<p>Взаимодействие с коллегами с польской стороны осуществляется на высоком уровне. По всем возникающим вопросам находим понимание</p>

Таможенная служба – это перманентное напряжение. Как заметил главный таможенник Брестчины Леонид Досовна пресс-конференции, сотрудники постоянно находятся между молотом и наковальней. С одной стороны, чем быстрее пройдут люди и транспорт через таможенный контроль, тем лучше для всех. С другой, таможня не терпит суеты и спешки, ведь важно ничего не упустить из поля зрения, сообщает "Вечерний Брест".

С начала года сотрудники Брестской таможни оформили пять с половиной миллионов физических лиц, почти полтора миллиона легковых и 370 тысяч грузовых транспортных средств плюс 385 тысяч железнодорожных вагонов. При проведении операций таможенного контроля и специальных мероприятий было выявлено 2718 правонарушений, возбуждено 20 уголовных дел, 8 из которых по статье 228 УК РБ  – «Контрабанда». За восемь месяцев 2013-го брестскими таможенниками в республиканский бюджет перечислено 2,6 триллиона белорусских рублей.

– Мы понимаем обиды граждан, которым приходится стоять в очередях, перестраиваться с одного канала на другой. Но и нас надо понять. Для наглядности назову пару цифр. Благодаря профессионализму наших сотрудников, за восемь месяцев по разным причинам было изъято, задержано и арестовано 208 транспортных средств, из них 70 единиц (более чем на 4 млрд рублей) конфисковано. Да, таможенник не может нравиться всем… Служба у нас такая, непростая, – сказал Леонид Сергеевич и добавил: – но интереснее ее все равно нет.

Начальник Брестской таможни высказал удовлетворение качественным составом своего коллектива, отметив высокую квалификацию не только опытных и проверенных кадров, но и молодежи.

– Проблем, конечно, тоже хватает. Но самое страшное в нашей работе, на мой взгляд, это чванство. Недопустимо, чтобы таможенник свысока или некорректно общался с людьми. Мы пресекаем подобные явления и отслеживаем все жалобы по этому поводу. Тем более что восстановить картину инцидента не представляет трудностей. Все записи видеонаблюдений с любого рабочего места таможенника хранятся, – раскрыл небольшой секрет руководитель Брестской таможни.

Что касается правонарушений со стороны сотрудников, то, по словам Леонида Досова, при подтверждении подобных фактов разбор полетов идет достаточно жестко, вплоть до передачи материалов в правоохранительные органы. Впрочем, подчеркнул Леонид Сергеевич, брестчане служат так, чтобы не пострадал имидж большого (более тысячи офицеров!) коллектива. И для убедительности озвучил еще одну цифру: с начала текущего года брестскими таможенниками было пресечено 150 попыток дачи взяток.

На вопрос корреспондента «Вечерки» по реализации принципа «двух служб на границе» Леонид Сергеевич пояснил, что полностью функции транспортной инспекции лягут на плечи таможенников с 1 января 2014 года, тогда же коллектив прирастет дополнительным числом сотрудников.

– Все остальные службы, которые работают на границе (Минсельхозпрода, здравоохранения), находятся в оперативном подчинении у руководителя таможенной структуры (начальника поста и т.д.). Что это означает? Представители данных служб принимают участие в оперативных совещаниях, полностью информируют о прохождении документов, докладывают о проблемах по своей сфере. Ответственность за решение этих проблем несет начальник поста.

«Вечерка» поинтересовалась мнением начальника Брестской таможни по поводу предполагаемого введения выездной пошлины.

– Вы правильно заметили, на сайте TUT.BY уже выложили комментарии по этому поводу. Петр Петрович (Прокопович. – Прим. авт.) отметил, что не может сказать однозначно, что выездная пошлина будет введена. Он отметил, что пошлина в случае ее введения не коснется граждан, которые выезжают в туристические поездки. Что можно здесь добавить к информации вице-премьера, который ведет вопросы экономики? Это не в сфере деятельности, не в компетенции начальника таможни. И не связано непосредственно с Брестской таможней, с нашей работой. А начинать комментарии, что я думаю как гражданин и т.п., это некорректно, – сказал Леонид Досов.

Леонид Сергеевич также ответил на ряд вопросов представителей других СМИ. И в финале разговора предложил в очередной раз встретиться уже непосредственно на одном из подразделений таможни. Чтобы не только рассказать, но и показать – как, в каких условиях сегодня трудятся брестские таможенники.

