<p>Пожалуй, в нынешнем сезоне Греция станет лидером если не по количеству принятых туристов, то уж точно – по количеству новостных поводов. На этот раз греческое Министерство туризма озаботилось проблемой, актуальной для многих популярных туристических направлений. Речь идет о системе «все включено».</p>

Пожалуй, в нынешнем сезоне Греция станет лидером если не по количеству принятых туристов, то уж точно – по количеству новостных поводов: забастовки и массовые беспорядки, грандиозные распродажи, долгосрочные визы и лесные пожары – по большому счету все это можно отнести к внутренним проблемам страны. Однако на этот раз греческое Министерство туризма озаботилось проблемой, актуальной для многих популярных туристических направлений. Речь идет о системе «все включено».

В начале июля заместитель министра по культуре и туризму Греции Георгиос Никитиадис предложил поправки в закон о развитии, который предусматривает значительные льготы и государственные дотации на развитие определенных областей экономики и регионов страны. Чиновник посчитал целесообразным ограничить применение системы «все включено» в новых греческих гостиницах. По проекту, в обмен на значительные инвестиционные преференции от новых гостиниц уровня 4 и 5* требовалось отказаться от применения системы all inclusive в течение как минимум 5 лет. Если бы условие не выполнялось, за чем следило бы министерство, инвестор обязан был бы вернуть 30% субсидий. Несмотря на ярко выраженное сослагательное наклонение поправок, представители гостиничного бизнеса остро отреагировали на предложение, обвинив заместителя министра в непонимании ситуации на греческом туристическом рынке. По их мнению, принятие предлагаемых мер повлекло бы за собой сильное снижение конкурентоспособности греческих отелей по сравнению с турецкими и египетскими. Как утверждают отельеры, система «все включено» пользуется большим спросом у туристов из разных стран, и отказ от нее неминуемо отнимет у Греции заметную часть туристов из России, Великобритании и Германии, а также местных клиентов, которые уже успели оценить преимущества all inclusive. В условиях экономического кризиса этот вариант отдыха отвечает потребностям семьи среднего класса, которая таким образом может заранее спланировать бюджет поездки.

Тем временем белорусские туристы, предпочитающие отдых в Греции, сами отказываются от «турецких тазиков еды» в пользу греческой мусаки в местной таверне. «Система all inclusive встречается примерно в 20% греческих отелей, и это, как правило, отели «средней руки», – говорит Александр Толстик, менеджер «Музенидис Тревел» по работе с агентствами, – остальные работают либо по системе ultra all inclusive, либо – HB, хотя в последнее время все чаще стали появляться отели, которые предлагают питание FB. При этом если отдых в достойной гостинице 4* хорошего уровня с питанием BB (только завтраки) обойдется туристам, условно говоря, в 2000 евро, то отдых в той же гостинице, но с питанием «все включено» – уже 2600. За 600 евро в греческих тавернах можно очень хорошо и пообедать, и поужинать».

Впрочем, проблемой «все включено» озабочены не только в Греции. В Турции, где около 50% отелей по всей стране и 90% – в регионе Антальи работают по этой системе, все чаще встречается неодобрительное отношение к all inclusive. К примеру, по мнению главы организации владельцев отелей и торговцев Аланьи Хусейна Дегирменджи, система «все включено» негативно влияет на качество работы отелей, ресторанов и гидов. Как следствие, страну посещают непритязательные туристы, которые не готовы доплачивать за сервис высокого уровня, а отдых в Турции становится недорогим времяпровождение в отеле и на пляже. Состоятельные же туристы обходят стороной турецкие курорты, тем самым страна лишается существенных доходов. «Раньше многие отели, принадлежащие известным гостиничным цепочкам высокого класса, не работали по системе «все включено»: таким образом они держали высокую планку в том числе и для публики, которая отдыхала в таких отелях, – рассказывает глава «Пегас Туристик» в Минске Полина Хадкевич. – Однако в борьбе за клиента им пришлось сдаться, и даже те гостиницы, которые не планировали переходить на all inclusive, вынуждены так поступать. «Все включено» – это лучший и самый надежный вариант отдыха для эконом-туристов: что бы ни случилось, они не останутся голодными и получат приемлемый минимум услуг. Конечно, в таких условиях местный бюджет не получает прибыли, которую мог бы получать. С другой стороны, туристы уже привыкли к системе «все включено», и со временем у них появляется некоторая леность, когда они просто не желают покидать территорию отеля, несмотря на то, что за ее пределами много интересного».

По подсчетам координатора туристического направления Измир Сонера Кромера, в Чешме всего 8–10 отелей, которые содержат область, но в самый разгар сезона ни один из них не заполнен более чем на половину. В отчаянной попытке исправить финансовое положение отельеры предлагают туристам all inclusive. Если в режиме «все включено» будут работать отели, расположенные в самом центре Чешме, то денег в области заработать не сможет никто. Любопытно, что истинной родиной системы «все включено» координатор назвал… Африку. Именно там, где в окрестностях бродят дикие животные и нет ни одного приличного ресторана, самое место системе «все включено». Эксперты подчеркивают, что в Турции под угрозой оказывается прежде всего культурный туризм, а среди наиболее уязвимых регионов – имеющие важные культурные и исторические ценности, но расположенные далеко от моря Каппадокия и Невшехир. Эти области интересны как туркам, так и иностранным туристам своими причудливыми горными формированиями, живописными долинами и историческими достопримечательностями. Однако, несмотря на то, что к этому прилагается высокий уровень сервиса, «культурные» регионы не пользуются такой популярностью у туристов, как курорты Средиземного или Эгейского моря. И происходит это из-за отсутствия системы «все включено», к которой привыкли современные туристы. Ни один из отелей области не работает по такой системе, а туристические агентства предпочитают заманивать отдыхающих в пляжные отели, где остается позаботиться только об организации экскурсий – все остальное уже включено в стоимость проживания.

Кстати, среди профессионалов бытует мнение, что продавать туры all inclusive несколько проще: «Когда клиент в уме складывает стоимость обедов и ужинов вне отеля, прибавляет стоимость лежаков, зонтиков и других услуг, в какой-то момент сумма начинает его пугать, и ему становиться проще купить тур «все включено»: сразу заплатил – и весь отдых спокоен, – объясняет Александр Толстик. – К тому же, туры с all inclusive в большинстве своем стоят дороже, а значит – выше комиссионное вознаграждение агента».

Тем не менее право выбора всегда остается за туристом, который по большому счету плевать хотел на бедственное положение рестораторов в Греции и Турции, а также турагентов в Беларуси. «Менеджер должен «увидеть» клиента и предложить оптимальный вариант, – уверена Полина Хадкевич. – Индивидуальный подход – отнюдь не пустой звук. Я не сторонник этой системы, но для семей с детьми all inclusive подходит как нельзя лучше, ведь можно сэкономить на банальных вещах вроде питьевой воды, мороженого и фруктов. Женская аудитория – особенная и рекомендовать all inclusive здесь следует с осторожностью. И потом многое зависит от страны пребывания. Например, туристам, которые отправляются в Индию или Таиланд, я бы ни за что не советовала «все включено». В этих странах за стенами гостиниц масса приятных и приличных мест, где можно дешево и вкусно попробовать то, чего у нас нет – морепродукты, экзотические фрукты. Ни одна гостиница с all inclusive такого разнообразия не предложит».