<p>«Мы по натуре – деревенские жители. И нам на курортах нужно то, чего дома не хватает...»</p>

ПОДОШЕЛ к концу самый горячий туристический сезон. Итоги его еще предстоит осмысливать, оценивать, подсчитывать. Но, скорее всего, тенденция будет близка к году минувшему, когда всего за границей отдохнули около 500 тысяч белорусов, а наиболее посещаемыми странами стали Украина, Турция, Греция и Болгария. А какие тенденции наметились в отечественном туризме в этом году? Куда предпочли отправиться на отдых белорусы? И у кого пользуется спросом отечественный агротуризм?

Своими наблюдениями и выводами поделилась с корреспондентом «Белорусской Нивы» эксперт по туризму Лилия КОБЗИК.

— Если говорить про выездной туризм, то ситуация неплохая. В частности, много путевок раскуплено уже на стадии раннего бронирования. Такого еще никогда не было — туры начали покупать чуть ли не в прошлом году. Хитовое направление этого сезона — Греция. Там много островов, например Крит, Кос, Корфу, Закинф, Родос, и на каждом своя уникальная инфраструктура. Греция добавила по объему перевозок, и это плюс, поскольку можно было отправить на отдых больше туристов. Путевка в эту страну в феврале, во время акции раннего бронирования, на семью из трех человек стоила относительно недорого (к примеру, в хороший трехзвездочный отель с питанием по системе «все включено» можно было приобрести тур за 1800 евро). А вот в середине лета цены уже были совершенно другие — все-таки пик сезона.

Несмотря на то, что Греция пользуется популярностью, превзойти Турцию по количеству белорусских туристов ей пока не удалось. Даже турецкие внутриполитические проблемы не отпугнули отдыхающих. А все потому, что белорусам нравится, что это безвизовая и долларовая страна, почти во всех отелях все включено. Согласитесь — удобно, особенно если говорить про семейный отдых. На первом же месте по посещаемости все же останется Крым, куда многие отдыхающие едут «дикарями» и на своем транспорте. Но есть и те, кто пользуется услугами туроператоров. А вот Болгария расположилась на четвертом месте по популярности — страна подходит для семейного отдыха: идеальные пляжи, привычная еда, хорошая инфраструктура, нет проблем с языком. А цены на туры в Болгарию — одни из самых низких.

У нашего туриста есть интересная особенность: если он хоть раз побывал за границей, например, в той же Болгарии, и ему понравилось, то он будет возвращаться туда вновь и вновь. Не каждый осмелится поменять привычный маршрут на что-то новое — вдруг там плохой отдых? Кроме того, белорусы по натуре — деревенские жители. Из-за этого мы тяготеем к отдыху в оживленных курортных городах — нам нужно то, чего дома не хватает. В свою очередь, финансовые возможности не позволяют уехать в далекие страны. Именно поэтому еще долгое время курорты Крыма, Турции, Болгарии, Греции и Черногории будут в числе приоритетных для посещения.

— А какой образ белорусского туриста сложился за границей?

— На любом курорте безошибочно определят, что мы из русскоговорящей страны. Это видно по поведению, слышно по речи. Но, к примеру, итальянцы и греки отмечают, что разница между русским туристом и белорусским есть. У русских важная отличительная особенность — держаться на отдыхе вместе, кучковаться. У нас этого нет — белорусы стараются даже в транспорте отсесть друг от друга. Русские более экспрессивные по сравнению с нами, более ярко реагируют на недостатки. Белорусы, в свою очередь, более сдержанные, а в отеле способны «раствориться», нас не видно. Если что-то не понравится в сервисе, то мы попросту промолчим. А вот если в каком-нибудь тихом европейском отеле вы услышите недовольные женские возгласы — это стопроцентно русские туристки. Наши более скромные. Это неплохая черта, и многим иностранцам она нравится.

— Согласно данным Национального статистического комитета Беларуси, в 2012 году на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось четверо белорусских граждан, выезжавших за рубеж (в 2005-м — шестеро). В этом году тенденция не меняется. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы привлечь туристов в нашу страну?

