https://www.traditionrolex.com/8
<p>1Гродно имеет все шансы стать велостолицей Беларуси. Посмотрите: мероприятия, которые несколько лет назад начинались с двух десятков любителей, сегодня собирают больше сотни активных участников: веломарафон «Суседзі», ежегодный день без автомобиля – 22 сентября, велопробег на открытие и закрытие велосезона. А в прошлом году даже прошла свадьба на велосипедах»</p>

Ко всему новому надо привыкнуть. Собственно, это касается и разметки, выделившей на гродненских тротуарах место для велосипедистов. В Госавтоинспекции уверены, что со временем и пешеходы, и велосипедисты будут соблюдать правила. Прошло больше месяца, но до сих пор не привыкли. А многие и не знают, по каким правилам и где им теперь передвигаться, сообщает «Гродзенская праўда».

ДВА, ДЕЛЕННОЕ НА ТРИ

Автомобили, велосипеды, пешеходы – как на троих поделить проезжую часть и тротуар, если нет велодорожки? Какое-то время велосипедисты преспокойно ездили по краю проезжей части, что в общем-то не так уж безопасно. Нередки были ДТП с участием велосипедистов, даже со смертельным исходом. На слуху и трагедия весны 2011 года. Не справившись с управлением, под колесами троллейбуса погибла молодая женщина.

Пару лет назад велосипедистов, согласно Правилам дорожного движения, «выселили» на тротуар. С того времени снизилось число ДТП с их участием: если в 2010 году в области их было 70, то в прошлом – 28, в которых погибли 7 человек (в два раза меньше по сравнению с 2010 годом).

Правда, присутствие на тротуаре велосипедистов стало не совсем безопасным для пешеходов, среди которых и пенсионеры, и мамы с колясками, и дети… А велолюбителей становится все больше. И они все громче говорят о необходимости велодорожек.

– Пару лет назад, – вспоминает моя знакомая Ирина, – мы этот вопрос поднимали. В ответ нас отправляли в Пышки. Там, мол, есть велодорожка, вот и катайтесь. Но мы не кататься хотим! Мы хотим пользоваться велосипедом как транспортом.

Этим летом власти города вплотную занялись решением проблемы и начали выделять на тротуарах полосу для движения велосипедистов. Появились они на улицах Горького, Брикеля, Суворова, Дубко, проспекте Клецкова…

– При нанесении разметки и планировании будущих велодорожек мы исходим из того, что нужны они, во-первых, чтобы добраться из одного конца города в другой. А во-вторых, чтобы просто отдохнуть и покататься, – поясняет Андрей Цыдик, инспектор межрайонного отдела организации дорожного движения, старший лейтенант ГАИ УВД Гродненского облисполкома. – Поэтому в планах – соединить велодорожками центр города и спальные районы, через улицу Буденного – железнодорожный и автовокзал. Запланировано строительство дорожки при реконструкции улицы Курчатова. В перспективе появится велодорожка из города в Пышки – через бульвар Ленинского комсомола и улицу Болдина.

Если посмотреть на схему планируемых велодорожек, которая есть и на сайте нашей газеты, видно, как они опоясывают весь город. И при реконструкции улиц обязательно планируется строительство дорожки. То же касается центральной части Гродно.

Разметку нанесли, но пользоваться ею еще предстоит научиться. И делать это лучше начиная с детского сада – хорошо бы, чтобы работники Госавтоинспекции рассказали малышам, что и для чего нарисовано на тротуаре.

При том, что разметка носит обязательный характер, велосипедистов, которые при наличии выделенной им полосы едут по основной части тротуара или по проезжей части дороги, и пешеходов, прогуливающихся по территории велосипедистов, еще не штрафовали. Но стоит понимать, что, нарушая разметку, каждый участник дорожного движения рискует попасть под административную ответственность. В данном случае это может быть предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин. Так что, не научимся соблюдать правила и уважать друг друга, будем наказаны рублем.

