https://www.traditionrolex.com/8
<p>Агроусадьба «Вясёлая хата», которая находится в Копыльском районе и сертифицирована на 4 «петушка», недавно получила высшую награду ежегодного республиканского конкурса на лучшую усадьбу – «Гран-при»</p>

Агроусадьба «Вясёлая хата», которая находится в Копыльском районе и сертифицирована на 4 «петушка», недавно получила высшую награду ежегодного республиканского конкурса на лучшую усадьбу – «Гран-при». Учитывая, что в этом агротуристическом  состязании принимают участие победители областных конкурсов, то есть как минимум 30 «домиков в деревне», чтобы стать абсолютным лидером, нужно получить только высшие баллы и поразить членов экспертной комиссии чем-то оригинальным и необычным. Об этом мы беседуем с хозяином усадьбы «Вясёлая хата» Андреем Круком.

– Андрей, как появилась мысль заняться агротуризмом?

– Сначала такой мысли вообще не было. Мы купили дом в деревне Калюга и думали его использовать в качестве дачи. А потом или в газете, или по телевидению услышал, что существует такое направление, как агротуризм, и есть льготное налогообложение. Эта идея мне понравилась, но как ее воплотить, я не знал. Проштудировал интернет и нашел БОО «Отдых в деревне», где и получил исчерпывающую информацию. И больше трудностей не возникало.

– А почему выбор остановился именно на этом доме?

– Он нам сразу понравился – старинный, основательный, добротный… Лет десять в нем никто не жил, и мне пришлось разыскивать наследников, чтобы договориться о продаже. А эти люди  даже и не подозревали, что они наследники. От предложения купить  участок и дом они были просто в восторге. Вот так все решилось к общему удовольствию, и у нас появился свой домик в деревне.

– Пришлось многое внутри переделать?

– Скорее, реставрировать, потому что мы постарались практически все сохранить: стены, балки, стропила. Только крышу перекрыли. Даже печку переложили и  поставили на том месте, где она раньше стояла. Дизайном комнат занимался я сам, чтобы  создать особый уют, свою атмосферу. Предметы быта, которые вызывают интерес у наших гостей, собирали по окрестным деревням. В результате всех работ сегодня  в доме на двух этажах расположено пять спален, отделанных разным деревом.

– Льготный кредит от «Белагропромбанка» понадобился?

– Нет, наверное, было недостаточно информации о том, как это делается, какие нужны документы. Поэтому обошлись своими силами. А вот сейчас, когда мы купили еще один дом в этой же деревне, прямо рядом со своим, то возьмем целевой кредит на стройматериалы белорусского производства.

– А какая необходимость в приобретении второго дома? Хотите расширяться? Не хватает мест для туристов?

– Да, категорически не хватает мест. Желающих к нам приехать гораздо  больше, чем мы можем принять, поэтому решили, что второй дом не помешает. Особенно на Новый год спрос такой, что я думаю – мне бы и тридцать домов не помешало. Сейчас у нас в усадьбе одновременно может отдыхать до 50 человек, правда, если праздники и гости остаются ночевать, то до 23 гостей.

– Тогда нужно скупить всю деревню и сделать ее агротуристической…

– Нет, пока таких планов мы не строим, это уж слишком масштабно.

– Предположим, приедут разные компании и поселятся в соседних домах. Не будут ли они мешать друг другу?

– Мы думали над этой проблемой и пришли к выводу, что туристы, которые к нам приезжают, – люди вполне адекватные и с ними всегда можно договориться. И потом – далеко не всяких гостей мы принимаем…

– Вот-вот! Наверное, бывали и такие гости, которых хотелось попросту выгнать и никогда больше не видеть?

