https://www.traditionrolex.com/8
<p>20-27 августа в Минске проходил XV Международный съезд славистов. Приемом и обслуживанием делегации занималась туристическая компания «Белинтурист». В воскресенье, 25 августа, для участников съезда была организована экскурсия в один из древнейших городов Беларуси – Полоцк. Вместе с делегатами отправился на экскурсию и наш корреспондент <strong> </strong></p>

20-27 августа в Минске проходил XV Международный съезд славистов. Приемом и обслуживанием делегации занималась туристическая компания «Белинтурист». В воскресенье, 25 августа, для участников съезда была организована экскурсия в один из древнейших городов Беларуси – Полоцк. Вместе с делегатами отправился на экскурсию и наш корреспондент. 

Славистов (cлави?стика – наука, изучающая языки, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов) оказалось неожиданно много – человек 70. Из самых разных стран мира – Болгарии, Сербии, Франции, Польши, России и многих других. Так что ехали двумя автобусами.

Первая остановка – знаменитый Софийский собор.

Творенье рук Всеслава Чародея

Сейчас один из древнейших наших храмов не является действующим. Это музей и концертный зал по совместительству. Каждое воскресенье с 15 часов здесь звучит органная музыка – проходят концерты. А несколько раз в год организуются и большие фестивали. Такие, например, как «Званы Сафii».

1_Полоцкий Софийский собор

Нынешний Полоцкий Софийский собор не похож на своих собратьев – Новгородскую и Киевскую Софии. Это потому, что Полоцкий храм во время пребывания в городе Петра I был уничтожен (по официальной версии, взорвался склад с боеприпасами). 28 лет святыня простояла в руинах, а затем была восстановлена на средства униатов в стиле виленского барокко, приобретя две характерные высокие башни. Надо отдать должное строителям XVIII столетия – они постарались максимально использовать все, что осталось от прежнего храма – фундамент, стены, пол. И сегодня Полоцкий Софийский собор считается  памятником архитектуры XI–XVIII веков.

14_экскурсия - слависты слушают о Софиском соборе

Но вернемся к истокам. Возводить Софийский собор начали в 1044 году по приказу легендарного князя Всеслава Чародея – как символ независимости и мощи города. Строительство велось пять сезонов (сезоном древние зодчие считали время от первых теплых весенних дней до самых морозов) и предположительно завершилось в 1066 году. Примечательно, что колокола для нового храма Всеслав привез из военного похода и снял их… с Новгородского Софийского собора. Этот факт стал косвенной причиной знаменитой битвы на Немиге, когда в 1067 году братья Ярославичи пришли на земли дерзкого князя. «На Немиге снопы стелют из голов, бьют цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу из тела», – говорилось об этом сражении в «Слове о полку Игореве». И действительно,  итоги битвы были ужасны – древний Менск практически сравняли с землей, а мирные жители были убиты или угнаны в рабство… 

2_реконструкция первоначального вида Софиского собора

В нынешнем Софийском соборе, на мой взгляд, наиболее интересная часть (сохранившаяся как раз с XI века) сокрыта в подвалах. Туда экскурсоводы водят группы туристов. Спустились и мы. Древняя кладка с характерным чередованием старинной плинфы (тонких, плоских кирпичиков) и камней разного размера, низкие своды, полумрак… Как нам объяснили, фундамент при постройке святыни скрепляли не жестко, и именно такая подвижность обеспечивала прочность зданию – в морозы стены не трескались и при таянии снегов не проседали.

Любопытно, что на многих плинфах и камнях есть надписи. В основном, это имена. Попадаются и довольно интересные отметки. Например, три пентаграммы на одном из кирпичей. Пентаграмма – древний языческий символ. Выходит, строительство одной из знаменитейших православных святынь не обошлось без язычества? Исследователи считают, что в этом нет ничего удивительного – на славянских землях христианство нередко шло рука об руку с древними культами, а храмы как раз и закладывали на месте капищ – чтобы люди приходили молиться туда, где они уже привыкли общаться с богами.

