https://www.traditionrolex.com/8
<p>На должность директора Музея истории города Минска Галину Ладисову назначили в 2010-м. С тех пор прошлое и настоящее столицы — ее главная забота и увлечение. На предложение прогуляться по излюбленным местам города Галина Петровна легко соглашается. Благо для этого далеко идти не надо, поскольку основную часть времени директор музея проводит на работе — в сердце Верхнего города, на площади Свободы</p>

Галина Петровна хорошо изучила историческую подноготную города, хотя сама не коренная минчанка, сообщает «Вечерний Минск».

Жила в Полоцке. «Перебралась из древней столицы в современную», — шутит она. Действительно, на заре белорусской государственности Минск был всего лишь южной окраи­ной Полоцкого княжества. На родине Франциска Скорины Галина Петровна работала в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике, куда попала практически сразу после окончания Витебского педагогического института (ныне Государственный университет имени Петра Машерова. — Прим. авт.). На момент отъезда из Полоцка в 2000 году она возглавляла Музей белорусского книгопечатания. Казалось бы, 13 лет, проведенных с тех пор в Минске, в масштабах города с девятивековой историей — сущий пустяк. Но, говоря о переменах, случившихся со столицей, Галина Петровна не скрывает удивления:

— Помню, как ехали в снятую квартиру на улице Притыцкого. С той стороны, где сейчас возвышаются дома Каменной Горки, росла пшеница и цвели яблоневые сады. Станции метро «Спортивная», «Кунцевщина» и, собственно, «Каменная Горка» только начинали строить. Вообразить, что всего лишь через 10 лет район разрастется до огромных размеров, было невозможно. И уж тем более с трудом представлялось, что в доме на мес­те пшеничного поля в 2008 году удастся построить собственную квартиру.
 
Сегодня в структуру Музея истории города Минска кроме галереи Михаила Савицкого входят выставочные залы на улице Революционной, 10, Городская художественная галерея произведений Леонида Щемелева, Мастерская-музей народного художника Беларуси Ивана Миско, флигель Лошицкого усадебно-паркового комплекса. Музейные экспозиции размещают также в стенах Ратуши.

На должность директора Музея истории города Минска Галину Ладисову назначили в 2010-м. С тех пор прошлое и настоящее столицы — ее главная забота и увлечение. На предложение прогуляться по излюбленным местам города Галина Петровна легко соглашается. Благо для этого далеко идти не надо, поскольку основную часть времени директор музея проводит на работе — в сердце Верхнего города, на площади Свободы. По архитектурным памятникам, разместившимся на этом сравнительно небольшом участке, можно проследить развитие нескольких стилей: барокко, классицизма, эклектики и модерна. К площади обращен фасад Художественной галереи Михаила Савицкого — бывшей усадьбы шляхетского рода Пшездецких. Это здание — одно из немногих, которым посчастливилось уцелеть в годы Великой Отечественной войны.

— Усадьба возведена в конце XVIII века графом Михаилом Пшездецким. Есть предположение, что построено оно специально для приема последнего короля Речи Пос­политой Станислава Авгус­та Понятовского, с которым род Пшездецких находился в хороших отношениях, — рассказывает Галина Ладисова. — Впоследствии усадьбу продали аптекарю Андрею Станкевичу, еще поз­же она перешла к Юрию Кобылинскому, известному в то время коллекционеру и меценату. Именно Кобылинский организовал здесь частную выставку, куда горожане могли прийти и посмотреть на старинные книжные издания, манускрипты, оригинал статута Великого княжест­ва Литовского, коллекции монет и минералов. Без преувеличения экспозицию Кобылинского можно считать первым городским музеем.

Позже здание приспособили под мужское духовное училище с жилыми комнатами. А после Великой Отечественной войны здесь долгое время квартировал областной военкомат. Отсюда и Галина Ладисова успела отправить в армию сына.

Центром городской жизни современная площадь Свободы стала с ХVI века. Изначально она называлась Верхним рынком, а с XIX века — Соборной площадью. Во время войны 1812 года, когда город находился в руках французов, площади присвоили имя Наполеона. А в 1917-м переименовали в площадь Свободы.

Переходим дорогу и оказываемся у Ратуши. А ведь когда Галина Петровна только приехала в столицу, этого здания попросту не существовало. Разрушенная по распоряжению российского императора Николая I в 1857 году заключенными минской тюрьмы, Ратуша была заново отстроена только в 2003-м,
а спустя еще год ее открыли для посетителей.

Рядом Гостиный двор. В начале XX века здесь размещались Минское отделение Азово-Донского банка, купеческий клуб и магазины. В клубе периодически выступали известные артисты. Среди них — композитор и пианист Александр Скрябин, поэт Корней Чуковский и даже скандальный кубофутурист Владимир Маяковский, посетивший Минск со своим  «поэзоконцертом».

В доме № 23 на площади Свободы нынче функционируют с полтора десятка различных заведений: рес­торан, сувенирная лавка, банк, областная организация профсоюзов… А в 1803 году тут открыли мужское училище, где в разное время обучались Станислав Монюшко, Янка Лучина, Ядвигин Ш. Впоследствии на втором этаже работал минский окружной суд. Именно здесь 15 сентября 1908 года судили молодого Якуба Коласа за участие в нелегальном съезд­е учителей в деревне Николаевщина.

На обратном пути к галерее Савицкого останавливаемся у гостиницы  «Европа». Ее предку, располагавшемуся почти на том же месте, крепко досталось от нацистских оккупантов. Но до своего уничтожения шестиэтажное здание могло похвастаться отличным рестораном, парикмахерскими, читальным залом и, самое главное, лифтом. На начало XX века — невиданная для Минс­ка роскошь. Современная  «Европа» открылась в 2007 году. Она подросла на один этаж и вновь стала одной из лучших гостиниц в городе.

Алексей ЮРЧЕНКО
https://www.traditionrolex.com/8