<p>Ровно в 12.00 в субботу она была поднята на почти 30-метровую высоту и установлена на постамент – часы на костеле как раз отбили полдень. «Вы слышали? – то и дело переспрашивал очевидцев события, светясь от радости, скульптор Николай Андреев, занимавшийся реставрацией фигуры. – Это Господь отметил, что мы все делаем правильно»</p>

В последний день лета костел Святой Троицы в Волчине, реставрацию которого ведут польские специалисты, увенчался скульптурой евангелиста Иоанна, сообщает «Вечерний Брест».

Ровно в 12.00 в субботу она была поднята на почти 30-метровую высоту и установлена на постамент – часы на костеле как раз отбили полдень. «Вы слышали? – то и дело переспрашивал очевидцев события, светясь от радости, скульптор Николай Андреев, занимавшийся реставрацией фигуры. – Это Господь отметил, что мы все делаем правильно».

Из четырех скульптур евангелистов, венчавших когда-то полукруглые фронтоны костела, фигура апостола Иоанна Богослова сохранилась лучше всех. Она единственная чудом удержалась наверху, когда три другие давно рухнули. Но и с нею белорусскому скульптору пришлось порядком повозиться. Когда в начале реставрационных работ выполненный из шведского песчаника Иоанн был снят с постамента, рука его уже была отбита, а сидящий у ног орел потерял крыло и голову. Мастеру удалось восстановить утраченные фрагменты в точности в том виде, в каком они дошли до наших дней в фотографиях, применяя тот же материал. После этого скульптура была пропитана специальным составом, укрепляющим структуру песчаника. А в завершение символы Иоанна – орел у его ног и Евангелие под мышкой – были покрыты московским листовым золотом. В точности так же, как это было сделано в 1765 году, когда после основательной перестройки вместо ваз на фронтонах были установлены скульптуры и костел приобрел облик, дошедший до наших дней в рисунках и старых фотографиях.

1

2

3

4

Более или менее сносно уцелели три постамента из четырех, на которых стояли скульптуры. Их восстановили и 31 августа с помощью крана подняли наверх. Потом пришла очередь двухтонного Иоанна. Когда увязанный страховочными лентами евангелист поднялся в небо и завис над кронами деревьев, наверняка добрая половина собравшихся вдохнула, а выдохнуть забыла. Зрелище было из тех, что и через годы не забываются. Еще несколько долгих минут – и скульптура заняла свое исконное место. Крановщик выполнил работу с ювелирной точностью. Можно перевести дыхание.

5

После того, как счастливый, переполненный эмоциями Николай Андреев спустился вниз и получил целую россыпь поздравлений и благодарностей, мне повезло уговорить его ответить на несколько вопросов. Самый главный: когда начнется работа над остальными скульптурами и когда она может быть завершена? Дело в том, что три другие фигуры евангелистов сохранились лишь фрагментарно. То, что удалось собрать и соединить, позволяет безошибочно определить, кто есть кто (Марк – со львом у ног, Матвей – с ангелом и Лука – с быком), но даже головы скульптур до наших дней не дошли. То ли разбились при падении вдребезги, то ли вывезли их в свое время предприимчивые люди, и есть очевидцы, которые утверждают, что так оно и было. Словом, как выглядели эти скульптуры, можно судить только по старым фотографиям, которые не отличаются четкостью изображения. Как будут идти восстановительные работы, если оттолкнуться особо не от чего?

6

«Это как раз тот случай, когда надо полностью отключить сознание и отдаться на волю Провидению, – серьезно ответил мастер. – Тогда понимание, как оно должно быть, нисходит на тебя как откровение. Главное – не спешить».

7

В тот же день скульптор намеревался уехать в Минск. «Хочу взять паузу на несколько дней. Мне нравится думать в одиночестве. Но после знака, ниспосланного свыше, я твердо знаю, что иду правильно», – добавил он.

8

Виктор Вильк и Николай Андреев.

Между тем реставрационные работы в костеле продолжаются. По словам Виктора Вилька, основателя реставрационной фирмы Renowator Wilk, которая восстанавливает этот объект, в скором времени с него будут сняты леса. Польские реставраторы рассчитывают уже в этом месяце покрасить фасад костела в фирменные «терракотовые» цвета. Говорят, именно таким он и был во времена Чарторыйских, его построивших. Ох, как не терпится увидеть…

Елена Трибулева