времени, он был бы немедленно отправлен в отставку как некомпетентный сотрудник. Но в данном случае господину послу почему-то все сходит с рук.

inforama.by: А в чем заключается правда?

 А.Сумар: Правда в том, что так называемое «блокирование мест/дат» является всего лишь быстрым занятием «даты», выдаваемой системой e-konsulat и быстрым заполнением заявления-анкеты. Эти быстрые действия производятся при помощи безвредных, совершенно легальных программ, широко известных под названием «скрипты». Написать (создать) скрипт может любой студент-программист и даже толковый школьник.

Заполнение анкет производится исключительно в течение регистрационной сессии, которую начинает и соответственно заканчивет сотрудник технического отдела польского МИДа, обслуживающий систему e-konsulat. Длительность регистрационной сессии постоянно сокращается, сокращается именно сознательными действиями польских сотрудников. Необходимо обратить внимание на то, что в августе-октябре 2011 года сайт e-konsulat с выбором дат подачи заявления в консульский отдел посольства Польши в Минске был свободно доступен в течение периода, примерно, от одной до двух недель; затем время выбора доступных дат стало постоянно сокращаться. Так в ноябре 2012 года регистрационная сессия для консульского отдела в Минске длилась 8 минут, а о длительности последней сессии в июне этого года вообще говорить не приходится: с первой секунды открытия сайта  e-konsulat для выбора дат и регистрации заявлений он «завис», а когда «отвис» – появилась привычная уже белорусам надпись, искаженная на польский манер: «отсутствие свободные даты».

Что касается скриптов, то техперсонал e-konsulata с ними успешно борется. К примеру, если заявление-анкета заполнено быстрее пяти минут, то оно не регистрируется системой e-konsulat, о чем появляется предупреждающая надпись на компьютере, с которого производится попытка подобной регистрации.

Мифические хакеры – удобный персонаж, на который перенаправляется возмущение общественности действиями сотрудников польского МИДа, управляющих системой e-konsulat.

inforama.by: Неужели сокращение времени выбора «дат» на польском сайте с двух недель до нескольких минут вызвано многократно увеличившимся количеством соискателей визы?

А.Сумар: Это невозможно, хотя бы учитывая демографические обстоятельства. Правда в том, что, кроме принятия незарегистрированных заявлений консульством в Минске, регистрация заявлений в системе e-konsulat  является еще одним способом извлечения прибыли организаторами визового бизнеса, контролирующими e-konsulat.

inforama.by: Значит, хакеры – ни при чем? А как же объявления о визовой поддержке, которыми заполнен интернет?

 А.Сумар: Необходимо принять во внимание, что фирмы, предлагающие услуги по оформлению визовых документов, выполняют полезную функцию для общества, как, например, адвокатские конторы. Заполнение визового заявления является сложной формальностью, которую необходимо преодолеть соискателю визы, а сделать это может далеко не каждый. Например, заявление-анкета на польском e-konsulate содержит около 80 вопросов, на которые надо ответить либо выбрать ответ из предложенных вариантов. Но самое главное – к заявлению требуется приложить дополнительные документы. Список документов отличается для каждого типа визы. К примеру, в Генеральном консульстве Польши в Бресте оформляют около 25 типов виз. На сайтах польских консульств указана не вся информация о документах, необходимых к представлению в консульство, и граждане попадают в западню, не взяв с собой на подачу заявления документ, не упомянутый на сайте консульства, например, трудовую книжку и справку из налоговой об отсутствии задолженности предпринимателя – при подаче документов на служебную визу. Отсутствие одной бумажки является поводом к отказу в приеме документов, а довезти недостающее разрешается крайне редко. Сегодня для белорусов недостающая бумажка означает повторную регистрацию на сайте e-konsulat, дополнительные расходы и потерю времени. Все тонкости визового бюрократизма знают в фирмах, занимающихся визовой поддержкой. Винить эти фирмы в сложившейся визовой ситуации никак нельзя, ибо не их вина, что услуга по оформлению визовых документов взлетела с разумных 20-50 долларов до немыслимых 400 евро в некоторых случаях. Беда в том, что эти фирмы втягиваются в преступный бизнес. Преступным для этих фирм бизнес становится в момент, когда фирма передает денежные средства, точнее – взятку, за преодоление искусственно созданных препятствий в оформлении визы. Кстати, ни один адвокат не сможет компетентно проконсультировать белорусов по вопросу оформления визовых документов, поскольку ни «шенгенский визовый кодекс», ни иные законодательные акты, которые адвокату пришлось бы изучить, не проясняют формалистских процедур, внедренных в польских консульствах. В этой связи некорректными выглядят воззвания, размещенные на сайтах других посольств стран ЕС, призывающие белорусских граждан не пользоваться услугами посредников, поскольку разобраться в визовых алгоритмах без помощи профессионалов является делом крайне сложным.