Ответы руководства Брестской таможни на вопросы обозревателя «Вечерки» Георгия Геращенко

С 4 июня вступили в силу новые критерии взаимодействия между таможенной и пограничной службами, регулирующие поток транспорта, идущего с территории Польши через т. н. «красный» и «зеленый» коридоры. Водители стадии жаловаться на значительное увеличение времени нахождения в очереди на «красном» коридоре: на необоснованные действия работников таможенной и пограничной служб. Хотелось бы получить из первых уст комментарии по этой теме.

Действительно, в начале июня 2013 года были введены критерии взаимодействия между таможенной и пограничной службами в пунктах пропуска, в которых функционирует система «красного» и «зеленого» коридоров. Применение таких критериев необходимо было апробировать на практике для выработки слаженного механизма работы сотрудников таможенной и пограничной служб. В настоящее время после устранения всех «шероховатостей» в пунктах пропуска действует четкий порядок взаимодействия контрольных служб. Совместная работа двух служб направлена на обеспечение соблюдения гражданами требований таможенного законодательства при перемещении ими товаров для личного пользования через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза.

Как Вы можете прокомментировать высказывания наших читателей о том, что сотрудники таможни принуждают водителей, не нарушавших таможенные правила в части провоза товаров личного пользования, переходить из «зеленой» зоны в «красную»?

Согласно действующему законодательству, должностное лицо таможни вправе предложить физическому лицу продекларировать товары, в том числе те, ввоз либо вывоз которых допускается без декларирования.

Следует отметить, что товары для личного пользования, перемещаемые по «зеленому» коридору, не освобождаются от таможенного контроля. Контроль (в форме осмотра, досмотра товаров, личного досмотра и др.) может проводиться, в том числе после пересечения линии выезда из «зеленого» коридора. У лица наступает административная либо уголовная ответственность в случае выявления у него после выезда из «зеленого» коридора товаров, не подлежащих перемещению по такому коридору.

Для профилактики возможных правонарушений сотрудники таможни в ряде случаев предлагают произвести декларирование товаров, при этом направляют лиц в «красный» коридор. Кроме того, нельзя сказать, что по «красному» коридору следуют только лица, «нарушающие таможенные правила в части провоза товаров для личного пользования».

На сайте Брестской таможни пишется о высоком моральном уровне сотрудников таможни, о жестких критериях, принятых при их отборе на службу. Как ведется контроль за соблюдением заданной высокой планки? Существует ли практика дисциплинарных взысканий за ее нарушение?

Кандидаты на службу в таможенных органах, действительно, проходят жесткий отбор. Осуществляется комплекс мер, направленный на формирование и поддержание морально-психологического состояния должностных лиц и работников на уровне, обеспечивающем выполнение задач, возложенных на таможенные органы. Этому служит и принятый в августе 2013 года новый Кодекс чести должностного лица таможенного органа. Действует отработанная система поощрений и наказаний.

Какие современные методы борьбы с контрабандой применяются на участке Брестской таможни?

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности должностные лица Брестской таможни используют мобильный и стационарный инспекционно-досмотровые комплексы (далее – ИДК).

Рентгеновское излучение, генерируемое ИДК во время сканирования транспортных средств и товаров, не изменяет физические и химические свойства контролируемых материалов, не вызывает наведенной активности и не представляет опасности для товаров и транспортных средств. Параметры ИДК, применяемых таможенной службой Республики Беларусь, соответствуют законодательным актам РБ и международным стандартам о радиационной безопасности и защите от рентгеновского излучения. Одной из главных составляющих обеспечения безопасности при проведении таможенного контроля с применением ИДК является неукоснительное выполнение водителями сканируемых транспортных средств указаний должностных лиц таможни (операторов ИДК).

Довольны ли Вы взаимодействием с коллегами-таможенниками из Тересполя?

Взаимодействие с коллегами с польской стороны осуществляется на высоком уровне. По всем возникающим вопросам находим понимание.

Планируется ли увеличение пропускной способности АПП «Брест»?

В автодорожном пункте пропуска «Брест» имеется по 14 каналов движения как на въезд, так и на выезд из Республики Беларусь. Однако для заезда в пункт пропуска транспортные средства следуют по мосту, где имеется по одной полосе движения в каждом направлении. В связи с этим при наличии очереди на мосту отсутствует возможность заезда в пункт пропуска транспортных средств, следующих по «зеленым» коридорам, движение по которым идет быстрее. Кроме того, транспортные средства, имеющие право на приоритетный въезд в пункт пропуска и приоритетное оформление, не могут въехать в пункт пропуска. Таким образом, для увеличения пропускной способности пункта пропуска «Брест» необходимо прежде всего улучшение имеющейся инфраструктуры.

Елена Жук