https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Глусском районе из 12 усадеб отдыхающих принимает... лишь одна. Почему? Председатель Глусского райисполкома Юрий Дымша считает, что дело, скорее всего, в неразворотливости хозяев частного туристического бизнеса. Не рекламируют свои услуги, не предлагают какой–то изюминки</p>

На Могилевщине зарегистрировано 149 частных подворий, куда могут приехать туристы. Но это теоретически. Реально же работает 98. Иными словами, треть просто числится на бумаге. Это в среднем. Есть и другие примеры. Более удручающие, сообщает Советская Белоруссия

В Глусском районе из 12 усадеб отдыхающих принимает... лишь одна. Почему? Председатель Глусского райисполкома Юрий Дымша считает, что дело, скорее всего, в неразворотливости хозяев частного туристического бизнеса. Не рекламируют свои услуги, не предлагают какой–то изюминки. Ведь просто ехать за тридевять земель ради того, чтобы пожить в деревенской хате и попариться в бане, мало кто захочет. И не скажешь ведь, что Глусский район неинтересен для желающих отдохнуть на природе. Охотничий домик, принадлежащий местному лесхозу, всегда переполнен. Причем приезжают не только белорусы, но и россияне.
Чтобы понять, почему агроусадьбы не принимают туристов, решил посетить несколько. В Белыничском районе зарегистрированы 12 деревенских «мини–домов отдыха», 7 из них не работают. Владелец одной из таких усадеб, расположенной в деревне Вишов, Леонид Дудкин рассказывает: решил попробовать себя в новом бизнесе в 2010–м. Тогда оформил все документы. Но до сих пор отдыхающих не приглашал. Мол, еще не все готово. За последнее время выкопал небольшой пруд напротив дома и запустил туда рыбу. Сейчас ставит беседку и собирается залить фундамент под уличную печь, чтобы можно было на месте готовить шашлыки. Все делает сам и за свои деньги. В прошлом году обращался за кредитом в «Белагропромбанк» — получил отказ. Чтобы довести усадьбу до ума, потребуется еще много времени. А ведь есть еще и основная работа — Дудкин преподает физкультуру в местной школе. Интересуюсь, чем собирается завлекать клиентов. В ответ слышу: баня, рыбалка, шашлыки. Все это, может, и неплохо. Но лично меня, если честно, такое предложение вряд ли устроило бы. Зачем ехать в деревню ради того, что можно сделать дома или на даче у друзей? Да еще за это и платить?..
В Круглянском районе из 11 зарегистрированных усадеб лишь 5 принимают туристов. Остальные простаивают. Хозяин одной из них Александр Рыльков считает, что явление это временное. В деревне Пасырево у Александра Тимофеевича — родительский дом. Он решил не превращать его в обычную дачу, как делают многие. Сделал объектом агроэкотуризма. Сейчас наводит там порядок. Есть у него уже и поле для мини–футбола, и небольшой фонтанчик во дворе, и отличная банька. Сейчас заканчивает работы в доме. Говорит, скоро гостей принимать сможет. Хотел взять кредит, чтобы купить трех лошадей и катать на них отдыхающих. Но пока за свои деньги купил одного коня. Уже и «фишку» придумал к грядущему открытию — завлекать туристов настоящей белорусской кухней.
burak-2008
В тех усадьбах, где я побывал, гостей принимать все–таки собираются. Пусть и не завтра. Но знаю, что некоторые создавали объекты агроэкотуризма, не собираясь этот бизнес развивать в принципе. Как–то довелось беседовать с несколькими семьями. Узнав, что под развитие агроусадеб можно взять льготный кредит размером до 2000 базовых величин на 7 лет под 5 процентов годовых, они нетерпеливо потирали руки. Думали, сразу, как оформят документы, деньги им с неба свалятся. И их можно будет использовать, к примеру, на ремонт дома. Или решение каких–то других неотложных проблем. Не тут-то было. Кредит взять, конечно, можно. Как и услышать отказ. По словам начальника центра корпоративных продаж Могилевского областного управления ОАО «Белагропромбанк» Александра Будника, главное требование для получения кредита — агроусадьба должна работать. Иными словами, надо сначала ее открыть, а только потом просить финансовую помощь на развитие. К тому же банк должен быть уверен в возврате cредcтв. Если у просителя есть долги, кредит он вряд ли получит.
Есть еще один момент. Владелец агроэкоусадьбы предоставляет в банк своего рода бизнес–план, в котором прописано, что, например, ежеквартально он собирается принимать определенное количество туристов. Если в реальности цифры получатся значительно меньше запланированных, банк вправе потребовать досрочного погашения кредита. В общем, все не так просто, как кому–то хотелось бы. В этом году на Могилевщине лишь две агроусадьбы получили кредит. Всего же с момента, как начала действовать программа поддержки агроэкотуризма, в области кредиты получили 29 владельцев усадеб.
Ситуация — когда число зарегистрированных усадеб не совпадает с количеством реально работающих — характерна для страны в целом. По словам председателя правления белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой, в Беларуси насчитывается 2047 усадеб. Постоянно принимают туристов около 1300. Остальные оказывают услуги время от времени. Например, только по выходным. Либо вообще не работают. Чему может быть несколько причин. Одни готовятся — обустраивают дома и территории, чтобы в ближайшее время развернуться в полную силу. Вторые поняли, что это не их бизнес. И забросили дело, продолжая по–прежнему числиться среди сельских предпринимателей. Валерия Анатольевна обратила внимание и на такой нюанс:
— Количество агроусадеб в отдельно взятом регионе — предмет статистической отчетности. Порой власти на местах стараются показать активность, свою роль в развитии сельского туризма. Но люди не хотят в бизнес. А галочку в отчете поставить надо. Вот и идет районное начальство по пути наименьшего сопротивления — просит кого–нибудь из местных зарегистрироваться. Так и появляются липовые усадьбы, существующие только на бумаге. Не скажу, что их много. Но они есть. Спрашивается, кого обманываем? Получается, сами себя...
Павел МИНЧЕНКО

Фото автора

https://www.traditionrolex.com/8