https://www.traditionrolex.com/8
<p>Маршрут: железнодорожный вокзал — Привокзальная площадь — Петербургская улица — Захарьевская улица — Губернаторская улица — Александровский сквер</p>

Представим, что нам выпала возможность сесть в поезд и совершить путешествие во времени. Конечная остановка — губернский Минск столетней давности. Итак, поехали в сентябрь 1913 года, рассказывает "Минский Курьер".

Маршрут: железнодорожный вокзал — Привокзальная площадь — Петербургская улица — Захарьевская улица — Губернаторская улица — Александровский сквер.

 Дореволюционная Захарьевская улица начиналась от современной площади Мясникова, дальше шла по Советской, через площадь Независимости около Красного костела и дореволюционных домов № 17 и 19 по Советской улице, домов № 12 и № 9 по улице Володарского, дальше от дома № 2 по улице Городской Вал и затем вдоль проспекта Независимости.

Железнодорожный вок­зал.

Паровоз, протяжно свистнув и выпустив клубы пара, замедлил ход. Конечная станция — Минск. Открылись двери. Перед нами вок­зал. Это не привычное ныне огромное здание из стекла и бетона, а небольшой кирпичный одноэтажный домик, растянувшийся на всю ширину платформы. Вход в него венчают две двухэтажные башни. По перрону снуют носильщики, предлагая за несколько копеек отнести багаж к извозчику. Впереди — Привокзальная площадь. Ничего общего с современной. Лишь форма та же — прямоугольная. Нет здесь «Ворот города», машин такси и подземных переходов. Вместо этого ровная площадка, застроенная одно- и двухэтажными домами. На площади извозчики зазывают приезжих.

Привокзальная площадь — разворотное кольцо конки.

Но мы пройдем мимо извозчиков и направимся к гордости Минска тех лет — конно-железной дороге. На Привокзальной площади находилось ее разворотное кольцо. Не стоит искать остановку — ее нет. Заходим в вагончик, который ожидает пассажиров. Занимаем место у окна, заплатив кондуктору пять копеек. И вот вагон заполнился. Кучер щелкнул хлыстом, и лошадь зацокала копытами по булыжникам, выложенным между рельсами.

Петербургская улица (ныне Ленинградская).

Вагон покачивается из стороны в сторону. В нем 25 сидячих мест, еще 8 пассажиров могут ехать стоя, ожидая, когда освободится место. Правда, происходит это не часто. Большинство едет до центра — в район, где сегодня ГУМ, площадь Свободы.

Поворот на Петербургскую улицу (ныне Ленинградскую). Вместо корпусов БГУ — жилая застройка и депо конки. Там конюшня, где ночуют лошади.

Следующий поворот — на Коломенскую (ныне Свердлова).

Захарьевская улица (ныне проспект Независимости).

Выруливаем на Захарьевскую. Она абсолютно не похожа на со­временный проспект Независимости. Чтобы представить, каким он был в 1913-м, сходите на нынешнюю улицу Советскую. Это единственный сохранившийся до наших дней участок дореволюционной застройки Минска.

По центру Захарьевской пролегли два пути конки, чтобы вагоны мог­ли двигаться, не мешая друг другу. Из-за этого извозчикам приходится держаться правой стороны. По мощеной мостовой громыхают телеги и кибитки, по тротуарам идут прохожие. Кучер постоянно окрикивает перебегающих дорогу минчан. Здесь нет пешеходных переходов, нет правил дорожного движения. Есть только предписания городской управы, которые кое-как выполняются. Вдоль тротуара высятся столбы, на которых километры проводов. Электрические фонари висят на растяжках над самым центром улицы, освещая путь конке.

Из окна вагона можно рассмат­ривать прохожих, которые идут по тротуару. Это и неспешно прогуливающиеся молодые чиновники, и раз­одетые по последней моде барышни. Проскочила парочка гимназистов. На углу стоит мальчишка-газетчик. Под носом красуется темная полоса — непременный атрибут всех газетчиков, у которых в типографской краске не только руки, но и лица. Есть среди публики рабочие, беспризорники, нищие. Последние, оглядываясь по сторонам, остерегаясь полицейских или городовых, просят милостыню. Захарьевская притягивает их. Но и блюстители порядка не спят, ловят попрошаек и назойливых продавцов. Вот городовой ведет в ближайший полицейский участок торговца фруктами. Там на него составят протокол за то, что продавал вкусный товар в запрещенном управой месте.