Сейчас в соборе (поскольку это все-таки музей) в специальных витринах можно увидеть старинные монеты, фибулы, пряжки, кусочки ткани из погребений – все то, что удалось найти археологам.

Довольно интересны и скульптуры святых, собранные из белорусских храмов, разрушенных в разные времена (в основном, за годы Второй мировой войны).

8_скульптуры_Софиского собора_2

7_скульптуры_Софиского собора

10_распятие из уничтоженного храма

Особо стоит сказать о современном внутреннем убранстве храма. Пышность завитков барокко и изящество линий рококо подчеркивает обилие позолоты – именно такой Полоцкая София была в XVIII столетии. Кое-где на стенах сохранились фрески и масляные росписи. Наиболее интересна копия «Тайной вечери». Если присмотреться, на ней можно разглядеть тринадцатого апостола. Предполагают, что в его образе художник (имя которого неизвестно) изобразил себя и таким способом вошел в историю.

Еще одна достопримечательность, на которую нельзя не обратить внимания у Софийского собора, – Борисов камень, возраст которого около 900 лет. Он высится прямо у входа. Огромный валун с выбитым на нем крестом и древними надписями. Такие камни (обычно включающие текст «Вспоможи Господи раба своего, Бориса сына Гинвилового…») были поставлены князем Борисом (отсюда и название) по течению Двины и по ее берегам. Есть несколько версий их происхождения. Одни ученые считают, что валунами размечали торговые маршруты, другие – что раньше валуны были языческими божествами, а кресты на них вырезали, когда было принято христианство. Борисовы камни активно уничтожались в советскую эпоху. До наших дней сохранилось их только четыре: в Друе, в Полоцке, в Камено (Минская область) и в музее-заповеднике «Коломенское» (Москва).

15_Борисов камень

Там, где книги, большие и малые…

После Софийского собора перемещаемся в Музей белорусского книгопечатания. Он был открыт в 1990 году, и это событие приурочили к 500-летию со дня рождения Франциска Скорины.

Сам музей разместился в бывшем здании Богоявленского монастыря и собрал около двух с половиной тысяч экспонатов: книг, глиняных табличек, пергаментов, берестяных грамот – одним словом, всего того, на чем человечество когда-либо писало.

16_экспонат музея книгопечатания

Немного расстроило, что многие экспонаты оказались копиями, но тем не менее посмотреть здесь действительно есть на что.

Скажем, берестяная грамота, которую археологи обнаружили в Новгороде. Но доставлена она туда была из Полоцка. Письмо было адресовано некоему Гавко, которого просили вернуться в Полоцк, чтобы предстать на суде в качестве свидетеля. Как шутят современные исследователи, это «древняя повестка в суд».

18_экспонат музея книгопечатания_3

Самая толстая книга из представленных здесь – «Устав. Око Церковное», 1641 года выпуска, – имеет объем 1000 листов; а самая большая – «Описание коронации Александра II», 1856 года, – весит около 20 килограммов.

Прямо внутри музея книгопечатания есть еще один музей, посвященный Семеону Полоцкому. Он был открыт в 1994 году. Интересно, что здесь воссозданы интерьеры библиотеки XVII–XVIII веков. Причем библиотека эта действующая. Правда, пользоваться ею могут не все, а лишь сотрудники Полоцких музеев. И вот уж здесь собраны книги-оригиналы. Была замечена, например, «Вечеря душевная», сборник проповедей, изданный Семеоном Полоцким в Москве в 1683 году.  «Псалтирь рифмотворная» – Москва, 1687 год. И, конечно же, знаменный «Букварь» 1679 года выпуска. Примечательно, что в XVII веке детям по этому букварю надлежало сначала вызубрить все буквы, затем – все слоги, и лишь после этого они переходили к чтению. Понятно, что было это все непросто, и некоторые ребятишки пытались филонить. И тогда на помощь преподавателям приходили розги…

Есть в музее книгопечатания и зал, посвященный Франциску Скорине с его книгами в витринах и большими стендами, рассказывающими о жизни, работе и путешествиях белорусского первопечатника. Кстати, на церемонии открытия музея присутствовал Стенли Скорина – далекий потомок Франциска.