— Беларуси нужно открыться. Понятно, что имидж просто так не изменишь, но необходимо с чего-то начинать. Открытость, на самом деле, состоит из мелочей. Допустим, приезжал как-то к нам турист из Италии, а после поездки на многих форумах в Интернете написал, что его заставили купить белорусскую страховку, хотя у него была своя, итальянская. Более того, ее выписали неправильно, поскольку девушка, которая делала страховку, не понимала по-английски. Также, поскольку итальянец остановился у своей знакомой, а не в гостинице, ему пришлось самостоятельно регистрироваться, причем делал он это на протяжении трех дней из пяти пребывания: то банк был закрыт, то отдел по гражданству и миграции не работал. Безусловно, такая информация — всего лишь капля в море. Но у тех, кто ее прочитает, уже не будет желания посещать страну.

В Беларусь часто приезжают благодаря личным знакомствам или родственным связям. Инфраструктурой, к сожалению, мы мало кого привлекаем. Наша страна славится красивой природой. Что еще мы можем предложить? Отправляется турист посмотреть на Браславские озера. Но ведь надо где-то поесть и остановиться. В Браславе, если выходной день, все рестораны будут на спецобслуживании, нормальных отелей там нет. Вот и получается, что он только и сможет, что посмотреть на озера. Безусловно, у нашей страны есть свои плюсы, но нужно больше рекламы достопримечательностей и возможностей…

Сейчас упор делается на чемпионат мира по хоккею, который пройдет уже через полгода. Думаю, Беларусь готова его принять. С точностью можно рассчитывать на россиян — они наверняка приедут, поскольку мы близко находимся. А сколько будет приезжих фанатов, болельщиков, туристов из других стран, которые считаются мировыми центрами хоккейного спорта, пока трудно сказать. В любом случае, о Беларуси после чемпионата узнает больше людей из разных государств, и это, несомненно, плюс.

— А насколько привлекателен для зарубежных гостей белорусский агротуризм?

— В белорусские агроусадьбы приезжают в основном российские туристы, гости из дальнего зарубежья — редкость. Дело в том, что  наш агротуризм отличается от зарубежного — у нас это своеобразная замена отсутствующей отельной инфраструктуры. Как правило, отдыхающему предоставляется жилплощадь и хорошо оборудованная зона отдыха. В остальном же туристы предоставлены сами себе. Получается, что если иностранный гость приедет в нашу деревню, то он получит «дикий» отдых. Многие считают, что в этом и заключается наша фишка, именно такая первозданность и должна привлекать. Но к экзотике в любом случае должен прилагаться хороший сервис. И, конечно, агаротуризм должен демонстрировать наши национальные особенности, традиционный уклад, аутентику. К сожалению, этого белорусскому агротуризму больше всего и не хватает.

Сейчас, за исключением некоторых, никто из владельцев агробизнеса не зарабатывает столько, чтобы инвестировать в развитие собственной инфраструктуры. Поэтому сегодня белорусский агротуризм — это, скорее, увлечение. Нам есть куда стремиться. Например, в некоторых странах агротуризм — это целая культура, где у отдыхающего расписан весь день. Кроме колоритной жизни в традиционной, старинной атмосфере, туристу предлагаются различные экскурсии, интересные программы. Вечером он может пойти в хорошую корчму или деревенский ресторанчик. Этого у нас нет. Но именно к таким условиям нужно стремиться белорусскому агротуризму.

Кстати, сами белорусы редко предпочитают в качестве отдыха агротуризм. Дело в том, что наши граждане в основном могут позволить себе отдых только один раз в году. И мало кто откажется от хорошего курорта или моря ради деревенской усадьбы. Кроме того, многие белорусы живут в сельской местности или маленьких городах, у многих есть дача, участок в деревне — так что такого отдыха хватает и здесь.

Наталья БОРИСОВЕЦ