В последний день лета костел Святой Троицы в Волчине, реставрацию которого ведут польские специалисты, увенчался скульптурой евангелиста Иоанна, сообщает
Ровно в 12.00 в субботу она была поднята на почти 30-метровую высоту и установлена на постамент – часы на костеле как раз отбили полдень. «Вы слышали? – то и дело переспрашивал очевидцев события, светясь от радости, скульптор Николай Андреев, занимавшийся реставрацией фигуры. – Это Господь отметил, что мы все делаем правильно».
Из четырех скульптур евангелистов, венчавших когда-то полукруглые фронтоны костела, фигура апостола Иоанна Богослова сохранилась лучше всех. Она единственная чудом удержалась наверху, когда три другие давно рухнули. Но и с нею белорусскому скульптору пришлось порядком повозиться. Когда в начале реставрационных работ выполненный из шведского песчаника Иоанн был снят с постамента, рука его уже была отбита, а сидящий у ног орел потерял крыло и голову. Мастеру удалось восстановить утраченные фрагменты в точности в том виде, в каком они дошли до наших дней в фотографиях, применяя тот же материал. После этого скульптура была пропитана специальным составом, укрепляющим структуру песчаника. А в завершение символы Иоанна – орел у его ног и Евангелие под мышкой – были покрыты московским листовым золотом. В точности так же, как это было сделано в 1765 году, когда после основательной перестройки вместо ваз на фронтонах были установлены скульптуры и костел приобрел облик, дошедший до наших дней в рисунках и старых фотографиях.
Более или менее сносно уцелели три постамента из четырех, на которых стояли скульптуры. Их восстановили и 31 августа с помощью крана подняли наверх. Потом пришла очередь двухтонного Иоанна. Когда увязанный страховочными лентами евангелист поднялся в небо и завис над кронами деревьев, наверняка добрая половина собравшихся вдохнула, а выдохнуть забыла. Зрелище было из тех, что и через годы не забываются. Еще несколько долгих минут – и скульптура заняла свое исконное место. Крановщик выполнил работу с ювелирной точностью. Можно перевести дыхание.
После того, как счастливый, переполненный эмоциями Николай Андреев спустился вниз и получил целую россыпь поздравлений и благодарностей, мне повезло уговорить его ответить на несколько вопросов. Самый главный: когда начнется работа над остальными скульптурами и когда она может быть завершена? Дело в том, что три другие фигуры евангелистов сохранились лишь фрагментарно. То, что удалось собрать и соединить, позволяет безошибочно определить, кто есть кто (Марк – со львом у ног, Матвей – с ангелом и Лука – с быком), но даже головы скульптур до наших дней не дошли. То ли разбились при падении вдребезги, то ли вывезли их в свое время предприимчивые люди, и есть очевидцы, которые утверждают, что так оно и было. Словом, как выглядели эти скульптуры, можно судить только по старым фотографиям, которые не отличаются четкостью изображения. Как будут идти восстановительные работы, если оттолкнуться особо не от чего?
«Это как раз тот случай, когда надо полностью отключить сознание и отдаться на волю Провидению, – серьезно ответил мастер. – Тогда понимание, как оно должно быть, нисходит на тебя как откровение. Главное – не спешить».
В тот же день скульптор намеревался уехать в Минск. «Хочу взять паузу на несколько дней. Мне нравится думать в одиночестве. Но после знака, ниспосланного свыше, я твердо знаю, что иду правильно», – добавил он.
Виктор Вильк и Николай Андреев.
Между тем реставрационные работы в костеле продолжаются. По словам Виктора Вилька, основателя реставрационной фирмы Renowator Wilk, которая восстанавливает этот объект, в скором времени с него будут сняты леса. Польские реставраторы рассчитывают уже в этом месяце покрасить фасад костела в фирменные «терракотовые» цвета. Говорят, именно таким он и был во времена Чарторыйских, его построивших. Ох, как не терпится увидеть…
Елена Трибулева