19_экспонаты музея книгопечатания_4

Из других раритетов – реконструкции печатных станков разных времен и выставка открыток XIX века, собрание рекламных буклетов, возраст которых около сотни лет и газеты военного времени, призывающие «бить фашистских оккупантов».

Дальше по программе экскурсии был обед. И мы направились к ресторану «Славянский», где, собственно, и должна была состояться трапеза. По дороге взглянули на еще одну достопримечательность – Географический центр Европы. Этот факт официально подтвердила Российская Академия наук, и сейчас каждый желающий может даже получить сертификат, удостоверяющий, что он действительно побывал в самой что ни на есть «середине Европы».

20_экспонаты музея книгопечатания_4

После обеда мы отправились осматривать комплекс Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.

След преподобной Евфросиньи

Сейчас Спасо-Евфросиньевский монастырь является действующим. В нем живет около 80 монахинь. А основана обитель была около 1125 года самой Евфросиньей Полоцкой. Она открыла при монастыре скриптории, библиотеку, школу. Будучи игуменьей, преподобная Евфросинья занималась переписыванием книг, примиряла враждующих князей, опекала нищих и сирот.

Евфросиния Полоцкая – первая белорусская женщина, канонизированная православной церковью, почитается покровительницей и небесной заступницей земли белорусской.

Родилась около 1101 года (не позднее 1104) в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея. Будучи совсем юной, втайне от близких постриглась в монахини.

21_у входа в Спасо-Ефросиньевский монастырь

Став основательницей женского и мужского монастырей, Евфросинья сделала их центрами просвещения в Полоцком княжестве.  Она сочиняла музыку, покровительствовала живописи и, по сути, стала первой белорусской меценаткой.

22_у входа в Спасо-Ефросиньевский монастырь_2

На ее средства и по ее заказу в 50-е годы XII века была построена церковь святого Спаса – вершина полоцкой архитектурной школы. Во многом преподобная Евфросинья способствовала уменьшению вражды между Полоцким и Киевским княжествами. Умерла она во время паломничества в Иерусалим, в 1173 году. В 1187 году мощи преподобной Евфросиньи были перевезены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году – в Полоцк. 

Поклониться им и попросить помощи можно и сейчас – гроб Евфросиньи хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре.

Пожалуй, один из самых интересных храмов здесь – Спасо-Преображенский. Изнутри он весь расписан фресками XII века времен самой Евфросиньи. Что характерно, в более позднее время старинные фрески были записаны масляной живописью, и сейчас реставраторы кропотливо, слой за слоем, снимают краску, чтобы вернуть храму первозданный вид. Еще одна особенность – прямо на фресках можно рассмотреть процарапанные надписи – в основном на латинице. Как нам объяснили, относятся они к XVI столетию, к тем временам, когда монастырь стоял в запустении, и местные хулиганы тех давних времен царапали на стенах все, что им вздумается.

Здесь же, у стен Спасо-Преображенской церкви, мы познакомились с Александром Стефановичем, участником съезда славистов. Пусть вас не обманывает его вполне привычное для славянского уха имя. Александр – француз, правда, сербского происхождения. Александр поделился впечатлениями о Беларуси. Оказывается, больше всего ему понравились приветливые люди, широкие минские проспекты и чистота. А еще – отсутствие пробок на дорогах. «У нас, в Париже, вот так просто на автомобиле проехать невозможно. Мы ездим только на метро. А у вас так свободно», – удивлялся зарубежный гость. Напоследок он пообещал, что обязательно приедет еще...

Домой возвращались поздно. Усталые и нагруженные впечатлениями. И при этом с ощущением некоторой незавершенности – хотелось погулять по старинным улицам дольше, неспешнее. Посидеть в небольших кафешках, согревая руки о чашку с ароматным травяным чаем, постоять на берегу Западной Двины и помечтать, представляя, как жили здесь люди почти тысячу лет назад… Похоже, с теми же ощущениями покидали древний белорусский город и делегаты съезда.  

https://www.traditionrolex.com/8