https://www.traditionrolex.com/8
<p>Обычный турист не сразу поймет, в чем дело. Представьте: на улице тепло, а хрупкая с виду дама почему-то в длинном плаще. Все просто: под ним, как потом оказалось при досмотре, туго натянуто несколько маек и спортивных костюмов известного брэнда. Дама при этом выглядела будто водолаз в полном снаряжении. И нисколько не смущалась. Но пройти контроль без потерь ей все-таки не удалось. За лишний товар пришлось уплатить пошлину</p>

Приграничье особая территория. Со своими устоявшимися традициями, писаными и неписаными правилами. Здесь никогда не бывает тихо. Оживленное движение автомобилей и людей можно увидеть в любую погоду, в любое время суток. От Гродно до ближайшего польского городка Кузницы всего 20 километров. Расстояние до литовского Друскининкая в два раза больше. Эти маршруты сегодня очень востребованны. Ежедневно в польском направлении из Гродно следуют 2 поезда и 17 автобусов, в сторону Литвы 5 автобусов. Плюс к этому сотни легковых автомобилей. Такое регулярное транспортное движение осуществляется не первый год. Кто-то из путешественников пересекает границу, чтобы посетить родственников или знакомых. Другие на этом делают свой бизнес. Нелегальный. В этом я убедился лично, проехав недавно дорогами приграничья, сообщает «Советская Белоруссия».

«Железка» не спит

Адрес первый Гродненский железнодорожный вокзал. Здание, не видевшее ремонта почти 30 лет, недавно обновилось. Пассажирам, направляющимся на Запад, теперь особенно комфортно. Для них не только отремонтировали помещения для погранично-таможенного контроля, но и почти вдвое увеличили зал ожидания, сделав дополнительную пристройку к главному корпусу вокзала.

...5.50 утра, первый поезд. За полчаса до его отправления билеты в кассах уже не продаются. Их пассажиры приобрели предварительно. Так поступил и я. Удивило то, что, как и раньше, в зале перед выходом к перрону пассажиры открыто упаковывают вещи сигареты, алкоголь. Запрещенный багаж спешно укладывают в сумки, заворачивают в одежду и даже обматывают на собственном теле. Затем марш-бросок к открывшимся вагонам. Одни стремятся туда, чтобы вовремя занять удобное сидячее место, а другие чтобы спрятать лишний товар в вагонных тайниках. В ход идут отвертки, отмычки. Большинство пустотелых отсеков вагона заполняются нелегальным товаром.

1

А дальше –  в путь. Два десятка километров, пограничный и таможенный контроль и такое же вагонное столпотворение. Уже по прибытии на станцию спрятанный товар в мгновение ока извлекается из потайных мест и погружается в баулы. Дальше массовая распродажа. Заметил, что постоянные «алкогольно-сигаретные» клиенты по ту сторону границы тут как тут. И так изо дня в день, из рейса в рейс...

Обратная недолгая дорога до Гродно такой же пограничный «спектакль». Обычный турист не сразу поймет, в чем дело. Представьте: на улице тепло, а хрупкая с виду дама почему-то в длинном плаще. Все просто: под ним, как потом оказалось при досмотре, туго натянуто несколько маек и спортивных костюмов известного брэнда. Дама при этом выглядела будто водолаз в полном снаряжении. И нисколько не смущалась. Но пройти контроль без потерь ей все-таки не удалось. За лишний товар пришлось уплатить пошлину.

От ноутбуков до сандалий

Чтобы сполна окунуться в «товарную» атмосферу приграничья, следует обязательно проехать в соседнюю страну на автомобиле. Так и сделал. Подсел, как потом оказалось, к «соляровозу». До Кузницы он взял с меня всего 5 долларов. Михаил из Волковыска таким «бизнесом» промышляет уже более пяти лет. В дороге разговорились. Михаил посетовал: навар на разнице стоимости топлива есть, но не такой большой, как раньше. «Так чего же тогда мотаться в Польшу?» не удержался я. Ответ удивил: «Если прежде возвращался домой налегке, то теперь с полным багажником. Везу все от планшетов, одежды, продуктов питания до сандалий, стирального порошка и даже сковородок».

