<p>Сегодня едва ли не каждый второй белорус готов с восторгом описывать заграничные достопримечательности, расхваливать заморские курорты, но при этом ни разу не посетил Браславские озера или Несвижский замок. Стыдно как–то, не находите?</p>
Вы бывали на красносельских меловых карьерах, в нарочанском дендропарке или в музее народной архитектуры и быта (в простонародье «Строчицы»)? Не знаете, где это? Вы не одиноки. Сегодня едва ли не каждый второй белорус готов с восторгом описывать заграничные достопримечательности, расхваливать заморские курорты, но при этом ни разу не посетил Браславские озера или Несвижский замок. Стыдно как–то, не находите?
Во время недавнего пресс–тура по Нарочанскому краю председатель Миноблисполкома Борис Батура обратил внимание на продвижение белорусских достопримечательностей в интернете. Вернее, его фактическое отсутствие. Показательный пример — сайт Слуцкого райисполкома. Для туристов здесь с трудом можно найти интересную информацию о двух агроусадьбах и единственной гостинице. При этом в районе три эксклюзивных музея, аналогов которым нет не только в стране, но и у многих наших соседей. Речь о музеях соловья, молока и утюгов. Вот только кто об этом знает? Зато о музее соловья в российском Курске наслышаны многие. Вспомнилось, как знакомые восторженно делились впечатлениями: вроде ничего сверхоригинального не предлагают, стихи и сказки про птичку читают, а людям–то нравится. Другой район Минской области — Червенский, и снова мало интересного: в разделе «Туризм и отдых» четыре агроусадьбы и база отдыха. Нет здесь упоминаний ни о дворцово–парковом ансамбле Монюшек, ни о старинной церкви Святого архангела Михаила. А ведь посмотреть на этих свидетелей истории нашлось бы множество желающих.
Одна из популярных агроусадеб. Выставка–дегустация продукции районных предприятий. Сыр, копчености, йогурты — вкуснотища! Как тут не попробовать! Спрашиваем: купить можно? Нет, отвечают, сегодня только на пробу. Обидно. Уходим ни с чем. А ведь производители могли прямо на месте сбыть недельный запас продукции, пока покупатели еще под впечатлением. Не продумали. Впрочем, этим «не продумали» у нас можно охарактеризовать большую часть придорожного сервиса, какой регион ни возьми. Вот популярный у турфирм маршрут «Островецкая кругосветка» по Гродненской области. Удивительные места: Ворняны, Кушляны, Гервяты, Михалишки. Туристы в восторге. Кадр за кадром стараются запечатлеть красоты архитектуры. Одно только обстоятельство угнетает: на 400 километров дороги — единственная стоянка, где, простите за подробности, даже туалета нет приличного. А много ли мест для остановки, скажем, на популярной туристической трассе Минск — Нарочь? Что уж там говорить о таких элементарных вещах для иностранного туриста, как бесплатный прокат велосипедов или Wi–Fi на старых улочках Минска, Гродно, Витебска...
Статистика Минспорта и туризма беспристрастна: в прошлом году Беларусь посетили почти 119 тысяч организованных туристов — на 18 процентов меньше запланированного. Значит, надо по–новому браться за дело. Изучать, продвигать, популяризировать, дав понять иностранцу: в Беларуси немало интересного! Из прошлого отпускного сезона в память врезался отличный пример туристической рекламы. На каждом углу в Минске красовалось предложение «Лето в Грузии». Красочные пейзажи, национальная изюминка — и уже не сомневаешься, что вот он, идеальный отдых. Словом, главное — правильно преподнести. А почему не «Лето в Беларуси» со своим национальным колоритом?
Тут–то и обнаруживается еще один подводный камень нашей туристической отрасли — заметный дефицит профессионалов. В прошлом году в Минской области только 16 экскурсоводов и всего один гид–переводчик прошли профаттестацию. Капля в море. По данным Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов–переводчиков, всего в стране чуть более 1 100 аттестованных специалистов, а работает из них лишь половина. Негусто. Да и чему удивляться, если всего–то год назад в стране насчитывалось только 200 гидов–переводчиков, 158 из которых работали в Минске. На Гомельщине и Могилевщине таких специалистов не было вообще...
Правда, дело все же движется: важность самопиара капля за каплей проникает и в наше сознание. На сайтах райисполкомов появляются фото значимых мест, которые расхваливают во всей красе. А на днях заработал туристический портал Нарочанского края. Прорыв, не меньше. Здесь и интерактивные карты, и информация о гостиницах, и координаты объектов придорожного сервиса, и маршруты по памятным местам. Словом, добро пожаловать!