inforama.by: Как же все-таки фирмам, предлагающим услугу по регистрации визового заявления в системе e-konsulat, удается это сделать?

А.Сумар: По наблюдениям, проводимым «Ренессанс», сегодня на рынке предлагают услуги два рода фирм. Одни предлагают регистрацию заявления на сайте e-konsulat по цене 80$-150$. Граждане предоставляют этим фирмам свои личные данные и надеются на благополучный исход регистрации заявлений. Подобные фирмы всячески стараются усовершенствовать программы (скрипты), при помощи которых они регистрируют заявления на сайте e-konsulat в момент открытия сессии. Однако процентное количество регистрируемых в итоге заявлений невысоко, от 0 до 30% – как смело утверждают некоторые фирмы, хотя часто эта цифра является больше саморекламой, чем отражает реальные успехи фирмы.

Есть иные фирмы, услуга регистрации которых стоит от 150 евро до 270 евро, но при этом эти фирмы регистрируют на сайте e-konsulat более 90% заявлений-анкет обратившихся к ним граждан.

Среди множества своих знакомых я нашел директора одной из таких фирм, успешно регистрирующих заявления на e-konsulte, и нескромно поинтересовался причинами успеха. Вот что мне разъяснил директор.

Его фирма ведет в интернете сайт, на котором рекламируется услуга визовой поддержки. На фирму, благодаря рекламе, обращаются граждане, и довольно много – до нескольких сот в месяц. Ранее регистрация на сайте e-konsulata была лотереей – неизвестно, сколько анкет зарегистрирует скрипт и зарегистрирует ли вообще. Но однажды к нему на фирму обратилась некая женщина и предложила услугу по регистрации всех имеющихся у него анкет на сайте e-konsulat, а за услугу запросила 100 евро с каждой анкеты. Это предложение вызвало улыбку умиления. «Гражданка, на нас работают лучшие студенты-программисты Беларуси, создавая совершенный скрипт. А Вы кем будете?» В ответ гражданка сказала, что такого-то числа в определенное время (время было указано ночное, между 2 и 3 часами) будет открыт сайт e-konsulat и будут «выставлены» даты для регистрации визовых заявлений.

В указанный день и час директор садится за компьютер и заходит на сайт e-konsulat. И действительно, сайт с датами «открылся»! После такой демонстрации осведомленности  гражданка заслужила доверие. Теперь фирма собирает данные клиентов и электронной почтой пересылает их компетентной гражданке. После проведения регистрационной сессии, во время которой сайт e-konsulat «висит», а вся Беларусь со скриптами и без пытается войти на этот сайт, директор спокойно получает электронной почтой уже зарегистрированные заявления-анкеты, при этом всегда почти всех своих клиентов.

inforama.by: Откуда та гражданка могла знать время открытия регистрационной сессии, и как она регистрирует заявления?

А.Сумар: Время открытия регистрационной сессии известно сотрудникам польского МИД, например, послу Польши, а гражданка, вероятно, является посредником между посольством и фирмой, собирающей клиентов. Если само посольство  разместит публичное объявление о регистрации заявлений на своем же сайте e-konsulat по цене 100 евро за заявление, это вызовет скандал, во избежание которого и необходим посредник. Выяснить, куда пересылаются данные граждан для регистрации заявлений, мы не можем, поскольку у «Ренессанса» нет милицейских полномочий. Но некоторые меры в этом направлении нами были предприняты, о чем речь пойдет далее. Отмечу, что регистрация визовых заявлений на сайте e-konsulat является второй «половинкой» визового бизнеса, приносящей его организаторам, по нашей оценке, еще около миллиона евро в месяц. Неплохая прибавка к министерской зарплате.

Публикация продолжения материала ожидается 24 июля.