КОЛЕСИМ ПО ГРОДНО

Продолжая тему развития велодвижения, Юлия Коледа, активист велосипедного движения Гродно, участник экологического товарищества «Зеленая сеть», приводит пример Запада:
– Я была в Вильнюсе, Копенгагене… Города развиваются в экологическом направлении, когда преимущество отдается общественному транспорту, велосипедам и создаются все условия, чтобы люди меньше ездили на автомобилях. Поэтому активный отдых и использование велосипеда как вида транспорта все более популярно.

И Гродно, уверена Юля, имеет все шансы стать велостолицей Беларуси. Посмотрите: мероприятия, которые несколько лет назад начинались с двух десятков любителей, сегодня собирают больше сотни активных участников: веломарафон «Суседзі», ежегодный день без автомобиля – 22 сентября, велопробег на открытие и закрытие велосезона. А в прошлом году даже прошла свадьба на велосипедах.

– Очень важно, чтобы развивалась инфраструктура, – рассуждает Юля. – Это одновременно и удобство для велосипедистов сегодняшних, и повод для кого-то купить велосипед и хотя бы изредка менять вид транспорта. И то, что начали в городе делать разметку, очень хорошо. Потому что еще пару лет назад было ощущение, что к нашему мнению никто не прислушивается и мы не нужны. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, нам, велосипедистам, хотелось бы, чтобы при разметке тротуаров и нас привлекли – обсудили бы вместе, что и как. Кроме того, мы готовы оказать посильную помощь.

Как заверили в ГАИ, они рады сотрудничеству с велосипедистами и открыты для контактов: приходите, будем вместе обсуждать проекты велодорожек, маршруты.

…ИЩЕМ ПАРКОВКУ

Сергей Стенников, чья работа связана с GPS-навигацией, ездит на велосипеде уже давно:
– С помощью велосипеда я справляюсь в 5–6 раз быстрее, – говорит Сергей Петрович. – Правда, не везде по городу бордюр покатый, многие уж слишком высокие. Запрыгнуть на велосипеде на него не так уж легко и просто.

Порой небезопасные для велосипедистов и пешеходов повороты велодорожек, высокий бордюр… На что еще жалуются? Юлия, которая администрирует сайт велолюбителей velogrodno.by, рассказывает о парковках. Как-то по умолчанию считалось, что в Гродно велопарковок нет. Но стоило попросить велосипедистов отметить их на карте, как оказалось, что год назад в городе уже была 21 парковка. Также велосипедисты отмечали места желательных парковок (их оказалось 121) и об этом говорили владельцам рядом стоящих зданий. Многие откликались.

– Когда мы обращались с такими просьбами, – вспоминает Юлия, – многие директора, владельцы офисов, фирм удивлялись: они и не задумывались, что кому-то нужны велопарковки.

Кстати, парковок по сравнению с прошлым годом стало в три раза больше. Другое дело, что не всегда их конструкции подходят для современных велосипедов.

– Велосипеды сегодня не такие, как были раньше, колеса и вилки стали шире, – поясняет Юля. – Например, в самые популярные треугольные парковки велосипед не вмещается, а если и вмещается, то он виляет и может упасть. Поэтому мы даже разработали брошюру с видами парковок, которые подходят для современных велосипедов. Это U-образные или спиралевидные велопарковки. Просто жаль, если кто-то, старясь сделать доброе дело, потратит деньги, а установленная им парковка будет бесполезной…

ТРЕНИРОВКА В ЩАДЯЩЕМ РЕЖИМЕ

Раз уж Гродно развивается и становится более удобным для велосипедистов, почему бы не внести приобретение этого вида транспорта в число покупок?