Как это происходит, увидел на так называемом «поле чудес» возле Кузницы. На месте бывшего рынка предлагают в широком ассортименте разнообразный товар для провоза в Беларусь. Если самому доставлять большую партию груза, без уплаты таможенных пошлин не обойтись. Вот и придумали приграничные «предприниматели» нехитрую схему: разбросать товар между пассажирами поездов, автобусов, легковых автомобилей. Якобы это их личные вещи. На самом же деле хозяин у них один. Конечно, за доставку он платит. И даже ценники там выставлены. Выбирай что хочешь. Вот и Михаил, слив солярку в соседней деревне своему постоянному клиенту, заехал «прибарахлиться» на «поле чудес».

А потом в условленном месте в Гродно товар встретил курьер «хозяина». Рядом опорожнялся от заграничных «личных» вещей микроавтобус. Схема, заметил, не дала ни единого сбоя.

Во время поездки пытался нарисовать себе портрет современного челнока. Не получилось. Встретил в дороге и молодых, и пожилых... А еще мне рассказали про одну приграничную торговую династию: бабушка, мать и внучка. Старшая начинала свой приграничный бизнес еще в первой половине 90-х годов прошлого века. Понравилось. Теперь у каждой «предпринимательницы» есть личный автомобиль. Недорогой и старый, который используется только для поездок за границу. А в семье, для удовольствия, имеется еще один хороший джип.

Зачем так много семье машин? Ответ прост. Выезжать за границу на собственном авто без уплаты таможенных платежей за топливо можно не чаще, чем раз в 8 дней. А здесь уже другая арифметика: за короткий период этой семье можно сделать три такие коммерческие ходки.

Пеший ход

А теперь о пешеходах. Еще недавно на границе они были неприметными путешественниками. Зато сейчас протоптали себе тропинки для нелегального бизнеса. Есть в паспорте соответствующая виза – можно хоть несколько раз в сутки пересекать границу. Многие жители Гродно так и делают. Но уже на литовском направлении. Там в отличие от польской пограничной службы разрешается движение по международному переходу пешком.

Как это происходит, увидел собственными глазами. До недавнего временного закрытия погранперехода «Привалка» на белорусско-литовской границе в Гродненском районе, вызванного окончанием ремонтных работ, неожиданно установилась еще одна очередь. Помимо многочисленных грузовых фур и легковых автомобилей посетить страну-соседку хотели несколько сотен пешеходов. Для них специально организовали коридор с проходом по 4 человека, чтобы не создавать дополнительных пешеходных пробок. И куда, вы думаете, шли эти туристы? В ближайший магазин беспошлинной торговли. Закупив дешевое спиртное, косметику и прочие товары, пешие «предприниматели» где-то полчаса тянули время, а потом как ни в чем не бывало приносили товар для досмотра. Допустимая норма – не более 3 литров дешевого алкоголя, который потом за редким исключением шел на распродажу. Только за одни сутки можно несколько раз законно перейти границу и на этом неплохо заработать.

Написал эти приграничные заметки и задумался. Есть над чем. Оказывается, только в Гродненской области около 40 тысяч человек трудоспособного возраста не только нигде не работают, но и официально не нуждаются в трудоустройстве. Нетрудно догадаться, что большинство из них и есть так называемые приграничные челноки.

И как им живется без постоянной зарплаты? Судите об этом сами по еще одной картинке из приграничья. Пригород Гродно, деревня Коробчицы. До польской Кузницы отсюда рукой подать. На деревенской улице немало больших и малых коттеджей. Строятся новые дома. Остановился перед одним из них и поинтересовался у случайной прохожей: а кто возводит эти красивые хоромы? Начальник какой-нибудь?

«Таких «начальников» тут много, – разоткровенничалась бабушка Янина. – Говорят, что это «гонщик», ну что машины из-за границы гоняет. А я ему не завидую. Ведь все не так, как у людей. Спешка, риск. Так и жизни нормальной не увидит...

Справка «СБ»

По решению Правительства из-за границы в Беларусь человек может привезти для личного пользования товаров на сумму не более 1500 евро, до 50 килограммов в весе. При этом вес одного предмета для беспошлинного пропуска не может превышать 35 килограммов. Сверх этих норм действуют обязательные таможенные платежи.

 Иосиф ПОПКО

https://www.traditionrolex.com/8