<p>Такой ответ на злободневный вопрос корреспондента TIO.BY СМИ о введении стодолларовой пошлины дал заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга на традиционной пресс-конференции, посвященной Всемирному дню туризма</p>

Такой ответ на злободневный вопрос корреспондента TIO.BY  о введении стодолларовой пошлины дал заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга на традиционной пресс-конференции, посвященной Всемирному дню туризма.

Он отметил, что многие зарубежные туристы жалуются на огромные многочасовые очереди на нашей границе. Очереди создают не туристы, а люди, занимающиеся приграничным бизнесом, в частности,  торгующие топливом. Если заставить их оплачивать пошлину, то очереди существенно уменьшатся. По мнению замминистра, это может положительно повлиять на количество туристов, въезжающих в страну.

Впрочем, динамика по количеству туристов, посещающих Беларусь, существует уже сегодня. Так, за первое полугодие на территорию нашей страны въехало 2 млн 55 тысяч иностранных граждан, а это на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 7% увеличилось число организованных туристов – Беларусь через туристические организации посетило 95 тысяч гостей. Правда, 70% посетителей составляют туристы из России. За семь месяцев отчисления от туризма в казну государства составили 132 млн долларов, что на 16,2% больше, чем за 7 месяцев 2012 года.

Чеслав Шульга проинформировал представителей СМИ о том, что было сделано в период, прошедший с прошлой пресс-конференции. В частности, он рассказал, что определение тематики года дает весьма положительные результаты. К примеру, в нынешнем году, объявленном годом зеленого туризма, добавилось 153 зоны отдыха, и их теперь стало 486. Со 107 восстановленных пристаней туристы совершают водные прогулки на 27 теплоходах. Постоянно растет число домиков охотника и рыбака.

Вторым важным направлением деятельности замминистра назвал повышение качества и безопасности туристических услуг. Он отметил, что, хотя сертификация из обязательной превратилась в добровольную, она все-таки проходит, и на сегодняшний день уже сертифицировано 350 туристических компаний, что составляет 30% от общего числа. Постепенно получают свои «звезды» – петушки и сельские усадьбы. В настоящее время сертификацию прошли 305 агроусадеб. Менее интенсивно этот процесс происходит в гостиничном хозяйстве, где «звезды»  имеют лишь 10% отелей.

МСиТ обращало пристальное внимание на безопасность туристов, находящихся в «горячих» точках, таких как Египет. И это позволило обойтись без серьезных происшествий и нареканий. В качестве третьего основного направления Чеслав Шульга назвал повышение роли общественных организаций, таких как РСТО, Белорусское общественное объединение экскурсоводов и гидов-переводчиков, БОО «Отдых в деревне».

За прошедший период большая работа была проделана по привлечению инвестиций, количество которых увеличилось в два раза, а сумма составила 498 млрд рублей. В основном эти инвестиции были сделаны в средства размещения. Сейчас, благодаря прямым вложениям средств, строятся отели «Хайят», «Хилтон», «Пекин» и пр.

Активно развивался событийный туризм: более чем на  50 территориях организуются местные фестивали и праздники, привлекающие туристов: «Мотальские прысмаки», «Фестиваль сыра», «Вишневый фестиваль» и т.д.  В настоящее время пристальное внимание уделяется развитию хостелов и кемпингов.

Вместе с тем в отечественном турбизнесе существуют и некоторые проблемы. По словам  замминистра, до сих пор белорусский туризм носит ярко выраженный сезонный характер, когда с октября по апрель отрасль «проседает». Упускается такой сегмент, как молодежный туризм. Медленно расширяются границы экспорта туруслуг. Несмотря на то, что в нынешнем году экспорт туристических услуг Беларуси должен составить 250 млн долларов и  ежегодно он увеличивается на 20-30%, по словам замминистра, «цифра эта весьма скромная. У нас есть большой потенциал, чтобы увеличить экспорт туруслуг как минимум в 2-3 раза».

Чеслав Шульга поделился планами на будущее. Следующий год будет объявлен годом спортивного туризма, учитывая проведение ЧМ по хоккею. Возможно, второе полугодие будет посвящено военно-исторической тематике, так как приближается юбилейная дата – столетие Первой мировой войны.

Будет продвигаться проект по созданию системы кемпингов, в том числе упорядочиванию нормативно-правовой базы. Расширится  международная кооперация и взаимодействие на уровне областей, к примеру, Витебской, Могилевской и Смоленской, Брестской, Гродненской и Польши и пр.

Туристические возможности Беларуси и впредь собираются показывать на международных выставках и ярмарках. Ближайшая состоится в Париже. Что касается создания качественного промо-ролика о достопримечательностях страны, который можно было бы «крутить» на таких каналах, как «Евроньюс», финансовых возможностей ведомства недостаточно, и необходима спонсорская помощь. А пока туристы смогут узнать о Беларуси при помощи специализированных сайтов.