<p>29 августа состоялся семинар-практикум «Современное состояние и перспективы развития объектов придорожного сервиса Беларуси в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею 2014 года»</p>

29 августа состоялся семинар-практикум «Современное состояние и перспективы развития объектов придорожного сервиса Беларуси в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею 2014 года», организованный Минспорта и Нацагентством по туризму для  представителей министерств торговли, транспорта и коммуникаций,  Белкоопсоюза,  Белнефтехима, облисполкомов, субъектов туриндустрии и СМИ.

Тема придорожного сервиса существует и волнует умы с  тех самых пор, как появились дороги. Еще в ХIII веке знаменитый путешественник Марко Поло в своей  «Книге о разнообразии мира» писал о постоялых дворах в древнем Китае, где можно было не только помыться и отдохнуть, но и переодеться в чистый шелковый халат. О трактирах и почтовых станциях писали многие классики мировой литературы. Проходят века, но эта тема остается актуальной и по сей день.

До ЧМ по хоккею осталось 253 дня

Об этом сообщил руководитель Департамента по туризму Вадим Кармазин, открывая воркшоп, который по традиции  начался  прямо в автобусе. Поэтому расслабляться некогда – пора отрабатывать все составляющие въездного туризма, в том числе и придорожный сервис. О том, как вообще готовится к важному спортивному мероприятию наша страна, рассказала начальник отдела маркетинга НАТ Екатерина Липень. В частности, она сообщила, что на соревнования в Беларусь должны приехать 16 национальных хоккейных команд, которые будут сражаться на двух площадках – «Минск-Арене» и «Чижовка-Арене» с 25 апреля по 31 мая 2014 года. Спортсменов разместят в 56 гостиницах и спортивно-оздоровительных комплексах общей вместимостью 20 тысяч мест. Для болельщиков предоставят 12 общежитий на 11 700 мест и комплекс «Фан-деревня» на 7 тысяч мест. Конгресс хоккейной федерации пройдет в «Президент-Отеле». Все места проживания обеспечат бесплатным доступом в интернет. В настоящее время заключен меморандум о недопустимости роста цен на проживание более чем на 10%. Цены будут варьироваться от 7-8 евро в хостелах до 370 евро в сутки в номерах «люкс» пятизвездочных отелей. В среднем гости Минска потратят на проживание около 55 евро в сутки. К услугам гостей чемпионата свои двери распахнут более 5 тысяч магазинов, ресторанов и кафе. В настоящее время разработаны схемы движения транспорта в городе, предусмотрено прямое транспортное сообщение от отелей и общежитий к местам соревнований. Для туристов, которые соберутся в Минск, компанией «ЦентрКурорт» – основным туроператором ЧМ по хоккею – уже сформированы основные турпакеты. К примеру, так называемый «Уникальный пакет», который предусматривает билеты на  соревнования, проживание (в том числе и на агроусадьбе), питание, экскурсионное обслуживание, плюс бонусы и приятные сюрпризы от организаторов. VIP-пакет включает проживание в отелях 4-5 звезд, пакет билетов на матчи, посещение зоны VIP-гостеприимства, трансферы, экскурсионное обслуживание и пр. Сформированы также семейные, специальные студенческие, пакеты для групп школьников и корпоративные, предполагающие значительные скидки – до 50%. Реализация турпакетов начнется с сентября нынешнего года, то есть буквально на днях. Начнется также и реализация билетов на соревнования через систему Ticket-pro. Минимальная стоимость – от 6 евро. Сегодня ведется активная работа по продвижению ЧМ по хоккею. Разработаны фирменный стиль, есть талисман и слоган: «Вместе мы – праздник!». Нацагентство рекламировало туристические возможности Беларуси, и в том числе ЧМ по хоккею, на турвыставках в Москве, Берлине, Лондоне, Стамбуле, организовывало презентации в Швеции, Великобритании, ОАЭ, Казахстане и других странах. В настоящее время готовятся рекламные материалы – путеводители по основным трассам, календарь туристических событий на 2014 год, брошюра «Зеленый туризм в Беларуси» и «Беларусь – гостеприимство без границ».

