https://www.traditionrolex.com/8
<p>Уникальный памятник дворцово-замковой архитектуры конца XVI – начала XVII века всегда был для города знаковым. Его расцвет связан именно с появлением замка. Сегодня неприступный некогда главный городской форпост находится в весьма плачевном состоянии — полуразрушенные стены, пустые глазницы оконных проемов, груды мусора. Но вторая жизнь для него уже началась</p>

Уникальный памятник дворцово-замковой архитектуры конца XVI – начала XVII века всегда был для города знаковым. Его расцвет связан именно с появлением замка. Сегодня неприступный некогда главный городской форпост находится в весьма плачевном состоянии — полуразрушенные стены, пустые глазницы оконных проемов, груды мусора. Но вторая жизнь для него уже началась.

Бывшая резиденция гетмана ВКЛ Яна Кароля Ходкевича, а затем могущественного рода Сапег включена в госпрограмму «Замки Беларуси» и подлежит восстановлению, сообщает Mogved.by.

Планируется, что во всей красе мы сможем ее увидеть не ранее 2018 года. А ко Дню белорусской письменности отреставрировали 2 башни этого замка-крепости.

О том, какую роль в жизни города играл этот объект и какие его тайны удалось открыть в ходе недавних архитектурно-археологических изысканий, рассказал заведующий кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин МГУ имени А.Кулешова профессор Игорь Марзалюк.

— За все время существования замка такие значительные раскопки здесь ведутся впервые, — говорит историк. — В 80-е годы прошлого столетия в Быхове работали экспедиции Белорусского реставрационного проектного института, но не в замке. Мы — первые. На базе МГУ был сформирован стройотряд «Археолог» из 30 студентов исторического факультета в основном 2–4 курсов — эти молодые люди уже успели себя хорошо зарекомендовать.

Первые шурфы, которые были необходимы для реставраторов, мы сделали еще в феврале. А самые ударные раскопки пришлись на июнь и большую часть июля. Верхний слой, который состоял в основном из мусора, срывали до полуметра в глубину бульдозером, а дальше работали исключительно руками. Полевая кухня стояла прямо в замке, а жили мы в одной из быховских школ. Ребята проявляли чудеса трудового героизма: сделали даже больше, чем запланировано. Мы получили очень ценный материал, который позволит наиболее детально, правильно и предметно осуществить запланированную реконструкцию замка.
Только индивидуальных предметов мы нашли свыше тысячи, а если говорить про массовый материал, то это где-то под 7 тысяч!

2

— И что планируете делать с этим богатством?
— Будем передавать в фонды музеев. Логично, если рядом со Статутом ВКЛ в Музее истории Могилева будет находиться гербовый изразец Сапег. Что-то передадим Быховскому музею.

— Много ли сохранилось предметов времен Ходкевичей?
— Мы нашли горшки 16 века и некоторые вещи, которые можно связывать с родом Ходкевичей. Их присутствие здесь заметное, найден даже геральдический изразец. А расцвет замка связан, конечно, с Сапегами, род которых обосновался здесь в 1621 году. Лев Иванович не очень роскошествовал, но многое сделали его сыновья — Ян и Казимир Лев. У последнего вообще были большие амбиции, замок он достраивал с таким размахом, чтобы всем пустить пыль в глаза. Быхов при нем стал примером показательного европейского города с самой совершенной на тот момент обороной. Это был город-крепость, который невозможно было взять.

— Какие новые сведения удалось получить во время раскопок?
— Очень важной для нас стала информация аспиранта Республиканского института высшей школы Николая Волкова, который во время работы в Берлине обнаружил аутентичное изображение Быховского замка периода 17 века. До этого у нас были лишь фотоснимки начала 20 века, когда постройки претерпели существенные изменения.

Теперь мы знаем, как выглядели в 17 веке верхушки башен и крыша дворца, что сам дворец не был оштукатурен — его великолепная кирпичная кладка сама по себе была украшением. На картине видно, как наши люди одевались. Никаких лаптей, только кожаная обувь. Согласно Магдебургскому праву, которое действовало во многих наших городах, в том числе и Быхове, даже самому бедному горожанину запрещалось носить лапти — только кожаные ботинки. Лапотниками горожане никогда не были.
Благодаря литовским коллегам, которые передали мне инвентари замка за 17–18 века, у нас есть возможность представить, каким он был внутри. Мы знаем, где находился главный зал, сколько там было картин, чем были оббиты стены, сколько было жирандолей, люстр, зеркал…
Но замок хранит еще много тайн и загадок. В первую очередь это касается времени его строительства. Есть сведения, что первоначально он возводился как деревянно-земляной еще предком Яна Кароля Ходкевича

— Григорием в 1540 году. А в 1590-м, который ошибочно считается началом его строительства, деревянный предшественник замка уже подвергался нападению донских казаков под предводительством атамана Матюши. Но они так и не смогли его взять — атака была отбита.

