<p>В лицо его знают немногие, хотя слышали о нем практически все жители Беларуси и сотни иностранцев. Десятки людей из разных уголков страны и мира съезжаются в Гродно, чтобы в 11.58 увидеть, как ежедневно с девятиэтажной пожарной каланчи он «выдувает медь» на своей трубе</p>

В лицо его знают немногие, хотя слышали о нем практически все жители Беларуси и сотни иностранцев. Десятки людей из разных уголков страны и мира съезжаются в Гродно, чтобы в 11.58 увидеть, как ежедневно с девятиэтажной пожарной каланчи он «выдувает медь» на своей трубе.

Корреспондент газеты «Рэспублiка» решила познакомиться с этим музыкантом и отправилась в пожарную часть № 1, где он и работает.

Успеть за 120 секунд

С Александром Старовойтовым, трубачом эстрадно-духового оркестра Гродненского областного управления МЧС, мы встречаемся в 11.50 в Музее истории пожарной службы. Поздоровавшись, молодой человек быстро проходит в дальнюю комнату и секунд через 30 появляется в костюме пожарного XIX века: на нем мундир и каска. Времени на разговор пока нет — через восемь минут он должен протрубить с 31-метровой башни.

— А теперь на каланчу, — зовет меня Саша, и мы начинаем подниматься на смотровую площадку девятиэтажной вышки. — Здесь 120 ступенек, чтобы их преодолеть, у меня есть минута, поэтому догоняйте.

Без привычки я заметно отстаю. Музыкант с винтовой лестницей справляется легко. Сноровка как-никак. Уже полтора года — столько молодой человек трудится трубачом — он практически каждый день пробегает этот путь.

11.53 — мы стоим наверху.

— Нужно отдышаться и настроить инструмент, — говорит Александр. — Сегодня играю «Жураўлі на Палессе ляцяць». Всего у меня в репертуаре 12 композиций, чередую их, исходя из дня недели. Например, в понедельник, чтобы гродненцы настроились на работу, я играю что-нибудь динамичное, предположим, «Повестку», а в воскресенье для отдыха — романтичное «Красуй, Беларусь».

Вокруг каланчи начинают собираться люди.

Александр выходит на наружную смотровую площадку без меня — перед горожанами и туристами трубач всегда предстает в одиночку. Еще мгновение — и над Гродно разносятся звуки музыки. Только он заканчивает — часы на Фарном костеле начинают отбивать полдень.

— Куранты «колоколят» каждые 15 минут, поэтому, чтобы отыграть двухминутную композицию строго до 12.00, ежедневно в 11.30 сверяю свои часы с башенными, — вернувшись, рассказывает собеседник.

Поклонницы и инспекторы

Люди, которые пришли послушать трубача, медленно расходятся. Сегодня из-за моросящего дождя их немного. Но Саша все равно рад: пусть десять человек, но ведь подошли.

— Полтора года назад пяти музыкантам из нашего оркестра предложили попробовать себя в роли трубача пожарной каланчи. Кастинг состоял из двух этапов: на первом мы играли в помещении, на втором — на башне. Видимо, я трубил громче всех, раз меня выбрали, — скромничает парень.

1

Оказывается, трубу слышно где-то на расстоянии двух километров. По праздникам, чтобы звук был сильнее, используют усилители.

— Сейчас пасмурно и ветер, поэтому музыка разносится не очень хорошо, — продолжает Александр. — Погода часто вносит коррективы в мою игру. Например, прошлой зимой как-то работал в минус 30. Из-за сильного ветра каланчу слегка покачивало, а на последних секундах на трубе замерз один клапан. Пришлось импровизировать и доигрывать двумя. Обычно, когда мороз десять градусов и ниже, я заливаю в инструмент 20 граммов спирта и хорошенько его продуваю. А летом при плюс 30, пока закончу, с меня семь потов сходит, ведь парадный мундир, в котором я играю, сделан из натуральной шерсти, как для высшего комсостава.

Кстати, наряд Александра шили строго по архивному описанию, учитывая особенности существовавшей тогда формы гродненских пожарных: нарукавники и воротник на костюме красного и черного цветов.

— А не волнуетесь перед выходом к публике? — спрашиваю, рассматривая мундир.

— Когда в выходные возле каланчи собираются десятки людей, иногда от волнения немного трясутся руки, — улыбается Саша.

— Наверное, у вас много поклонников? — интересуюсь. — Часто ли просят автографы?