Практически готова и программа для волонтеров. Планируется, что к добровольной помощи будет привлечено около тысячи минчан. Заявку на участие в программе необходимо подать до 30 сентября.

Национальная белорусская кухня - вроде бы есть, но вроде бы и нет...

Магистр исторических наук, специалист туркомпании «Белагросервис» Елена Антонович рассказала о традиционной белорусской кухне и о ее использовании в придорожном сервисе. В частности, она сделала экскурс в историю, когда, начиная с XIV века,  в Беларуси придорожный сервис был представлен заездными корчмами и шинками. 

В шинке, которые, как правило, стояли на перекрестках,  гости могли перекусить и выпить на скорую руку и отправляться дальше. Корчма была заведением более солидным – там проезжий человек мог поставить лошадей в конюшню, переночевать без особых удобств, но зато под крышей, посидеть вечером за столом и основательно подзаправиться. Назывались эти объекты придорожного сервиса своеобразно: «Заездница», «Погулянка», «Злодейка», «Последний грош», а также «скромно» – «Рим», «Париж» и т.д. Готовили в корчмах, которые чаще всего брали в аренду у панов евреи,  простую сытную еду по доступным ценам, рассчитанную на небогатых путников. Это могла быть пареная репа, капуста, каши, хлеб. Для более состоятельных готовились мясные блюда и блюда из яиц.  К сожалению, сегодня в Беларуси подобных заведений не осталось.

…За разговорами незаметно подъезжаем к первому объекту осмотра – кафе «Дедова корчма», что удобно расположено по трассе Р1 в 19 километрах от Минска на развилке.

IMG_6249-2  

На пороге нас встречает администратор Татьяна.

IMG_6225-2

Она проводит небольшую экскурсию по залам, один из которых рассчитан на 120 человек и в котором проводятся банкеты, свадьбы и прочие увеселительные мероприятия. В хорошую погоду можно посидеть и на улице...

IMG_6227-2

На стоянке вполне могут останавливаться как легковые машины, так и туристические автобусы. По словам хозяев, основной контингент посетителей – российские туристы. Для того чтобы расширить спектр услуг, в скором времени здесь появится и небольшой отель. Для детей есть детская площадка.

IMG_6234-2  

Мы познакомились с меню кафе и поняли, что цены здесь весьма высокие. Кроме того, удивила странная подборка деталей интерьера, смешение стилей, эпох… Летом особенно бросается в глаза такая деталь, как искусственные цветы и фрукты.

IMG_6230-2

IMG_6231-2

IMG_6233-2

IMG_6236-2

 IMG_6239-2

IMG_6241-2

IMG_6246.-2jpg

IMG_6229-2

Заглянули и в туалет и отметили, что на такое большое количество посадочных мест «очков» маловато – два женских и два мужских. Работники подтвердили: если приезжает группа туристов, то очереди неизбежны.

IMG_6242-2

IMG_6243.-2jpg

Следующая остановка находится в 27 км. Называется ресторан «Усадьба Поречье».

IMG_6251-2  

Здесь нам показали два основных зала: белый и

IMG_6256-2  

коричневый, где чаще всего проводятся свадьбы и прочие мероприятия.

 IMG_6259-2

Желающие провести время на свежем воздухе могут это сделать в отдельных кабинках, стоящих во дворе.

 IMG_6263-2

Дети могут здесь же покататься на качелях.

IMG_6266-2  

Здесь же можно купить сувениры, связанные с ЧМ по хоккею.

 IMG_6254-2

Ценник показался нам достаточно высоким. Одно из самых дешевых блюд – салат из капусты, морковки и яблока – около 30 тысяч рублей. Холодник – 43 тысячи рублей. С туалетами та же самая проблема – их попросту мало.

IMG_6260-2  

По трассе М1 доезжаем до заправки «Лукойл», где находится кафе, принадлежащее брестскому ЧУП «Студия красоты «Клеопатра».

IMG_6268-2  

Правда, оказалось, что красота вообще и Клеопатра в частности здесь ни при чем – название осталось от сети парикмахерских. Встретили нас гостеприимно – чаем-кофе.

