https://www.traditionrolex.com/8
<p>За плечами подполковника Дмитрия Ткачева десятки пеших и водных экспедиций на Урал, Соловецкие острова, в Крым. Белорусские просторы также пройдены вдоль и поперек</p>

Почему не каждой карте можно верить и сколько денег нужно новичку, чтобы отправиться в двухдневный турпоход? Минчанин Дмитрий Ткачев, турист с 13-летним стажем, рассказал «Минскому Курьеру» о тяготах и прелестях походной жизни 

За плечами подполковника Дмитрия Ткачева десятки пеших и водных экспедиций на Урал, Соловецкие острова, в Крым. Белорусские просторы также пройдены вдоль и поперек.

— Идете за адреналином?

— Скорее, бегу от городской суеты. В отрыве от цивилизации более остро чувствуешь ответственность за себя и окружающих. Не приготовил еды — в магазин не сбегаешь, костра не разжег — одеж­ду не высушишь. А если отнестись к делу серьезно и продуманно, то сплавляться на байдарке по горной речке не рискованнее, чем ­перейти дорогу по зебре. Когда ты один на один с природой, главная опасность — лень и безразличие.

— Интерес к турпоходам из детства?

— Мой дедушка родился на Урале, был опытным охотником. Он-то и привил навыки выживания в дикой природе. Когда мы с братом приезжали к деду на летние каникулы, он частенько сажал нас в лодку, перевозил на противоположный берег водохранилища и оставлял одних на 7-8 часов. Вот так и учился самостоятельности да ответственности.

— Теперь вы состоите в туристическом клубе…

— Если два десятка давно знакомых и притершихся друг к другу людей можно назвать клубом, то да. Мы даже собственными традициями обзавелись.

— Какими?

— Морскими (смеется). Как положено на флоте, у каждого нашего судна — байдарки, надувной лодки, катамарана — есть название. Моя байдарка, например, гордо именуется крейсером «Неугомонный». Морские бои тоже бывают. Вместо мин используем сосновые шишки: перед баталиями набираем их полные лодки. В походе всегда поднимаем флаг государственной принадлежности. Раньше к нему крепили значки с изображением достопримечательностей местности, по которой пролегал маршрут, но в итоге полотнище перестало развеваться даже на сильном ветру. Решив, что рано или поздно не выдержит флагшток, реликвию перестали брать с собой. Сейчас флаг хранится у меня дома, но традиция собирать разные безделушки на память о походе осталась — мы перешли на магнитики.

— Дверь холодильника выдерживает?

— Предусмотрительно размещаю на ней сувениры, привезенные только из самых значимых походов. Сейчас там висят магнитики, напоминающие об экспедициях в Карпаты, на реку Южный Буг…

— Байдарка ассоциируется с бурной горной рекой. А белорусские просторы подходят для водного туризма?

— У нас нет больших перепадов высот, да и речки в основном мелкие и узкие. Здесь не встретишь каменных порогов, зато лесных завалов, бобровых запруд и зарослей камышей в заболоченных руслах в изобилии. И я бы не сказал, что эти преграды легко преодолимы. А во время весеннего половодья река Страча, приток Вилии, даст фору некоторым горным потокам. Ее проходим, готовясь к более серьезным маршрутам, например в Уральских горах.

— Есть разница между туристом и отдыхающим?

— Этот человек с гор спустился, а тот с пляжа пришел — безошибочно опознают приезжих коренные жители Крыма. Таких, как я, они определяют не только по небритости, порванной майке и запаху дыма, которым за версту несет. После сложного перехода становишься более душевным, что ли. К тому же мир видишь не таким, каким его воспринимают курортники. Например, в 2008-м в Алуште впервые любовался светящимся морем — попал туда как раз в такой период, когда моллюски начинают фосфоресцировать в возмущенном водном потоке. Для местных это долгожданное событие, и далеко не с каждым отдыхающим они поделятся этим секретом. Кстати, белорусских туристов там привечают. Круг, который камнями выложила одна из наших групп на мысе Меганом, волны не смывают уже несколько лет. Местные говорят: с добрым сердцем выкладывали.

— В руках современного туриста навигатор или все же карта с компасом?