— В лицо меня практически никто не знает: вряд ли можно разглядеть человека, который стоит на девятом этаже, — шутит музыкант. — Однажды, отыграв, я помчался в город по делам. Стою на светофоре недалеко от каланчи и слышу разговор двух девушек: «Здорово, что мы смогли увидеть, как играет трубач. Вот бы с ним познакомиться». Когда загорелся зеленый, я скромно пошел дальше. У мужчин, наверное, зрение получше. Как-то на выходе из музея меня дважды перехватывал молодой человек. «Друг, помоги попасть на башню, чтобы сделать девушке предложение», — просил он. Но порадовать парня было нечем: каланча — режимный объект, и посторонним на нее подниматься нельзя.

Смотрю на правую руку Саши — обручального кольца нет.

— А как реагируют девушки, когда при знакомстве узнают, кем вы работаете? Многие сразу готовы выйти за вас замуж? — шучу.

— Я уже практически женат, — отвечает музыкант. — Со своей девушкой познакомился до того, как стал трубачом. К моей профессии она относится спокойно и не злится, если, например, во время свидания я говорю: «Походи полчаса по магазинам сама или посиди в кафе, мне нужно бежать играть».

Опаздывать на каланчу нельзя, да и пропускать рабочие дни нежелательно. За полтора года, не считая отпуска, Александр не поднимался на башню лишь один или два раза — и то по болезни. На случай ЧП на подстраховке у него два дублера из оркестра.

— Как-то добирался на работу на машине. Минут за 30 до полудня меня остановили инспекторы ГАИ: рядовая проверка, — вспоминает музыкант. — Когда человек в погонах стал тщательно просматривать документы, я понял: опаздываю. И начал объяснять: «Я городской трубач, и мне через 20 минут срочно нужно быть на каланче». Инспекторы меня отпустили, правда без документов. Сказали: «Отыграешь — заберешь». Видимо, не поверили. Но потом я без проблем получил свои «корочки».

Вниз за мечтой

С каланчи спускаемся в музей.

— Говорят, если потереть пуговицу брестского фонарщика и загадать при этом желание, то оно исполнится. А трубач умеет творить чудеса? — спрашиваю, сбегая по ступенькам.

— К сожалению, нет, — подходит к нам Ирина Качан, старший инспектор центра пропаганды и обучения Гродненского областного управления МЧС. — Но у него есть «помощник» — хранитель башни. Правда, он из дерева. Его фигура стоит у входа на вышку. Если дотронуться до его носа и о чем-то очень попросить, то мечта обязательно исполнится.

— Нос деревянного старичка сильно стерт, — замечаю я. — Видимо, много желаний ему приходится исполнять.

А в двух шагах от хранителя башни разместился манекен трубочиста.

— На нем шинель с необычными пуговицами. Если дотронуться до первой, будешь счастливым, до второй — любимым, до третьей — здоровым, — продолжает Ирина Качан. — А еще особенность славянских трубочистов — березовый веник. Считается, что каждому, кто встретил такого специалиста, нужно взять из веника прутик на удачу. Так вот у нашего трубача уже несколько метелок туристы на сувениры растащили.

Выходим на улицу, чтобы еще раз, но теперь уже снизу, глянуть на 31-метровую каланчу. С земли смотровая площадка кажется недостижимо далекой, как и история трубачей, частью которой уже стал Александр Старовойтов. И пусть люди не узнают его на улицах и не просят автографы, для музыканта это не главное. Важно, что каждый день хотя бы на две минуты Гродно затихает, слушая его трубу.

-----------------------------------

Комментарий в тему

Ирина КАЧАН, старший инспектор центра пропаганды и обучения Гродненского областного управления МЧС:

— Трубач в Гродно появился в 2010 году. Традицию, когда с пожарной башни ежедневно доносятся звуки фанфар, мы решили возродить еще в 2009 году, как только нашу каланчу признали культурологическим объектом. Впервые в истории трубачи на пожарных башнях стали появляться еще в 1930-х годах. Для людей их игра была своего рода предупреждением: в городе все спокойно. А еще раньше трубачи и вовсе были горнистами. Тогда при каждой пожарной команде числился свой оркестр. И когда они ехали тушить огонь, впереди на коне скакал горнист, чтобы никто из граждан не попал под колеса пожарных обозов.

Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА

Фото: Наталия ЖИВОЛЕВСКАЯ