Тем более для этого есть еще пару причин. Замечали ли вы, что пожилые люди, которые, порой, с трудом ходят, легко ездят на велосипеде? Дело в том, что велосипед позволяет избежать чрезмерной нагрузки на позвоночник и суставы – тазобедренные и коленные. Поэтому как вид оздоровительной физической культуры он больше других (ходьба, кросс, плавание) подходит для людей, у которых есть проблемы с суставами. Однако это не значит, что абсолютно здоровым людям велоспорт не нужен. Еще как нужен! Это отличный способ оздоровления и укрепления организма. Как поясняет заместитель главного врача по лечебной работе Гродненского областного диспансера спортивной медицины, врач высшей категории по спортивной медицине Елена Варнель, тренировка при езде на велосипеде идет в кардиорежиме. При частоте сердечных сокращений 140-160 ударов в минуту отсутствует осевая нагрузка на опорно-двигательный аппарат, что важно для людей с избыточным весом. Однако при таком щадящем режиме тренируются и укрепляются не только мышцы рук и ног, спины и брюшного пресса, но и кардиореспираторная система: сердце и легкие.

Поэтому велопрогулки полезны всем, независимо от возраста и пола.

А вот на вопрос, сколько времени нужно проводить в седле велосипеда, ответить несколько сложнее. Все зависит от подготовки и общего состояния здоровья. Если есть отклонения в здоровье, лучше проконсультироваться с лечащим врачом.

– Здоровым людям мы рекомендуем, – поясняет Елена Станиславовна, – ездить 2–3 раза в неделю по 30–40 минут. Нагрузка – 60 оборотов в минуту и скорость 20-25 км/час. Но это не догма. Можете больше – пожалуйста. Главное – не переутомляться и правильно рассчитывать свои силы. Например, если сложно заехать на горку или противостоять встречному ветру, пройдите какое-то расстояние пешком. Максимальный пульс может быть 220 минус возраст (для пожилых – 200 минус возраст), лучше придерживаться оптимального – 65–80 процентов от максимального. Для молодых это 150–170 ударов в минуту, для пожилых – 140–150.

ВЫБИРАЕМ ВЕЛОСИПЕД

Они сегодня – на любой вкус и цвет. Горные, шоссейные, складные, спортивные… Что предпочесть? Те, кто не первый год ездит за рулем велосипеда, покупая новый, обращают внимание на множество характеристик, хорошенько примеряются: рост будущего владельца, размер рамы, диаметр колеса, количество скоростей, тип торможения и так далее. Новички обычно поступают по-другому: приобретают то, что понравилось внешне. Чтобы езда на велосипеде приносила максимум пользы, врачи советуют выбирать велосипед по росту. Главное требование – непринужденное положение всех частей тела велосипедиста, спина не должна быть сутулой. Правильно, когда седло приподнято над горизонтальной трубой рамы не больше чем на 15–17 сантиметров. Ступня на педали должна стоять таким образом, чтобы ось педали была под основанием большого пальца ноги.

Как рассказали в магазинах «Твой велик» и «Веломаг», гродненские велосипедисты в основном покупают «горники», чтобы было удобно «скакать» с бордюра на бордюр. Даже на горку от автовокзала до Центрального рынка на таком велосипеде подняться легче, чем на обычном дорожном. Именно эти велосипеды сегодня наиболее распространенные и популярные. Плюс их в том, что они подходят для разных дорог и удобны при длительных велопрогулках.

Запланировав покупку, выясняем, во сколько она обойдется. Велосипед для ребенка до 6 лет стоит от 760 тысяч рублей до 1 миллиона, для подростка – от 1,5 миллиона и выше. Хороший велосипед для взрослого человека обойдется в среднем от 2 до 2,5 миллиона рублей. «А самые дорогие в этом сезоне стоили 18, – рассказывают в одном из магазинов. – Но их, как правило, мы возим под заказ». Ближе к концу сезона, когда похолодает, велосипеды становятся еще доступнее: в магазинах проходят распродажи.

Кстати, конец сезона. А что делать тем, кто не планирует его закрывать? На этот случай существует зимняя резина, и велосипед можно «переобуть». Правда, велосипедистам-любителям зимой не рекомендуется ездить, так как это небезопасно.

Татьяна Кузнеченкова, Алена ГИЗОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8