Вдоль улицы стоят двух- и трехэтажные кирпичные дома. Первые этажи заняты всевозможными лавками и магазинчиками. Фасады пестрят рекламными вывесками. Практически с каждого дома свисают объявления на разных языках, зазывающие прохожих. Тут гос­тиницы, аптеки, продуктовые и промышленные магазины, лавки, кондитерские. Глаза разбегаются от рекламного изобилия.

Улица Губернаторская (ныне улица Ленина).

Вагончик начинает сбавлять ход. Кондуктор предупреждает, что скоро поворот на Губернаторскую. Здесь нам выходить, как и большинству пассажиров. Вагон останавливается. По правилам это должно происходить на любом участке пути по требованию пассажиров, но на деле кучер ограничивается лишь уменьшением хода. Вот и приходится прыгать на мостовую. Дамы не исключение. Осторожно сходим с подножки, глядя под ноги. Большинство транспортных средств Минска на одной или двух живых лошадиных силах. Поэтому дороги обильно сдобрены навозом.

Быстро перебегаем дорогу. Извозчики знают этот оживленный перекресток и сбрасывают скорость до минимальной. Лучше медленно проехать, чем попасться городовому, несущему тут службу. Он следит за порядком, стоя на перекрестке. Неподалеку специальная будка, где он греется в непогоду.

Александровский сквер.

Перепрыгиваем через рындшток — канаву для отвода воды — и по тротуару идем в Александровский сквер. Вокруг витает смесь всевозможных запахов: пахнет ароматной выпечкой из «Константинопольской кондитерской», печным дымом, свежей древесиной, которой нагружена одна из проезжающих повозок, дамским парфюмом вперемешку с папиросным дымом ее кавалера. А вот и сад. Его не узнать. Прямо за входом высится часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ее возвели в память о чудесном спасении государя императора Александра II от опасности в 1866 году, когда на него было совершено первое покушение. В глубину парка ведут аккуратные дорожки. Пройдемся в тиши до знаменитого фонтана. В 1913 году он был окружен оградой. Но кроме мальчика с лебедем, которых и сегодня видим на пьедестале, фонтан украшали и другие персонажи — бронзовые лягушки, расположенные по окружности.

Вдруг раздается автомобильный гудок. У входа в парк с октября 1912 года располагалась стоянка такси. А вот и «Форд» под № 2. За рулем — водитель Ефим Аранович. Протягиваем рубль: «На Золотую Горку». Меньше давать нет смысла — автомобилей в Минске всего четыре. Так что их владельцы сами решают, сколько брать с пассажира. А Золотая Горка — это уже заречная часть.

Водитель прячет деньги и заводит мотор. У него множество тем для разговоров. Молчать за рулем не принято, как и сегодня. «Форд» разворачивается и, изрыгая клубы дыма, мчит по мостовой. Услышав его рев, повозки словно прижимаются к тротуару, а автомобиль гордо едет по центру. «Вот тут крутая горка. С ветерком до Полицейской (ныне улица Янки Купалы) промчим!» — кричит водитель и отпускает педаль газа. Рукой давит клаксон, предупреждая о приближении самоходного экипажа. Пролетели перекресток. По правую руку видим Губернаторский парк и электростанцию, по левую — жилой район Поплава. Это одно- или двухэтажная деревянная застройка, частенько затапливаемая во время весенних разливов Свислочи. Автомобиль бежит вперед, обгоняет вагон конки, свернувший с Полицейской, съезжает по мосту через Свислочь и вновь оказывается в окружении небольших домиков. Впереди Комаровка, заселенная бедняками. Справа высится Золотогорский кос­тел, еще не скрытый за домами. Нет привычных высоток, площади Победы, оперного театра… Отсюда открывается прекрасный вид на город. Слева раскинулся Губернаторский парк. Его легко спутать с настоящим лесом. Велодром, расположенный в центре, скрывается за деревьями.

Прямо по центру лежит Захарьевская. Справа виднеются башни кафедрального собора. Еще правее, за Поплавами, главная головная боль управы — Плебанская плотина. Ее никак не удавалось выкупить из частной собственности и снести, чтобы открыть талым водам беспрепятственный путь по руслу реки и минимизировать ущерб от наводнений. У подножия холма стоят деревянные домики, среди которых спрятан будущий Дом-музей I съезда РСДРП.

Но пора прощаться с дореволюционным Минском. Платим еще один рубль — и водитель везет на вок­зал, откуда отправляется поезд, на котором возвращаемся в Минск 13 сентября 2013 года.

 В 1913 году фонтан в Александровском сквере был окружен оградой.

Роман Дмитриев

https://www.traditionrolex.com/8