<div class="intro article_text">
<p>Знакомство с историей Бреста для прибывающих сюда по железной дороге сотен тысяч гостей начинается с вокзала. Самые любознательные из них могут начать его прямо здесь с экскурсии по его музею</p>
</div>

Знакомство с историей Бреста для прибывающих сюда по железной дороге сотен тысяч гостей начинается с вокзала. Самые любознательные из них могут начать его прямо здесь с экскурсии по его музею. 

Накануне Дня железнодорожника корреспондент «Брестской Газеты» встретился с хранителем истории вокзала станции Брест-Центральный и Брестского отделения Белорусской железной дороги Саввой Тихоновичем Шпудейко. Разговор зашел о ближайших планах историко-политического музея.

Уже пять лет пассажирский комплекс вокзала станции Брест-Центральный реконструируют. Сегодня ведутся работы четвертой очереди четвертого в истории возрождения одного из главных символов современного Бреста. В ближайшее время строители приступят к ремонту кассового зала (сами кассы временно будут работать в соседнем административном здании, приспособленном под зал ожидания - прим. авт.). Здесь в здании багажного отделения рядом с архивом станции временно расположился историко-политический музей. И, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное. Пять лет музей находится там же.

Несмотря на трудности и то, что большинство экспонатов законсервированы, здесь проводят экскурсии. Только в этом году в музее побывало более 800 человек. Группы из-за рубежа и брестские школьники с одинаковым интересом изучают историю древнейшего белорусского вокзала, а с ним и старейшей железной дороги. Историю величественную и трагическую, словно списанную с истории Беларуси.

«Наш вокзал и сам памятник, - каламбурит Савва Тихонович, - в смысле памятник архитектуры Республики Беларусь. В память о прошедших событиях на его фасадах установлены памятные доски: о подвигах защитников вокзала, о факте проследования Ленина в 1900 году в Германию для издания газеты «Искра». А какие люди здесь побывали! С 1886 года вокзал встречал и провожал: царей Николая I, Александра II, Александра III, Николая II, Сталина, Ворошилова, Хрущева, Брежнева, Косыгина, Машерова, Громыко, Ким Ир Сена, Помпиду, глав Правительств Варшавского договора. Артистов 3ыкину, Пьеху, Ротару, Ульянова, Кобзона, композиторов Пахмутову, Добронравова, космонавтов Климука и Терешкову.

0

Через вокзал прошло множество делегаций. У него богатейшая история. Он неразрывно связан с Брестом и его жителями. Что касается музея, то мы всю историю вокзала ведем в специальных книгах и на стендах. Отражаем трудовые будни нашего коллектива, ведь у нас четырнадцать работников получили почетные звания и награждены знаком «Почетный железнодорожник». В особом почете династии: И.И. Киселя - общий трудовой стаж 252 года; семья И. Рачковской (Липко), родственники работали еще на Брест-Литовской железной дороге с 1913 года; семья А.В. Семака - 125 лет, семья Т.Г. Гутик - 183 года, всего на вокзале трудилось и продолжает работать одиннадцать династий. Выставочные стенды рассказывают об истории, трудовой деятельности, спортивной работе, отдыхе, праздничных мероприятиях в дни юбилеев. Вся работа музея осуществляется при тесной поддержке начальника вокзала Виктора Федоровича Кулая и его помощников.

- Савва Тихонович, насколько я помню, несколько лет назад в начале реконструкции были большие планы и со стороны руководства вокзала, и со стороны руководства транспортной милиции об увековечивании памяти защитников вокзала станции Брест-Центральный. Тогда еще шли разговоры о внесении предложений назвать одну из улиц в честь защитников вокзала, а на привокзальной площади разместить памятный знак.

- Я считаю, что освобождение Беларуси и нашего города, очередную годовщину которой мы на днях отмечали, начиналось в июне 1941 в подвалах нашего вокзала. Если бы тогда на дни, на недели каждый укрепрайон маленькой Беларуси не остановил врага, блицкриг фашистов возможно бы и удался. Защитники вокзала: и милиционеры, и железнодорожники, и военные – достойны памяти о своем героизме. Брестские скульпторы уже создали прообраз будущей стелы в макете. Арка, символизирующая западные ворота нашей страны, в которой переплетены искореженные железнодорожные рельсы - символ войны,  увенчанные двумя скульптурами журавлей, летящих к солнцу, к новой свободной и счастливой жизни. В основании – щит, на котором будут закреплены имена 41 защитника вокзала, судьбы многих из них нам уже удалось восстановить.

- А что касается общих планов создания полноценного музея, какие перспективы?

- Ждем переезда, нам твердо пообещали выделить помещение в отреставрированном центральном зале. К слову, на сегодняшний день в нем заканчиваются отделочные работы, завершается и реконструкция ресторана, который также именуется историческим – ему 126 лет. При царе на вокзале уже действовали буфеты, где можно было откушать горячие блюда.

1

Завершается отделка центрального зала

Работы по реконструкции ведутся стройтрестом № 8, его подразделением «Буг», активно помогают студотряды. Планируется к первому сентября открыть дверь центрального входа. Сейчас ведется работа по созданию современных подъездных путей к вокзалу. Символично, что когда строители сняли старый асфальт, на участке ближе к самому вокзалу обнаружили еще царскую брусчатку. Ведь в свое время, чтобы барышни в длинных платьях не испачкали их, переходя железнодорожные пути к вокзалу, было решено провести путепровод, по которому лихо разъезжали конские упряжки. Так что и мы надеемся, что наши строители сделают инфраструктуру обновленного вокзала такой же комфортной, как это было в далекие времена его создания.

Справочно: историко-политический музей вокзала станции Брест-Центральный был создан 24 мая 1986 года на базе первоначальных архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Гродно, мемориального комплекса «Брестская Крепость-герой», личных воспоминаний работников станции и тех, кто был причастен к созданию музея. Большой вклад в его создание внесли С.Г. Столярчук, Ю.И. Наймушин, С.Т. Шпудейко. В музейном фонде насчитывается 98 экспонатов, множество уникальных документов, писем и книг. Особым украшением экспозиции в свое время стала панорама вокзального комплекса, созданная студентами тогда еще Брестского политехнического университета. Коллектив участвовал в выставках ВДНХ, есть дипломы, грамоты и Правительственные награды.

Антон АЛЕКСАНДРОВ