А вот точных сведений, когда деревянный замок превратился в каменный, нет. Скорее всего, это произошло не раньше 1610 года. При расчистке завалов в самом дворце мы обнаружили фрагмент очень интересного изразца, на котором изображена голова грифона – это герб Ходкевичей. Вероятнее всего, именно Ян Кароль продолжал достраивать замок уже в камне.

1

— А удалось узнать, что именно было на этом месте до замка? И какие находки оказались наиболее ценными?

— При разрезе вала мы нашли старинную шпильку, которая датируется 3–5 веками. Скорее всего, на месте этого замка существовало славянское поселение. Но выразительного культурного слоя мы не обнаружили. А вот 16 и 17 веков здесь сколько хочешь. Отчетливо просматриваются «следы» штурма крепости во время Северной войны, когда замок сгорел. Найдены мушкетные пули, фрагменты ядер. А из слоя 17 века мы извлекли уникальный геральдический изразец Сапег. Он принадлежал одному из сыновей Льва Ивановича – Яну. Это шикарный герб, в котором отражены все их родственные связи.
Нам удалось найти развал изразцовой печи, которую можно полностью восстановить. Очень интересная находка, которую мы будем выставлять, — кельма — неизвестный строитель Быховского замка в 17 веке замуровал ее в стену.

При раскопке одной из башен мы обнаружили пол времен строительства замка. А вот вторая, где в советское время размещалась водонапорная башня, сохранилась хуже. Примечательно, что и та и другая стоят именно в тех местах, где находились деревянные.

— Быховские мастера славились своим оружием…
— В Быхове была своя людвисарня, а в замке – цейхгауз, там же хранились пушки. У меня даже есть их список. Но мы пока не добрались до этого места. Кстати, в областном краеведческом музее находятся две пушки этого периода — ими одна женщина в Быхове подпирала ворота. А замковые пушки могут быть засыпаны в валу или на месте цейхгауза.

— А подземные ходы, которые, по рассказам, были в замке, нашли?
— Есть масса легенд, что эти ходы существуют, но пока все это только легенды. А вот из синагоги, которая строилась приблизительно в тот же период, что и замок, — есть. Подземный ход был зафиксирован еще при раскопках в 80-е годы, когда здесь работала экспедиция из Минска под руководством археолога Олега Трусова. Быховская синагога вообще уникальный памятник архитектуры, она строилась как оборонительная. Подобных ей было еще две — в Вильне и Пинске, но ни одна не сохранилась. А нашу еще можно спасти. В Быхове все важнейшие культовые постройки — и православные, и униатские, и иудейская синагога – были поставлены к центральной площади так, чтобы в случае прорыва обороны на пути к замку каждый храм становился для врага укрепленным препятствием.

— За время раскопок удалось собрать приличную нумизматическую коллекцию. Какие из монет представляют наибольшую ценность?
—Номиналы не редкие, они не вызовут восхищение у коллекционера. Там есть все, кроме талеров. А жаль. Зато мы нашли очень ценный крестик 17 века. Вроде бы массовая вещь, простенькая, но его отличает от других то, что на нем есть изображение Архангела Михаила с поднятым мечом — он опекун воинов, значит, крестик принадлежал кому-то из воинов гарнизона. Вот оторвался у кого-то и упал, а мы его нашли через 300 лет.

— Как будет выглядеть отреставрированный замок? Он ведь столько раз перестраивался.
— Пока не решено, будет это 17 или 18 век. Но мне кажется, что неплохо было бы остановиться где-то на середине 17 и 18 веков.

— Замок многое пережил за время своего существования. Сложно распутывать его историю?
— Я профессиональный археолог, этому учишься долго и всю жизнь. Мы старались максимально осторожно относиться ко всем находкам. Я никогда не выбрасываю даже тех артефактов, которые ими сложно назвать. Находим какую-то тарелку с клеймом 20 века, вещь с советской символикой, мы ее фиксируем и передаем в фонд музея. Что такое земля? Это самая полная и совершенная летопись, в которой отражаются и раны, и радость, и несчастье. Каждая прослойка культурного слоя рассказывает про то или иное событие. В сущности, самые полные летописи и криницы, воплощенные в предметах, — это именно городской слой, который свидетельствует и о взлетах, и о падениях. Во всем этом безмолвно отражаются человеческие эмоции, печаль, триумфы и поражения.

Нелли ЗИГУЛЯ

https://www.traditionrolex.com/8