<p>Как будет работать в ближайшее время обновленный железнодорожный вокзал Гродно? Какие перспективы у автовокзала? Все ли вас устраивает в плане сервисного обслуживания? Можно ли заказать билеты по интернету, какие существуют льготы на этих видах пассажирского транспорта? Какие новые услуги, новые направления ждут пассажиров?</p>

Как будет работать в ближайшее время обновленный железнодорожный вокзал Гродно? Какие перспективы у автовокзала? Все ли вас устраивает в плане сервисного обслуживания? Можно ли заказать билеты по интернету, какие существуют льготы на этих видах пассажирского транспорта? Какие новые услуги, новые направления ждут пассажиров?

На эти и другие вопросы ответили в ходе прямой линии в редакции газеты «Гродзенская праўда» директор филиала «Автовокзал г. Гродно»  ОАО «Гроднооблавтотранс» Виктор ЧИЖИК и начальник железнодорожного вокзала Гродно Александр СОКОЛОВСКИЙ.

– Когда полностью заработает железнодорожный вокзал и что в нем появится нового?
– Реальный срок – конец нынешнего года. К этому времени полностью заработает цокольный этаж, в котором разместятся торговый комплекс и ряд других сервисных пунктов, кафе, а также две комнаты для инвалидов-колясочников. Уже сегодня работает лифт, доставляющий инвалидов-колясочников с привокзальной площади к билетным кассам. На третьем этаже откроется интернет-кафе.

– Какова перспектива того, что поезда из Гродно до Минска будут доезжать намного быстрее, чем сейчас? Планируется ли приобретение модернизированных дизель-поездов для этой ветки следования?
– Ведутся разговоры о том, чтобы из областных центров в столицу поезда шли 2,5 часа. Для этого нужно электрифицировать участок железной дороги от Молодечно до Гродно. В перспективе появятся и современные поезда, работа в этом направлении Белорусской железной дорогой проводится огромная.

– Что планируется возвести на месте снесенных старых корпусов железнодорожного вокзала?
– Пока идет благоустройство территории. На этом месте планируется создание историко-туристического комплекса, есть проект.

– Будет ли в пример железнодорожному модернизирован автовокзал. Все-таки это тоже ворота нашего города?
– Планы реконструкции здания междугороднего вокзала есть. По этому вопросу принято решение еще в прошлом году, УКСом облисполкома определяется источник финансирования. Ремонт здания, построенного в 1962 году, назрел давно. Оно морально и физически устарело. За это время мы произвели его тепловую реабилитацию, поменяли оконные и дверные проемы. Не так давно заменили входные двери на автоматические раздвижные, что создает условия для безбарьерной среды. Реконструкцией предусмотрена возможность надстроить второй этаж, поскольку в здании высокие потолки и они позволяют это сделать. Там можно разместить зал ожидания, игровые автоматы и другое.

– Обратите внимание на устаревшее информационное табло в фойе автовокзала.
– В течение месяца заменим табло. Оно будет похоже на то, которое установлено в здании железнодорожного вокзала. Есть намерение заменить и листающее табло образца 1960 года на электронное. Стоимость новинки ориентировочно 180 миллионов рублей.

– Очень неудобно пользоваться туалетом на автовокзале. Много раз видел, как старушки пытаются преодолеть высокую ступеньку. Нет безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.

– Все эти вопросы, в том числе и создание безбарьерной среды, заложены в проекте реконструкции междугороднего вокзала. Правда, в здании вокзала есть туалет для инвалидов-колясочников, но доступ туда затрудняет одна лишь ступенька. Придет время решать вопрос отправки инвалидов-колясочников на междугородних автобусах, но пока ни один из них не оборудован подъемными механизмами. Хотя единичные случаи, когда таких людей нужно отправить, бывают.

На железной дороге в поезде Гродно – Москва есть один вагон с подъемником для инвалидов-колясочников.

