https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сегодня на пляжах Минщины немало загадочных заведений. Об их существовании не знает никто — они попросту не числятся ни в одном из официальных документов. То есть их как бы нет, но на пляже палатка, торгующая мороженым, чипсами и напитками, стоит. Остается только догадываться, какого качества продукты продает эта кафешка, не имеющая официального разрешения. Отдыхающие, покупая здесь мороженое и пирожки своим детям, впрочем, о возможных рисках для своего здоровья и не догадываются</p>

Корреспонденты «Белорусской Нивы» проехались с сотрудниками Комитета государственного контроля Минской области по наиболее популярным пляжам и по некоторым дачным кооперативам Минского района и узнали, насколько безопасно для здоровья можно подкрепиться или затариться в местных кафе и магазинах.

В Рейд выехали в пятницу — предвыходной день, когда многие из нас, не дожидаясь субботы, отправляются на долгожданный отдых после трудовой недели. Правда, в «нашу» пятницу погода не заладилась с самого утра…

Но пасмурный день — разве стоящая причина для закрытия кафе? Только вот владельцы пляжных общепитов так не думают.

На одном из пляжей водохранилища Птичь замок висел на всех трех имеющихся здесь кафе. Хотя, если верить режиму их работы, указанному на вывеске, все они должны были в это время обслуживать посетителей. Звоним владельцу одного из кафе — в ответ слышим: «Погода плохая, людей нет. Зачем работать?» Но как же нет людей? Сидят рыбаки, прогуливаются влюбленные парочки. Конечно, это не толпа в солнечный субботний полдень, но и эти немногочисленные отдыхающие, уверена, не отказались бы от горячего чая в прохладный день.

К тому же местные власти разрабатывают план размещения подобных заведений — они не могут разрешить обосноваться на одном пяточке сразу десятку предпринимателей, и некоторым приходится отказывать. Поэтому, когда открывшиеся заведения нарушают режим работы и, следовательно, не предоставляют обещанных услуг, возникает логичный вопрос о целесообразности их существования. Ведь на это место могли прийти другие предприниматели и работать на совесть.

 

3

В сельмаге в деревне Озерец из фруктов и овощей на прилавке только лук, один вилок капусты, несколько арбузов и яблоки


Аналогичная ситуация  на пляжах Заславского водохранилища. Далеко не все заведения работали и на берегу водохранилища Дрозды. Практически у всех из посещенных объектов общественного питания нет вывески с указанием названия заведения и режима его работы, как и нет информации о том, почему в данный момент кафе не работает. Согласно Правилам осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общепита, утвержденным постановлением Совета Министров Республики  Беларусь  от   07.04.2004 г. № 384, если продавец ушла в отпуск или на больничный, владелец обязан об этом предупредить своих посетителей, повесив объявление. Почему, например, директор одного из кафе на водохранилище Дрозды этого не сделал? «Вывеска есть, но она находится внутри заведения, которое сейчас закрыто», — объяснил он нам.

Возможно, кто-то назовет наше сетование на отсутствие таких вывесок обычной придиркой. Но ведь они напрямую влияют на покупательский спрос. Прогуливаясь здесь однажды и увидев всюду закрытые кафе, лично я для себя решу, что впредь сюда нужно ехать «со своим самоваром». Либо не ехать вообще. А потом предприниматели будут жаловаться на убыточность их бизнеса.

По итогам мониторинга Комитет госконтроля Минской области направил рекомендации исправить недоработки девяти объектам общественного питания. Но на деле практически все пляжные кафе, которых в Минском районе около 50, нарушают режим работы.

 Сегодня на пляжах Минщины немало загадочных заведений. Об их существовании не знает никто — они попросту не числятся ни в одном из официальных документов. То есть их как бы нет, но на пляже палатка, торгующая мороженым, чипсами и напитками, стоит. Остается только догадываться, какого качества продукты продает эта кафешка, не имеющая официального разрешения. Отдыхающие, покупая здесь мороженое и пирожки своим детям, впрочем, о возможных рисках для своего здоровья и не догадываются.

Зато на запрет продажи пива вблизи водоемов бурно реагируют как продавцы, так и покупатели. Недовольство первых понятно — они потеряли основной источник дохода. Вторым же, как правило, не хватает привезенного с собой, а за «добавкой» они раньше ходили вот к таким пляжным лоткам. «Люди не понимают запрета, возмущаются и думают, что я шучу, когда говорю, что у меня есть шашлык, но нет пива», — говорит продавец одной из мини-шашлычных. А у самого тем временем висит «реклама»: «Холодное. На розлив. Квас». С трудом верится, что в его холодильнике стоит только газировка. Наверняка, если очень попросить, пару литров алкоголя точно найдется. А безопасность на воде? Если о ней не думают сами отдыхающие, то тем более она не заботит торговцев.

