https://www.traditionrolex.com/8
<p>Путешественников не смущает ни то, что приглянувшаяся им натура находится на территории промышленного предприятия, ни то, что именно утонувшие здесь туристы все чаще пополняют статистику несчастных случаев</p>

Меловые карьеры ОАО «Красносельскстройматериалы» второе лето подряд на пике популярности у любителей дикого отдыха на природе. Путешественников не смущает ни то, что приглянувшаяся им натура находится на территории промышленного предприятия, ни то, что именно утонувшие здесь туристы чаще всего пополняют статистику несчастных случаев на воде в Волковысском районе, сообщает «Советская Белоруссия».

Гиблое место

Красносельские карьеры стали местом притяжения для отдыхающих два года назад. После того, как кто–то из местных жителей выложил в интернет фото бирюзовой воды в обрамлении меловых гор. После публикации первых картинок к отработанным карьерам отовсюду потянулись жаждущие новых впечатлений. Их манит экзотическая, почти неземная красота здешних мест. Белоснежные обрывы высотой с 12–этажный дом. Прозрачная лазурная вода, которая от каждого движения окрашивается в молочно–белый цвет. Серебристая прибрежная линия из шелковистого мела... Этот космический ландшафт только за два неполных купальных сезона забрал жизни шести человек.

1

Наблюдая вереницы автомобилей с номерами различных регионов, тянущиеся по направлению к карьерам, местные жители недоуменно качают головой. Они знают об опасности, которую таят живописные пейзажи. С удивлением смотрят, как безбашенные горожане не только купаются в пропитанной известью воде, но и обмазывают опасным для здоровья составом своих детишек. И все ради «прикольного» фото. У местных же считается недопустимым не только окунаться в воду, но и подходить к ней. Бирюзовое озеро окружает пропитанное влагой меловое месиво, которое засасывает попавшего в него человека не хуже болота или зыбучих песков.

Отвесные высокие берега ежеминутно грозят оползнями. На предприятии еще долго будут помнить трагический случай, произошедший несколько лет назад на действующем карьере, когда обрушившейся породой завалило несколько грузовиков. Увы, не обошлось без жертв...

Как ты объяснишь это все охочим до новых впечатлений туристам? В хорошую погоду, особенно по выходным, они приезжают сюда сотнями. Кто–то налегке: с пакетом с водкой, пивом и закуской. Некоторые готовятся более основательно и привозят сюда палатки, посуду и электрогенераторы. Заместитель генерального директора ОАО «Красносельскстройматериалы» Марьян Юровский рассказывает, что неоднократно пробовал вразумить отдыхающих:

— Если им так нравятся промышленные пейзажи, пусть попробуют устроить пикник на территории МТЗ. Меловые карьеры — это филиал нашего предприятия. Находиться здесь посторонним категорически запрещено. И не только в целях их безопасности. Они просто мешают. В прошлые выходные груженые БелАЗы не могли проехать по дороге из–за припаркованных вдоль нее машин отдыхающих.

«Дорогие» гости недешево обходятся

Чтобы усложнить путь к карьерам, администрация предприятия перегораживает съезды с основной трассы бетонными плитами, устанавливает «кирпичи» и другие запрещающие знаки. Ноль эффекта... Туристы отодвигают бетон, ломают знаки и объезжают перегороженные участки дорог прямо по засеянным полям. Обнести забором территорию в 300 гектаров нет возможности. Местное руководство горько шутит, что необходимую сумму можно выручить, только продав завод.

2

В попытках противостоять нашествию на предприятии была организована двухсменная работа дружинников. Они 10 часов в сутки ежедневно ходят вдоль карьерных берегов и упрашивают отдыхающих не рисковать своей жизнью. Мирный диалог помогает редко. Вот несколько недавних записей в журнале дежурств: «10 июля. Много машин с номерами Бреста, Гомеля, Минска, Гродно, России, Литвы. Требования покинуть промзону игнорируются», «13 июля. На берегу 60 машин. С людьми проведена беседа. Реакция нулевая». Мои спутники рассказали случай, когда подвыпивший турист на претензии дежурных просто вынес стопку купюр со словами: «Передайте сотрудникам ГАИ за то, что проехал под знак, — и отстаньте».

Параллельно дружинники ведут подсчет поврежденных запрещающих знаков. Каждую неделю гуляки под действием горячительного ломают по 2—3 штуки. К слову, еженедельно работники завода вывозят с «мест отдыха» по тракторному прицепу мусора. Директор филиала № 4 карьероуправления ОАО «Красносельскстройматериалы» Сергей Бортяков особо подчеркивает, что такой «туризм» крайне обременителен в обслуживании:

— Мы вынуждены отрывать людей от производства для патрулирования отработанных карьеров и уборки мусора. Сюда добавьте использование транспорта: пешком много не пройдешь.

В качестве альтернативы туристам предлагают отдыхать на отработанных местах добычи мела, отчужденных предприятием. Здесь проводилась рекультивация: специально сглаживались берега, обустраивалось прибрежное мелководье и укреплялась почва на пляжах. Но, конечно же, на таких рукотворных озерах уже нет того космического ландшафта, который и притягивает экстремалов. Поэтому люди тут появляются крайне редко.

По–хорошему, можно было бы рекультивировать одним махом все карьеры и таким образом отвадить непрошеных гостей. Но так как процедура эта чрезвычайно дорогостоящая, она производится медленно, поэтапно — по мере появления средств.

Увидеть и умереть

С ростом популярности промышленных карьеров кривая смертности на воде в Волковысском районе уверенно поползла вверх. За 10 лет на меловых раскопах погибли 9 человек. Из них трое — в прошлом году и трое — только за первый летний месяц этого года. Само собой, быть рядом с водоемом в жаркий день и не поплавать — такое выдержат немногие. А среди отдыхающих здесь сложно увидеть трезвого человека. Вот и тянет на геройства. Нередки случаи, когда туристы заплывали далеко и не выдерживали переохлаждения. Вода–то в карьерах холодная — всего 5 градусов. Попасть в нее из 30–градусной жары — серьезный удар по организму.

Особо рисковые заканчивают жизнь в попытках красиво спрыгнуть с отвесного обрыва, констатирует председатель Волковысской районной организации ОСВОД Наиль Башмаков:

— Последний несчастный случай произошел 22 июня. 23–летний парень прыгнул в воду с 12–метровой высоты. Что с ним произошло дальше, сейчас сложно судить. То ли потерял ориентацию от удара о воду, то ли переохлаждение виновато... Но на поверхность он не выплыл.

Устанавливать здесь спасательные посты никто не собирается. Странно было бы организовывать туристическую индустрию на территории промышленного предприятия. Находиться здесь запрещено. Точка.

На предприятии «Красносельскстройматериалы» и рады были бы махнуть рукой на тех, кому не дорога собственная жизнь. Но с каждым новым утопленником только ужесточают контроль, снова и снова высылая дружинников выискивать вдоль береговой линии незадачливых путешественников. Сколько может продолжаться противостояние отдыхающих и администрации предприятия? Пока жива человеческая глупость?

 Катерина ЧАРОВСКАЯ, фото автора

https://www.traditionrolex.com/8