– Сколько пассажиров уезжают с обоих вокзалов Гродно, скажем, в течение месяца и какие автобусные направления самые популярные?
– В 2012 году железнодорожный вокзал отправил чуть более полутора миллионов пассажиров, в сентябре нынешнего – 133 тысячи. Востребованы все направления. 1,4 миллиона пассажиров отправил за прошлый год автовокзал. В напряженный для автоперевозчиков месяц август автовокзалом отправлено 146 тысяч пассажиров. Самыми востребованными являются минское и брестское направления. А самая низкая загруженность на пригородном маршруте Гродно – Калеты, где автобус после Сопоцкина едет 20 километров в Калеты без единого пассажира. Гродненский автовокзал сегодня обслуживают 89 автоперевозчиков, крупнейшим из них является автобусный парк г. Гродно. Автовокзал располагает 22 собственными автобусами.

– Можно ли в таком случае заказать автобус у вас? В автобусном парке очень высокие расценки.
– Да, такие услуги оказываем в пределах республики. У нас комфортабельные автобусы вместимостью от 17 до 47 мест. Заявки принимаем по принципу «сегодня на завтра». Стоимость услуг относительно невысокая. Так, поездка на экскурсию в Несвиж организации или предприятию обойдется около 5 миллионов рублей.

– Заметно меньше стало на гродненском автовокзале «чернофлажников», от которых раньше не было прохода. А где гарантии, что они обеспечат пассажирам комфорт и безопасность?
– С таким контингентом практически покончено, но остались лица, которые занимаются не тем видом деятельности, на который получили лицензии. Например, не имеют право возить пассажиров в другие города таксисты, получившие разрешение в Гродненском горисполкоме. Только по городу. А они стараются нелегально заработать длинный рубль. Контрольная служба автовокзала несет дежурство и препятствует нелегальным перевозчикам контактировать с пассажирами, которые во время такой поездки не застрахованы от всяческих неприятностей.

– Как заказать билеты на поезда и автобусы по интернету?

– Без проблем. Правда, обратите внимание, что сегодня в интернете появилось много «липовых» сайтов по продаже билетов на поезда и автобусы. В нашей республике единый сайт по продаже билетов на автобусы – tiсket bus.by и на поезда – www.rw.by.

– Будет ли у железнодорожного вокзала нормальный сайт, на котором можно ознакомиться с расписанием?
– Такую перспективу можно рассматривать. Но мы являемся структурным подразделением Барановичского отделения Белорусской железной дороги, у которого есть сайт. На нем можно узнать всю информацию о гродненском вокзале. Так что ваша претензия не по адресу.

– До реконструкции вокзала к юбилею Белорусской железной дороги на двух его этажах размещалась весьма интересная фотогалерея, рассказывающая о самых значимых событиях в истории гродненского вокзала. Будет ли сохранена она в виде небольшой экспозиции или музея вокзала?

– Вопрос очень актуальный, не вы первый спрашиваете. Мы над этим думаем. Фотографий и других уникальных документов собрано немало. В принципе, сделаем нечто вроде интерактивного музея.

– После реконструкции улицы Буденного в районе железнодорожного вокзала решится проблема парковок автомобилей, на автовокзал подъехать весьма проблематично, всюду запрещающие знаки. Что думает по этому поводу руководство автовокзала?
– Парковок, возможно, и недостаточно, но и те, что имеются, сегодня заняты в основном автотранспортом жильцов жилого комплекса «Консент», а также продавцов Центрального рынка, особенно в выходные дни. С примыкающей к автовокзалу улицы Захарова эвакуатор ежедневно вывозит по 10–15 неправильно припаркованных автомобилей, которые мешают заезду автобусов большой длины. Госавтоинспекция не будет препятствовать, если вы привезете и высадите пассажиров, а потом уедете. Проблема стоянок, в том числе и около автовокзалов, – общегородская.

– В районе обоих вокзалов могло быть больше цветов и деревьев. Куда девался зубр, когда-то стоявший у привокзальной площади?

