https://www.traditionrolex.com/8
<p>В конце лета в Гродно появилось не менее 40 велопарковок, а на тротуарах можно наблюдать ярко-белые полосы</p>

Езда на велосипеде — это и удовольствие, и дополнительная физическая нагрузка, сообщает "Рэспублiка".

Долгое время шла упорная борьба гродненцев с местными чиновниками за то, чтобы превратить велосипед в полноценный вид транспорта, а значит, и создать для него положенную инфраструктуру — велодорожки и велопарковки. Велосипедисты, как известно, не стоят в пробках, не загрязняют окружающую среду. Велодорожки есть во всех крупных городах мира. Кроме того, езда на велосипеде — это и удовольствие, и дополнительная физическая нагрузка.

И вот наконец дождались! В конце лета в Гродно появилось не менее 40 велопарковок, а на тротуарах можно наблюдать ярко-белые полосы. Лично у меня они вызывают странное чувство какой-то инородности, «режут» глаза. Честно говоря, я всегда думала, что велодорожка должна проходить рядом с проезжей частью, а лучше всего отделяться от нее газоном, небольшим бордюрчиком либо иметь специальное покрытие с направлением движения и знаками. Она не должна пересекаться с пешеходным переходом, остановочным пунктом или другими препятствиями. Но наши дорожки не совсем такие, а вернее, вовсе не такие. Во-первых, некоторые проходят практически посередине тротуара, а во-вторых, они очень странно изгибаются, петляют между киосками, а иногда просто упираются в остановку общественного транспорта. А пешеходам-то теперь куда? Лавировать между проезжей частью и велодорожкой?

Ездить на велосипеде — модно. А значит, велосипедистов с каждым годом становится все больше. Если создать удобную инфраструктуру, то их количество увеличится значительно. Однако все они вынуждены нынче ехать или по тротуару, или по автодороге (по которой двигаться запрещено). Пока велосипедистов было мало, они с пешеходами мирно сосуществовали. Но с увеличением плотности потока возникли сложности. Пешеходы часто движутся в неожиданном направлении, а велосипедисты едут с достаточно большой скоростью. Неудивительно, что такое соседство неудобно и тем, и другим.

На дороге велосипедист тоже нервирует водителей. Во-первых, он движется медленнее основного потока. Его приходится обгонять. А во время обгона при плотном потоке машин достаточно небольшого вихляния колеса, чтобы случилась авария: велосипедист занервничал, наехал колесом на камушек, руль вильнул — и трагедии не избежать. Наверное, все гродненцы помнят историю, когда под колесами троллейбуса погибла молодая велосипедистка, мама двух деток. Всему виной нелепая случайность. Или нет? Если бы была тогда на тротуаре хотя бы вот такая фигурная белая полоса, трагедии могло бы не быть?

Рассуждать можно долго, а вот за решение проблемы власти все-таки взялись, и это не может не радовать. Велосипедисты могут чувствовать себя хозяевами пока на нескольких городских улицах — Дубко, Брикеля, Кремко, проспектах Клецкова и Румлевском, в микрорайоне Ольшанка, в районе озера Юбилейного. Частично на улице Горького, еще одна велодорожка пролегает от кукольного театра до главного корпуса госуниверситета имени Янки Купалы. Всего нанесено более 18 км велосипедной разметки, установлено более 35 знаков и 150 пиктограмм. И это только начало.

Как пояснили в Гродненском горисполкоме, дорожки получились не совсем такие, как хотелось бы, потому что в городе пока нет специальной машины. Та, что наносит дорожную разметку, не подходит по техническим параметрам: форсунки расположены по центру, близко к тротуару не подберешься. Да и вообще, пока это пробный вариант, рассчитанный на изучение общественного мнения, на то, чтобы пешеходы и велосипедисты привыкли друг к другу, научились «делить» территорию.

Когда впервые нарисовали велодорожку в урочище Пышки (место отдыха горожан), в горисполком посыпались многочисленные жалобы, в основном от пенсионеров, с просьбой убрать велосипедистов с тропы. Сейчас ничего, привыкли. «За зиму разметка все равно смоется, а весной работа начнется с учетом недоработок», — добавили специалисты.

Этой же зимой оргкомитет, куда входят дорожники, архитекторы, представители ГАИ, разработает схему велодорожек, по которой от центра можно будет добраться в любую точку Гродно. Также продумывается, как можно разметить историческую часть города с ее узкими улочками. К обсуждению вопроса активно подключились велосипедисты, разработавшие рекомендации по велопарковкам и даже подготовившие список социально значимых объектов, возле которых их следовало бы установить. Там, где не удастся «отвоевать» часть тротуара для любителей промчаться с ветерком, специальный знак сообщит, что тротуар предназначен и для велосипедистов, и для пешеходов.

Как рассказал заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома Иван Ворсович, очень важно, чтобы все велодорожки были связаны в общую сеть — сами по себе они не имеют смысла. В следующем году планируется закольцевать центр: велодорожки уже запроектированы при реконструкции улиц Озерское шоссе, БЛК, Буденного. Новые веломаршруты появятся в Пышках — по программе трансграничного сотрудничества выделено 500 тысяч евро на оборудование 30 км велосипедной трассы с пятью стоянками для отдыха.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

https://www.traditionrolex.com/8