<p>…Приехав в Воложин поздним воскресным утром, мы обнаружили, что краеведческий музей не работает, нет туристических указателей и даже карту города купить негде. Воложин, увы, сугубо транзитный объект на пути туристов в Гольшаны</p>

Что это значит — город упущенных возможностей? А вот что. В самом начале XIX века здесь произошли два события. Воложин  ( «Валы жэнь!» —  «Гони волов!», так кричали погонщики и тем самым дали название поселению) — это было местечко, по сути деревня, которую за 100 тысяч злотых купил виленский староста граф Иосиф Тышкевич. Род Тышкевичей владел этими землями, лесами, полями до 1939 года. Хозяева быстро выстроили импозантный дворцово-парковый ансамбль, костел Святого Иосифа с пятью алтарями и создали, говоря современным языком, инфраструктуру, сообщает «Вечерний Минск».

Одновременно Воложин облюбовали иудеи для своей духовной академии — иеши­вы. Мол, в деревенской глуши ничто не отвлекает от премудростей талмуда. Иешива была построена. Здесь обучались более 400 человек, в том чис­ле будущие знаменитости — поэт Бялик, мудрец Айзенштадт, раввины. Воложин стал известен всему миру как мес­то, где находится «эм аешива» — «мать всех иешив».

Самый известный уроженец Воложинщины — Шимон Перес, действующий президент государства Израиль. С воложинскими землями связаны Сымон Будный, Винцент Дунин-Марцинкевич, Фердинанд Рущиц, многие белорусские литераторы и политики. В самом Воложине родились известные ныне российские певцы Диана Арбенина  (Кулаченко) и Валентин Суходолец. Потомок Тышкевичей, которые владели Воложином, — польская актриса Беата Тышкевич.

Ну вот, казалось бы, заложены основы будущности. К Тышкевичам съезжалась шляхта. А в иеши­ву ехали со всей России, из Египта, Австралии, США… Жизнь в Воложине кипела. И не войны, не революция заморозили воложинскую жизнь, а одно, на первый взгляд, не такое уж значительное обстоятельство. В 1873 году строилась Либаво-Роменская железная дорога. Пройди она через Воложин, быть может, сегодня мы имели бы крупный хорошо развитый город. Но дорогу на Либаву повели через Молодечно… 

…Приехав в Воложин поздним воскресным утром, мы обнаружили, что краеведческий музей не работает, нет туристических указателей и даже карту города купить негде. Воложин, увы, сугубо транзитный объект на пути туристов в Гольшаны.

И очень жаль, потому что здесь есть на что посмотреть и есть кого вспомнить.
Мы пошли во дворец Тышкевичей. Представьте, он сохранился! Это три отдельно стоящих здания, причем два из них — зеркальные. Здесь расположились милиция и воинская часть. В третьем — редакция районной газеты и другие учреждения. Рядом стоит величественный кос­тел. Классицизм в чистом виде: взмывающие вверх портики, искусно прорисованные элементы ордерной системы, лаконичные обрамления проемов.

Вокруг Воложина — россыпь знаменитых местечек: Гольшаны, Вишнево, Боруны, Крево, Раков, Ивенец, Богданов.

Иешива тоже сохранилась. Она ждет реконструкции.

Эти объекты окружают площадь Свободы, которая находится на горе.
…Мы ходили вверх-вниз по «горным» воложинским улочкам, поражаясь обилию георгин и тому, например, что люди устанавливают скульптуры Богоматери в прозрачном кубе прямо у своего дома. Шаг в сторону от площади Свободы — и попадаешь в село с поющими петухами. Воложинцы радушно поили нас водой и квасом, охотно показали дом, где до 1914 года жил белорусский фольклорист Старый Влас. За водный велосипед, на котором мы прокатились по городскому пруду, с нас взяли деньги, но самую малость — 10 тысяч рублей.

Настоящим откровением стала церковь Святых равноапостольных Константина и Елены 1866 года постройки, памятник деревянного зодчества. Говорят, построена без единого гвоздя. Внутри — голубой расписанный купол.

Светлана ШИДЛОВСКАЯ