IMG_6270-2

IMG_6271-2

IMG_6279-2  

Основной зал оформлен в спортивном стиле.

IMG_6272-2  

Меню переведено на английский, да и цены нам понравились – вполне адекватные.

IMG_6278.-2jpg  

Туалет в кафе, к сожалению, один – мужско-женский.

IMG_6276-2  

Зато на территории есть еще один, где я обнаружила туалетную бумагу, полотенца

 IMG_6281-2

и такое вот объявление:

IMG_6283-2

Участники семинара заглянули в магазин, где есть все, что нужно усталому путнику, в том числе путеводители и описание района, изданное родным «Рифтуром».

IMG_6284-2  

Буквально через дорогу находится другая заправка-конкурент «Лукойла» – «Юнайтед Компани».

IMG_6285-2  

На заправке можно не только заглянуть в бар с таким меню:

IMG_6298-2

Но и приобрести себе что-нибудь в сад или на дачу...

IMG_6292.-2jpg

Скоро рядом с комплексом появится источник альтернативной энергии – огромный ветряк. Его составные части уже ждут своего звездного часа.

IMG_6299-2

Туалет, увы! более чем скромный!

 IMG_6301-2

Возвращаемся обратно по брестской трассе и останавливаемся перед СОК «Веста», где отправляемся на экскурсию по комплексу, которому исполнилось в нынешнем году 20 лет.

IMG_6303-2

За эти годы «Веста» приобрела популярность у туристов и приросла большим количеством дополнительных услуг. К примеру, на берегу этого водоема оборудован пляж, а совсем скоро в строй войдет собственный горнолыжный комплекс.

IMG_6317-2

IMG_6320-2

Нам показывают большой ресторан, который находится в парковой зоне.

IMG_6327-2

У входа посетителей встречают такие смешные персонажи:

IMG_6321-2

IMG_6329-2

Большой зал вмещает до 120 человек. Ценник не просто высокий, а очень высокий. К примеру, драники стоят 94 тысячи рублей, а порция кролика – 242 тысячи!

Туалет при большой вместимости зала совсем небольшой. И главное – вокзального типа!

IMG_6324.j-2pg

IMG_6325-2

После сытного и вкусного обеда (салат из моркови, перловый суп с грибами, драники с мясом) состоялся «круглый» стол, на котором участники семинара поделились впечатлениями от увиденного.

IMG_6331-2

Придорожный сервис – это лицо страны!

Начальник отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик рассказал, что начиная с 2008 года создана единая нормативная база, которая позволяет активно развивать придорожный сервис. Он привел такие данные: ежегодно на дорогах страны появляется порядка 20 АЗС, 5-6 моек и около 3 СТО. В каждой области разработана программа ввода подобных объектов. За последние три года на республиканских автомобильных дорогах Беларуси построено и введено после реконструкции более 80 автозаправочных станций, 120 пунктов питания, 20 гостиниц, 20 охраняемых стоянок, 15 СТО и 10 автомоек. Обеспеченность объектами сервиса республиканских дорог по среднему расстоянию между ними составляет для АЗС – 47 км, пунктов питания – 35 км. Это соответствует рекомендуемым международным нормам развития придорожного сервиса и международной практике. В настоящее время на дорогах действует 324 АЗС, из них 65% оснащены торговыми точками и 34% имеют в составе придорожного комплекса пункты питания.  На магистральных дорогах с индексом М или М-Е из 138 АЗС 78% имеют пункты торговли и 46% – пункты общественного питания. Отмечается рост розничного товарооборота, который в 2012 году по сравнению с 2011 вырос на 17%, а количество предоставленных услуг – в 2,3 раза. В ближайшее время будет принято  постановление правительства, предусматривающее дополнительные меры по созданию комплексных объектов придорожного сервиса. Пока таких объектов построено 15. Планируется, что на всех республиканских дорогах Беларуси при возведении или реконструкции автозаправочных станций объект придорожного сервиса должен обязательно иметь в своем составе торговую точку, пункт питания, стоянку как минимум на 2 автобуса туристического класса, на 5 грузовых и 5 легковых автомобилей. К 1 января 2015 года этим стандартам должны соответствовать все действующие АЗС.