– Если честно, каких-то острых конфликтов ни разу не возникало. Да, была однажды очень шумная компания, но после замечания они утихомирились. У нас есть одно серьезное условие – не курить в доме. Если гости пытаются это правило нарушать, приходится с ними вести разъяснительные беседы. Была однажды компания строителей, сломали кое-что по мелочи, да и что у нас можно разгромить – обычная деревенская хата… Но в любом случае стараемся найти взаимопонимание.

– За это время появились постоянные клиенты? Каким образом вы поддерживаете интерес к своей усадьбе?

– Да, постоянных клиентов мы приобрели за эти два года довольно много. Мы разработали систему скидок и бонусов для тех, кто приезжает к нам часто. Даем скидки от 10 до 20%. Кроме того, организуем дополнительные услуги и какие-то новые развлечения. К примеру, недавно на  территории усадьбы появился пруд, где можно ловить рыбу. Зимой на нем будем кататься на коньках. Рядом соорудили горку, с которой можно будет кататься на лыжах и санках. Можно париться в бане, играть в волейбол, качаться на качелях или в гамаке… Устраиваем фейерверки, катание на лошадях, запряженных в сани. Приглашаем различные фольклорные ансамбли из Копыльского и Слуцкого районов. Организуем экскурсии в «Дудутки» и Несвиж. Много внимания уделяем детям, специально готовим детские блюда, причем дети до 6 лет питаются у нас бесплатно. Дарим подарки молодоженам и именинникам. Кроме того, усадьба усадьбой, но многие клиенты приезжают к нам неоднократно  – и в четвертый, и в пятый раз – ради нашей уникальной кухни.

– Недавно в Семежево состоялась презентация книги о народной кухне этой деревни. Что-то из этого кулинарного наследия вы используете в своей кухне?

– Да, непременно. Есть такое местное блюдо – комяки (старинное блюдо из пюре с грудинкой), мы его готовим в печке, как, впрочем, и все остальное. Поверьте, в Минске вы нигде не попробуете такой еды. Изобрели и собственное блюдо под названием «колдыри» – тоже очень нравится гостям». Есть у нас и «каша из топора». Даже на банкет мы стараемся 30-40% блюд приготовить в печи. Свежее молоко и яйца покупаем у односельчан. Местные бабушки делают нам творог и сметану, даже масло, поэтому на завтрак туристам всегда предлагаем прекрасные молочные продукты.

– Нанимаете профессионального повара?

– Я сам по образованию повар. Помогает жена, сестра приезжает на помощь…

– Сейчас наступает очень грустная пора: холодно, распутица, дожди… Ощущается ли сезонность агротуристического бизнеса?

– Да, в сентябре и октябре у нас заняты только выходные. Снижается количество новых клиентов, выручают постоянные. Практически только за счет постоянных клиентов мы выживаем в межсезонье.

– И кто эти клиенты: белорусы, россияне, жители дальнего зарубежья?

– В основном это минчане. В общем количестве туристов минчане занимают 80%. Живя в большом городе, люди все отчетливее понимают, как хорошо выехать в деревню, подышать свежим воздухом…

– Наблюдается ли количественный рост гостей усадьбы?

– Мы работаем недавно, но статистику прибытий ведем. И если в первый год к нам приехала тысяча туристов, то на следующий год – уже полторы тысячи. В нынешнем году ожидаем, что это количество достигнет двух тысяч. И я не сомневаюсь, что и дальше это число будет расти.

– Агротуризм создавался в значительной степени на волне моды и энтузиазма. Прошло несколько лет, и сегодня у многих владельцев усадеб наступил период разочарования. Причин несколько – надоели люди, прибыль не соответствует запланированной, и вообще агротуризм не оправдал ожиданий. Что ты думаешь по этому поводу?

