<p>Подготовка велась основательная: был составлен подробный маршрут от Бахчисарая к теплому морю в районе Севастополя, учтены все «если». Группа собралась из 13-ти человек. А состояла она не из профессиональных спортсменов, а из отчаянных энтузиастов. Педали удобному лежаку на пляже предпочли программисты, музыканты, инженеры, работники банка – другими словами, люди совершенно разных профессий. Причем среди мужчин были три девушки</p>

Идея совершить экспедицию в Крым у лидских велолюбителей витала давно, но воплотить желание в реальность удалось только в этом году, рассказывает "Лiдская газета".  

Подготовка велась основательная: был составлен подробный маршрут от Бахчисарая к теплому морю в районе Севастополя, учтены все «если».

Группа собралась из 13-ти человек. Здесь сразу отмечу, что она состояла не из профессиональных спортсменов, а из отчаянных энтузиастов.

Педали удобному лежаку на пляже предпочли программисты, музыканты, инженеры, работники банка – другими словами, люди совершенно разных профессий. Причем среди мужчин были три девушки.

2

1

Отправной точкой для велопутешествия определили город Бахчисарай. До него лидчане с пересадками чуть больше суток добирались на поезде. Из Бахчисарая они, постепенно удаляясь от привычной цивилизации, поехали к Ханскому Дворцу, затем – к Успенскому монастырю, побродили по средневековому городу-крепости Чуфут-Кале, нарушили тишину известного и загадочного Караимского кладбища, побывали в городищах Тепе-Кермен и Кыз-Кермен, посетили пещеры Качи-Кальон, восхитились красотами, открывающимися с Алимовой балки.

3

Неизгладимые впечатления у лидчан остались от проезда по пещерным монастырям Челтер-Коба и от весьма нелегкого, но интересного покорения Шулдан. По пути следования также были древние города Мангул-Кале, где у подножия гор раскинулось озеро с одноименным названием. Здесь наши туристы купались, наслаждаясь красотой пейзажа. По маршруту также был один из самых завораживающих древних пещерных городов Эски-Кермен. Он удивителен обилием древних жилищ, масштабно раскинувшихся по всей поверхности немалой горы. До наших дней сохранились большие и маленькие залы, колонны, целые улицы, которые выбиты из литых гор искусными древними мастерами.

4

– Мы всматривались в стены рукотворных древних каменных хижин и находили окаменелые раковины морских обитателей, – рассказывает один из участников группы Юстас Кончаловский. – Сложно было даже представить, что, несмотря на высоту, на которой находится весь этот археологический комплекс, много веков назад всё это было дном океана.

5

На спуске с Эски-Кермен была удивительная ночевка в живописном каньоне. Наутро, проехав несколько сел: Терновку, Верхнесадовое и Любимовку, – велосипедисты впервые за многодневное путешествие увидели море. Здесь завершилась часть маршрута, которая предполагала жизнь вдали от цивилизации. Далее путешествие продолжалось по городам южного берега Крыма: через красивый город с особой душой Севастополь, через древний Херсонес, Балаклаву, Ялту, Алупку. В каждом городе лидчане посещали дворцы и замки.

6

– На лоне дикой природы мы провели восемь дней, затем еще порядка шести дней проехали по живописному побережью, – рассказывает Юстас. – В общей сложности мы проехали не меньше четырехсот километров. Ночевали в палатках, обеды готовили в условиях полевой кухни. Пришлось столкнуться и с трудностями. Например, одними из самых высоких были подъемы на Алимову балку и на гору Шулдан. Пришлось не то чтобы вести велосипеды рядом, а буквально тащить их вверх под весьма крутым углом. С учетом того, что к багажникам были прикреплены вещи: палатки, посуда, запчасти, – можно представить, насколько сложным оказалось восхождение. Порой мужчинам приходилось сначала поднимать на гору сумки, затем помогать девушкам и уже потом забираться самим. Был во время нашего путешествия и самый затяжной спуск с горы Ай-Петри: по серпантину, не крутя педали, мы ехали порядка полутора часов. Здесь каждому нужно было быть предельно сконцентрированным и аккуратным. Во время путешествия случались какие-то поломки, но их мы устраняли на месте. Самая частая – прокол шин, поэтому к концу пути у некоторых велосипедистов они были все перелатанные. Но все эти неудобства меркнут на фоне положительных эмоций, которые каждый из нас получил во время поездки. Не передать словами, какое единение с природой, гармонию в душе чувствуешь, сидя на горе и всматриваясь в необъятные просторы древних пещер Крыма. А от осознания того, что на этом месте когда-то сидели люди другой эпохи, наступало легкое волнение.

7

По словам лидских велотуристов, с едой у них проблем не было. Провиантом затаривались в деревушках, которые встречались на пути каждые 2-3 дня. В этих населенных пунктах проживают крымские татары. Осознав интерес туристов к их краям, они наладили свой «бизнес». Водой велосипедисты запасались в горных родниках.

– С собой у нас был специальный туристический навигатор, – продолжает Юстас. – Поэтому ориентироваться на местности было несложно, за исключением пары случаев, которые потом вспоминали с улыбкой. К слову, в путешествии на велосипедах такая вещь нелишняя.

8


Не смогла удержаться, чтобы не спросить о затратах на такое путешествие. По словам Юстаса, основной статьей расхода был проезд на поездах. На проезд в обе стороны ушло чуть больше миллиона рублей на человека. Что касается перевозки велосипедов, то эта услуга бесплатная, если «двухколесный» упакован в специальный чехол. Около пятидесяти долларов с человека ушло на еду. Что касается остальных затрат, то у каждого они были свои. Кто-то тратил деньги на посещение музеев в Ялте, кафе в Севастополе, сувениры в Ласточкином Гнезде и т. д.

9

– Впечатлений от поездки у нас много, – в завершение говорит мой собеседник. – Они даже не вместились в две тысячи фотографий (смеется). Рассказывать обо всем увиденном не имеет смысла, потому что об истории древних крымских городов, пещер и монастырей, их примечательности можно прочитать в Интернете. А эмоции словами не передать! Впечатляют масштабы, судьба этих мест, удивляет многогранность и непохожесть природы.

10

По словам Юстаса, попробовать себя в роли велотуриста может каждый желающий. Движение «Velolida» в нашем городе открыто для всех. Начать можно с коротких расстояний. Часто организовываются поездки в соседние районы, велопоходы по замкам Беларуси. Здесь главное – желание и наличие «двухколесного» рядом. К слову, ребята уже подумывают, куда покрутят педали в следующий летний отпуск, – возможно, в сторону Абхазии или Карпат.

Виктория Русилевич