– Согласны с замечаниями читателей. Вокруг обновленной привокзальной площади появилось немало дополнительных мест, новых газонов, засеянных травой. Ландшафтные архитекторы должны изложить свою концепцию, предложить различные композиции, и тогда будет приятно с поезда окунуться в эту красоту. Железная дорога оплачивает озеленение и благоустройство своих территорий.

На автовокзале всего три цветочные клумбы, но за их оформление заплатили «Гроднозеленстрою» 12,5 миллиона рублей. В следующем году откажемся от их услуг и своими силами разобьем гораздо больше цветников, купим семена и грунт, что-то принесут наши цветоводы-любители. Это будет намного дешевле.

Оригинальный металлический каркас в виде зубра, оформленного как вертикальное цветочное оформление, после привокзальной площади некоторое время находился в Полесском парке, затем был передан городскому хозяйству, и судьба его неизвестна.

– Почему автовокзал прекращает работу в 20.00? (звонок из Литвы).
– Касса №5 работает круглосуточно, поэтому фойе вокзала открыто. Кроме этого, в диспетчерской есть несколько мест, где можно посидеть в ожидании прибытия последних автобусов.

– Есть ли на гродненских вокзалах комнаты матери и ребенка?

– На автовокзале такая комната есть, но она не предназначена для ночлега. Если маме понадобится покормить, перепеленать ребенка и провести с ним некоторое время, то можно для этого попросить ключ у дежурного диспетчера.

На железнодорожном вокзале есть комнаты отдыха пассажиров на 28 мест. Здесь в течение 12 часов за сравнительно низкую оплату можно расположиться в одно-двухместных номерах, есть и четырехместный.

– Часто езжу на маршрутках и автобусах из Минска в Гродно. И почти всегда водители в конце поездки просят пассажиров вернуть им билеты. На мой взгляд, это неправильно. Всем понятно, для каких целей эти билеты потом используют. Нельзя ли указывать в билете на автобус фамилию пассажира, и тогда двойное использование этих проездных документов станет бессмысленным?

– Автобусный билет разработан со всеми требованиями финансовых и налоговых органов. Там указаны перевозчик, маршрут движения, пункт назначения, место посадки и многое другое. Такое требование существует при перевозках в пределах Беларуси. При международных перевозках к чеку прикладывается именной билет, в котором указываются фамилия пассажира и его паспортные данные. В вышестоящих органах рассматривается вопрос о внесении изменений в основные данные билета на автобус, чтобы исключить возможность его повторного использования.

– На обоих вокзалах невозможно оставить велосипед ни на 15 минут, ни на день. Необходима временная парковка.

– Велосипед, как и другие крупногабаритные грузы, можно оставить в камерах хранения вокзалов. Цена чисто символическая. На автовокзале таких мест около 100. Такая же ситуация и в камерах хранения железнодорожного вокзала.

– Проблема любого вокзала – бомжи. Как с этим явлением бороться, ведь, согласитесь, сидеть рядом с такими людьми весьма некомфортно?
– Больная это проблема и для нас. На железнодорожном вокзале за порядком в этом отношении следит транспортная милиция. Сложнее на автовокзале, кассы которого открываются в 4.30 утра, и в залы собираются люди без определенного места жительства. Многие тут же укладываются спать прямо на скамейки. Обратились в войсковую часть 5522 с просьбой помочь избавиться с помощью их патрульно-постовой службы от людей, внешний вид которых оскорбляет человеческое достоинство. Получили такой ответ: «Зловонный запах и неопрятный внешний вид не являются нарушением общественного порядка. Если указанные граждане будут совершать различные правонарушения и тем самым нарушать общественный порядок, то только в этом случае войсковые наряды будут реагировать на происходящее».

На автовокзале пересматривается режим организации дежурства, будет заключен договор с департаментом «Охрана» – это поможет освобождать залы ожидания с 6.00 до 9.00 утра от таких «пассажиров».

Николай ШЛЫК