НЕКОТОРЫМ дачникам, впрочем, совсем не до пива — им бы продуктов к обеду где-нибудь поблизости купить. Но такая возможность есть далеко не у всех. К слову, в садовом товариществе «Птичь», что рядом с деревней Прилучки, такой роскоши, как магазин, нет вовсе. Не заезжает сюда и автолавка. Продукты дачники либо везут с собой из Минска, любо идут в соседний поселок Атолино. Нет магазина и в дачном кооперативе в деревне Дубинцы.

— Да мы привыкли без магазина, — с досадой говорит местный дачник Иван. — Поэтому все продукты везем с собой из города. Хотя, конечно, бывают случаи, когда что-то забудешь. Если бы был магазин, сходили бы и докупили.

В соседнем дачном товариществе «Птичь-219» магазин есть. На его вывеске указан режим работы с 9.00 до 16.00, понедельник-вторник выходной. Однако на момент нашего посещения (пятница, около 14.00) он был закрыт. Точь-в-точь повторилась история с пляжными кафе — нет никакой информации о причине закрытия и о том, будет ли он вообще сегодня работать.

1

Такая «свинина второй категории» встречается в деревенских магазинах

А если в деревне есть магазин и он открыт? Ассортимент там, как правило, весьма скромный. В наличии всего один вид молока, пару наименований сыра, небольшой выбор фруктов и овощей. Когда зашли в сельмаг райпо в деревне Озерцо, из фруктов и овощей нашли на прилавках только лук, один вилок капусты, пару арбузов и яблоки. Правда, заведующая магазином нас заверила: заявка на овощи и фрукты в райпо подана еще два дня назад. Плохо сюда поставляются и другие товары — порой приходится ждать до семи дней.

А что насчет срока годности? Если на колбасе дату изготовления еще можно разглядеть, то разобраться с расфасованной непосредственно в магазине продукцией крайне сложно. Скажем, кто из нас задумывается о сроке годности весового печенья и конфет? Неизвестно, сколько стоят они в килограммовых коробках, и мы просим взвесить по двести граммов разных. Аналогичная ситуация с сыром — его разрезали на небольшие куски, поставили этикетку «упаковано тогда-то». Но ведь не сказано, когда произведена данная продукция — быть может, уже вчера истек срок ее годности. В том же магазине в деревне Озерцо не было информации о сроке годности и производителе на расфасованных продавцом кондитерских изделиях и пельменях. Такие примеры есть буквально в каждом магазине — и в частном, и в государственном.

Летом покупателю могут предложить также товар, нормальный по срокам годности, но непригодный для употребления. В жару быстро размораживаются многие продукты, которые в магазинах замораживают повторно. Несложно представить, что вы принесете домой: несколько раз замороженный и размороженный продукт просто расползется в руках.

Заходим в магазин Минского райпо в деревне Волковичи. Здесь в торговом зале видим кур, только что поступивших со склада райпо. На ярлыках, прикрепленных к ящикам, значится: куры глубокой заморозки. Однако, судя по внешнему виду, они были давно разморожены — мягкие на ощупь, с жидкостью в пакетах. Тем не менее продавец их приняла и собиралась складывать в морозильную камеру для дальнейшей продажи.

Не имея широкого ассортимента продуктов повседневного спроса, но стараясь хоть как-то привлечь покупателей, некоторые сельмаги активно рекламируют алкоголь с нарушением требований Закона Республики Беларусь «О рекламе». Пожалуй, только в таких небольших деревушках сегодня можно найти пиво и вино по акции.

БОЛЬШИНСТВО отдыхающих привыкли, что ни на пляже, ни возле своего дачного домика они не найдут нормальную торговую точку, поэтому везут провиант с собой. В то же время владельцы сельмагов жалуются на небольшой товарооборот, низкий покупательский спрос. Когда у них спрашиваешь, почему нет того или иного товара, отвечают: никто не покупает, поэтому не завозим. Словом, очередной замкнутый круг. Но все же, если бы торговля приучила дачников к горячему хлебу и свежей колбасе, они бы не стояли в очереди в городских супермаркетах, а отоваривались на месте: одним — удобство, вторым — выгода, в результате все довольны. Пока же, собираясь в выходные на дачу, решаем: кто в семье освободится после работы пораньше, тот и сходит в магазин...

Яна МИЦКЕВИЧ

Фото Павла ЧУЙКО

https://www.traditionrolex.com/8