https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="font-family: verdana,geneva,sans-serif;"><span style="font-size: 12px;">Ко­лум­нист «Боль­шо­го» Алек­сандр Де­мидо­вич пы­та­ет­ся оп­равдать го­ре-ди­зай­не­ров из бри­танс­кой ком­па­нии INS­TID, а за­од­но по­нять, кто же мы — лю­ди на бо­лоте</span></span><em></em></p>

Ко­лум­нист «Боль­шо­го» Алек­сандр Де­мидо­вич пы­та­ет­ся оп­равдать го­ре-ди­зай­не­ров из бри­танс­кой ком­па­нии INS­TID, а за­од­но по­нять, кто же мы — лю­ди на бо­лоте.

     Шу­миха с раз­ра­бот­кой ло­готи­па Минс­ка зас­та­вила за­думать­ся, нас­коль­ко хо­рошо мы се­бя зна­ем. Спе­ци­алис­ты бри­танс­кой ком­па­нии INS­TID с ка­кой-то ста­ти ре­шили по­зици­они­ровать Минск как ум­ный го­род. Весь­ма спор­ное ут­верж­де­ние. Ком­форт­ный для жиз­ни — да. Зе­леный и чис­тый — да. Но ни ра­зу не ум­ный. Не­уда­чи анг­ли­чан лег­ко спи­сать на нес­по­соб­ность по­нять са­мобыт­ность и сво­еоб­ра­зие пси­холо­гии бе­лорусс­ко­го на­рода. Од­на­ко чем объяс­нить па­толо­гичес­кую нес­по­соб­ность от­ве­тить са­мим на, ка­залось бы, прос­той воп­рос: «Кто мы есть, бе­лору­сы?».

    По­чему-то счи­та­ет­ся, что бе­лору­сы тру­долю­бивы и вы­нос­ли­вы. Эт­нопси­холо­гичес­кий сло­варь на­зыва­ет упорс­тво од­ной из на­ибо­лее ха­рак­терных черт бе­лору­сов. Од­на­ко мно­го ли ума нуж­но не­делю пи­лить руч­ной пи­лой то, что на ле­сопил­ке ре­аль­но сде­лать за час? Пе­дагог, ли­тера­тор и эт­нограф Фе­дот Куд­ринс­кий в очер­ке о бе­лору­сах, опуб­ли­кован­ном в да­леком 1904 го­ду, пи­сал сле­ду­ющее: «Из не­дове­рия к сво­им си­лам и луч­шим ка­чест­вам вы­тека­ет неп­редп­ри­им­чи­вость бе­лору­са. Для предп­ри­им­чи­вос­ти нуж­на ве­ра в се­бя. Бе­лорус не вос­пи­тал в се­бе этой ве­ры. Предп­ри­им­чи­вый мин­чук или мо­гиле­вец — яв­ле­ние ред­кое, воз­можное, ско­рее, как иск­лю­чение из эт­ногра­фичес­ко­го ти­па, чем как приз­нак на­род­но­го ха­рак­те­ра. Слиш­ком обо­рот­ли­вого бе­лору­са зас­ме­ют со­седи. О нем го­ворят, что он от­бился от ро­ду, за­хотел чу­жого хле­ба. Толь­ко край­няя нуж­да зас­тавля­ет бе­лору­са предп­ри­нять по­ис­ки ра­боты на сто­роне». 

    И ес­ли уж бе­лорус от­ва­жит­ся на за­работ­ки на сто­роне, то неп­ре­мен­но про­явит свою «фа­миль­ную» чер­ту — ги­перт­ро­фиро­ван­ное по­нима­ние цен­ности де­нег. Ина­че чем еще объяс­нить зап­ро­сы элект­ри­ка: 500 дол­ла­ров за ус­та­нов­ку ро­зеток в до­ме? Или ап­пе­титы сан­техни­ка: 30 дол­ла­ров за пол­ча­са ра­боты? Или гла­мур­ные клу­бы, ко­торые за­ламы­ва­ют та­кие цен­ни­ки за про­веде­ние пре­зен­та­ций и кор­по­рати­вов, что ивент, по­рой, вы­год­нее про­вес­ти за пре­дела­ми си­не­окой. 

demidovich_M-480x195

    По­чему в Бе­лару­си все че­рез од­но мес­то? Пос­ледс­твия сов­ка? Так ведь столь­ко лет прош­ло. От­сутс­твие вы­год­ных ус­ло­вий ве­дения биз­не­са? Воз­можно, но зна­комые биз­несме­ны, ве­дущие де­ла на рын­ках Бе­лару­си, Рос­сии и Ук­ра­ины, го­ворят об об­ратном. Не­обос­но­ван­ный рост зарп­лат? Бе­зус­ловно, 500-дол­ла­ровая зарп­ла­та де­валь­ви­рова­ла цен­ность де­нег, од­на­ко это ско­рее следс­твие, а не при­чина, по­чему со­седи все ча­ще на­зыва­ют бе­лору­сов кур­ку­лями.   

    Прос­матри­вая ма­тери­алы Куд­ринс­ко­го и дру­гих эт­ногра­фов то­го вре­мени, об­на­ружил од­ну ин­те­рес­ную ги­поте­зу, ко­торая, впро­чем, не мо­жет пре­тен­до­вать на ис­ти­ну в пер­вой инс­тан­ции. Во-пер­вых, у бе­лору­сов до ре­волю­ции бы­ли хо­рошие учи­теля: бла­года­ря зо­не осед­лости на­селе­ние тер­ри­тори­аль­ной Бе­лару­си на 40% сос­то­яло из ев­ре­ев с ком­мерчес­кой жил­кой. Во-вто­рых, сель­ские бе­лору­сы до ХХ ве­ка жи­ли пре­иму­щест­вен­но на ху­торах. От­шель­ни­ки, ко­торые на­де­ялись толь­ко на свои си­лы. За­раба­тыва­ли сво­им хо­зяй­ством. А те нем­но­гие пут­ни­ки, ко­торые про­бира­лись че­рез по­лесс­кие бо­лота, при­носи­ли не­боль­шой, но все-та­ки до­ход. До­ход, ко­торый ху­торя­нам при­ходи­лось рас­тя­гивать как ми­нимум до сле­ду­юще­го слу­чай­но­го пут­ни­ка. По­это­му не­кото­рые по­лешу­ки не скром­ни­чали в сво­их зап­ро­сах. Вот уж, дей­стви­тель­но, все пе­реда­ет­ся с мо­локом ма­тери… 

***
    Не так дав­но прош­ла ин­форма­ция, что во­семь бо­лот Бе­лару­си, на­ходя­щих­ся под ох­ра­ной го­сударс­тва, — на гра­ни унич­то­жения. Увы, даль­ней­шее осу­шение бо­лот не ре­шит энер­ге­тичес­кую бе­зопас­ность стра­ны, а лишь убьет по­тен­ци­аль­ный объект для раз­ви­тия ту­риз­ма. Хо­чет­ся ве­рить, что по­лесс­кие бо­лота удаст­ся спас­ти, а вот от при­суще­го бе­лору­сам кур­куль­ства хо­чет­ся из­ба­вить­ся раз и нав­сегда.

https://www.traditionrolex.com/8