О том, как работают предприятия питания на дорогах, рассказала консультант отдела общественного питания Минторга Валентина Демиденко. Она отметила, что на дорогах сегодня работает 364 магазина и 483 объекта питания. За прошлый год появилось 43 подобных объекта. В. Демиденко подчеркнула, что придорожный сервис – это «сложная система, где выживает сильнейший». Буквально в августе нынешнего года появились новые требования к объектам придорожного  сервиса. Сегодня они должны иметь: световую рекламу, информацию на одном из иностранных языков, возможность оплаты пластиковыми карточками, продажу сувениров, столовые приборы из нержавеющей стали, блюда национальной кухни в меню, конкурентоспособные цены. В заключение консультант работу общепита на дорогах назвала «кропотливой работой, которая вместе с тем может приносить доход».

Критическую струю внесла в обсуждение врач-гигиенист Ольга Ковех, которая констатировала, что «вагончики», когда-то олицетворяющие придорожный сервис, исчезли, но привычки тех времен остались. Пока участники семинара осматривали объекты снаружи, она посмотрела на них, так сказать, изнутри: «В «Дедовой корчме» 180 посадочных мест, но кухня очень маленькая! Кроме того, продукты хранятся на полу, плитка со стен откололась, холодильники старые, для специй используются какие-то бэушные банки! Кухня у кафе на заправке «Лукойла» такая маленькая, что двум поварам там не развернуться! Все это небезопасно для здоровья посетителей!» Она привела в пример такие факты: в Минской области четырежды за полгода пришлось приостанавливать работу объектов придорожного сервиса для того, чтобы они просто «помылись!» За полгода также было снято с реализации 219 кг продуктов с истекшим сроком годности. После ее эмоционального выступления вспомнилось: «Лучший кофе при дороге – отхлебнешь, протянешь ноги»!

Претензии к качеству работы придорожного сервиса есть и у туристических компаний. Их высказал специалист по туризму компании «Виаполь» Сергей Быцкевич. С точки зрения практиков, въездной туризм – это лицо страны: «Как театр начинается с вешалки, так туризм начинается с придорожного сервиса». Для того чтобы туристы остались довольны этим «лицом», необходимы определенные факторы: хорошее обслуживание в объектах питания, указатели, вывески, гостеприимство и просто приличный вид сотрудников точек общепита. Как рассказал специалист, зачастую к вечеру в кафе сидят местные жители, не всегда презентабельного вида и нетрезвые. Такими же нетрезвыми бывают и работники. Проблемой становится узкий ассортимент продукции, отсутствие горячих и свежих блюд, быстрого обслуживания. Туристы жалуются на пластиковую посуду и на отсутствие блюд, указанных в меню. Есть кафе, которые заявляют, что работают круглосуточно, а сами закрыты в 5-6 часов утра. С придорожными кафе бывает трудно договориться на обслуживание групп туристов. Зачастую они говорят: «Вы нам привезите туристов, а мы посмотрим, работать с вами или нет». «Больной»  темой в туризме считается тема туалетов. Да, появились очень хорошие теплые туалеты, но бывает, что, как только смотрительница видит, что паркуется автобус, быстренько туалет закрывает. Или там внезапно гаснет свет. Или исчезает туалетная бумага. «Пусть лучше эти туалеты будут платными, но работают», – резюмировал специалист.

По  мнению генерального директора центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолия Акантинова, в подходе к формированию концепции придорожного сервиса отсутствует такое понятие, как сегментирование. Вместе с тем участники движения – это разные группы: группы туристов, индивидуалы, дальнобойщики, семьи с детьми, велосипедисты, пожилые люди, молодежь, владельцы собак и пр. и пр. И для каждой целевой аудитории должны быть свои инструменты привлечения к объектам придорожного сервиса, специализация, особые фишки... А иначе отечественный придорожный сервис рискует остаться серым и незапоминающимся.