– Мне кажется, что в этом случае что-то не так с усадьбой. Потому что если хорошая усадьба, хорошие качественные услуги, то ты сам получаешь заряд энергии. А  когда слышишь добрые слова, которые говорят люди, получаешь высокую оценку своего труда, то еще больше хочется работать, развиваться. Возможно, дело в самом человеке, в его характере. Иногда читаешь в интернете отзывы о той или иной усадьбе и диву даешься – неужели такое возможно? Однажды читал, что после каждых гостей хозяева пересчитывают вилки и ложки. Разве так можно? Мы очень довольны и гордимся, что  не получали отрицательных отзывов. Плохо о нашей усадьбе могут написать только люди, которые ни разу к нам не приезжали.

– И все-таки, обозначаешь ли ты для себя какие-то временные рамки: вот,  скажем, через пять или десять лет я перестану заниматься агротуризмом?

– Нет, никогда не думал, что это занятие мне надоест. Тем более что мой «средний» возраст дает возможность совершенствоваться и строить по-настоящему успешный бизнес. Ведь это не просто работа, а та работа, от которой получаешь удовольствие. Если построил дом и вложил душу, сам принимаешь гостей, то работает человеческий фактор.

– Ваша усадьба носит ярко выраженный этнографический характер. Сложно ли поддерживать этот уровень? Не требуют ли гости наличия каких-либо достижений цивилизации?

– Совершенно несложно. Если честно, то только один гость из Москвы требовал кондиционер. Более того, многие туристы хотят усугубить этносоставляющую, к примеру,  построить обычный дощатый туалет с соломенной крышей на улице. Такая ностальгия проявляется в основном у москвичей. И теперь мы думаем, куда бы можно было его поставить. Но внутри все будет чистенько и аккуратно. Затем мы соблюдаем выбранный стиль в керамической «фирменной» посуде. Да, она бьется, но это нормальный процесс. Причем никогда и никому мы не выставляем счет за разбитую посуду. Бывает, что гости что-то увозят с собой, например пепельницы. Но мы это считаем лучшей рекламой: каждый день человек будет смотреть на предмет, на котором написано «Вясёлая хата».

– Помнится, некоторое время назад твоя жена  Наталья разработала целую концепцию  фитнеса «по-сельски». Согласно разработанной программе гости могли попариться на сене, получить сеансы аромотерапии и массажа, попить чаю из трав, побегать босиком по росе, посидеть на диете, состоящей из экологически чистых овощей и фруктов, в общем, как следует оздоровиться. Гарантировался и медицинский контроль за состоянием туристов. Эта идея воплотилась в жизнь?

– К великому сожалению, нет. Для белорусов это дорого, да и россияне пользовались этой услугой всего пару раз. И напрасно, потому что после всех этих процедур человек чувствует себя просто заново родившимся.

– Но ведь на Западе за подобный фитнес платят огромные деньги…

– Получается, что на раскрутку этой идеи нужны большие затраты на рекламу. И в результате получается нерентабельно. Нужны массажисты, банщики. Очень хлопотно, а прибыли никакой… На мой взгляд, большую роль играет менталитет наших соотечественников. Вот на собственное здоровье им денег жалко, а у нас есть такая услуга – прокатить молодоженов на украшенной телеге, так вот она пользуется огромной популярностью! Люди фотографируются с лошадью и телегой чуть ли не по часу! Нет логики!

– Какая реклама об усадьбе является наиболее действенной?

– Так называемое «сарафанное радио». Я веду статистику, и получается, что процентов 70 туристов дает именно этот вид рекламы.

– Андрей, предела совершенству не существует. Какие планы вы себе наметили?

– Хотим для туристов организовывать языческий обряд посвящения в племя кривичей или дреговичей. Надеемся, что это будет весело. Мечтаю завести домашних животных, особенно хочется иметь лошадей. Но всей этой живности нужно уделять много времени, а пока его не хватает. Но на перспективу все-таки это запланировано. На далекую перспективу наметили создание экологической тропы. Хотел бы поставить ветряк. Планируем оборудовать поле для мини-гольфа. В общем, планов много, да и полученная награда обязывает работать еще лучше.

Спасибо за беседу и удачи!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

 

https://www.traditionrolex.com/8