— Навигатор хорош, пока не разрядился, поэтому карта с компасом куда надежнее. Но и тут не все просто. Казалось бы, скачал из интернета, распечатал и пользуйся. Однажды в Уральских горах, доверившись добытому таким образом плану, мы долго искали дорогу с усовершенствованным покрытием. В конце концов выяснили, что на ее месте уже успел вырасти густой лес. Оказалось, хоть карту и издавали сравнительно недавно, в 2002-м году, перепечатали ее с карты 1984-го, составленной по плану 1958-го. Поэтому намеченный маршрут сверяем еще и со спутниковыми снимками.

Фото «чайником» — обязательная часть посвящения в туристы-водники. Как только новичок проходит на лодке намеченную дистанцию, он фотографируется на берегу в определенной позе: одной рукой упирается в бок, другой вертикально держит весло. Однако перед фотосессией новобранцу хорошенько попадает этим же веслом по пятой точке — чтобы сразу уяснил, как нелегка судьба туриста-водника.

— А какие проблемы характерны для путешествующих по Беларуси?

— Немало хлопот приносит засушливое лето, когда в целях пожарной безопасности запрещается посещать некоторые лесные массивы. Информация об этом в СМИ проскакивает, но разве за всем уследишь? А отдельного ресурса, благодаря которому можно сверить маршрут, нет. Приходится обзванивать администрации районов, лесных хозяйств. Кстати, официальной туристической группе в некоторых случаях проход по таким территориям разрешен, но ответственные лица это наше право стараются игнорировать, и нам бывает непросто доказать свою правоту. Кроме того, во время нереста туристическое судно может выходить на белорусскую воду только при наличии большого количества официальных бумаг. Но это мелочи. Наиболее холодно туристов встречают в электричках. Дело в том, что байдарку в разобранном виде в электропоездах можно транспортировать бесплатно. Однако надо иметь при себе памятку с правилами провоза багажа, чтобы легче было убеждать контролеров в том, что такое право у нас имеется. Та же беда с велосипедом: его можно провозить в вагоне только в разобранном и зачехленном виде. Но нигде не прописано, до какой степени должен быть разобран двухколесный транспорт. А в представлении контролеров единственно возможный вариант — складной велосипед, сложенный пополам, иначе — штраф. Многие из-за этого отказываются от велопутешествий. Хотя очень удобно, например, доехать из Минска до Молодечно на электричке, а дальше на байке рвануть на Нарочь.

— Турпоход — дело дорогостоящее?

— Этим летом впятером ходили в двухдневный поход по речке Шоше (Глубокский район), скидывались по 300 тысяч. Большая часть суммы ушла на топливо для авто, чтобы подъ­ехать к начальной точке маршрута, и небольшой ремонт снаряжения. Можно организовать турпоход и дешевле, но при условии, что не понадобится покупать дополнительные вещи. Если собираться, как говорят, с нуля, то за добротную палатку, которая прослужит не один год, сегодня нужно отдать около миллиона рублей. Трех- или четырехместная в складчину получится дешевле. Спальник, кухонные принадлежности, страховочное снаряжение, крепкая обувь и одежда — еще миллион, а то и больше… Но если проявить смекалку да еще подгадать с хорошей погодой, то старый спортивный костюм или шорты с кроссовками тоже сойдут, а палатку можно заменить на гамак. Так что при желании да с хорошим, запас­ливым коллективом турпоход на несколько дней обойдется новичку тысяч в 500.

— Семья поддерживает ваше увлечение?

— Этим летом впервые брал с собой 4-летнего сына. Он давно хотел с папой на лодке покататься, так что был в восторге. А жену Галочку сразу через три месяца после знакомства пригласил в поход под Сморгонь, по рекам Нарочанка и Вилия. Путешествовали по маршруту два дня с небольшими пешими переходами в 8-10 километров. Ноябрь, минус 10 ночью… Но ведь выдержала! И даже, как видите, супругой стала.

 Чтобы попариться в бане, не сходя с маршрута, туристы укладывают на землю камни, сверху разводят костер. Когда он догорает, угли и золу начисто выметают, а вокруг раскаленных камней ставят опоры, на которые натягивают клеенку так, чтобы получился шалаш. Это и есть походная банька.

Наталья Заболоцкая

https://www.traditionrolex.com/8