https://www.traditionrolex.com/8
<p>Брестчане предлагают создать в крепости и на прилегающей территории экологический историко-культурный заповедник</p>
Брестчане предлагают создать в крепости и на прилегающей территории экологический историко-культурный заповедник, сообщает «Вечерний Брест».

Брестская крепость и заповедник – непонятное, на первый взгляд, и даже отпугивающее сочетание слов. Но коренной брестчанин Виктор Кунашко так и назвал свою авторскую концепцию: «Экологический историко-культурный заповедник «Брестская крепость».

Формально автор не имеет отношения к проекту «Брест-2019», инициаторами которого выступают горисполком и российский бизнесмен, уроженец города Владимир Микулик. Но дилетантом его вряд ли можно назвать, так как он глубоко знает историю Бреста и Брестской крепости и имеет большой опыт различных работ: от строительства боевой позиции ПВО С-300 до создания музея освобождения Киева. И, пожалуй, самое главное: как и большинство брестчан, он неравнодушен к судьбе своего города.

– Виктор Григорьевич, вокруг проекта «Брест-2019» идет активная пиар-кампания, но голоса брестчан, жителей Беларуси теряются в хоре заезжих менеджеров и экспертов, уверенно заявляющих о себе как о специалистах высочайшего уровня. Уже сверстана рабочая версия застройки прилегающих к крепости территорий. Организаторы проекта утверждают, что к концу текущего года намерены предъявить единую концепцию развития территории Брестской крепости (в границах валов). Почему вы при таком раскладе взялись за разработку альтернативного проекта?

– Когда внимательно и заинтересованно изучаешь информацию, выкладываемую по этой теме в интернете, в прессе и на телевидении, возникает много вопросов.

Организатором проекта, приуроченного к 1000-летию Бреста, выступает горисполком. Но наши чиновники в его продвижении как-то не особенно заметны. Не говоря уже о рядовых брестчанах, которые эту крепость буквально облазили на коленях и пощупали каждый кирпичик. Хотя логично было бы предположить, что, затевая столь масштабный проект, руководство города прежде всего должно было оглянуться вокруг себя. Неужели у нас в Бресте, да и в Беларуси, мало толковых специалистов? Два брестских университета с их научными силами, с большим количеством умных студентов – не в счет? А не брестские ли архитекторы проектировали многие знаковые объекты в Беларуси, включая, например, летний амфитеатр «Славянского базара» в Витебске, спортивные комплексы Бреста? Мне много приходится общаться с молодежью, и часто восхищает, сколько в городе «продвинутых» молодых ребят. Но в проекте они почти не задействованы!

Возможно, по этой причине столь значимый проект играет скорее не сплачивающую, а разобщающую роль. Одна группа – так называемые «фортификационщики», вторых интересуют железнодорожные экскурсии по крепости и городу, третьих – артпроекты в помещениях крепости, четвертых – как бы прихватить чего под большой шумок и т. д. Кто-то смирился с тем, что оказался на задворках проекта, кто-то пытается «подмазаться» к «заграничным светилам», безвозмездно раздавая им свои идеи, проекты, взамен получая лишь обещания. А собрания с участием организаторов проекта «Брест-2019», за редким исключением, напоминают «тайные вечери» и ученые ассамблеи избранных.

Возникает вопрос: а не пора ли брестчанам, которым не все равно, где и как жить, не все равно, что мы оставим своим детям и внукам, объединиться на какой-то официальной основе, в официальную общественную организацию и влиять на жизнь города? А не равнодушно наблюдать в сторонке за тем, что сейчас происходит. Почему наши соседи могут создавать различные ассоциации и фонды, а мы – нет? Неужели у нас в городе, в Беларуси нет своих специалистов по созданию концепций и проектов? Итогом этих размышлений и стал предлагаемый альтернативный проект по Брестской крепости как части города, предложения по совершенствованию территорий, по созданию того, что действительно нужно горожанам.

1

– На форумах в интернете вы активно дискутируете с представителями ассоциации менеджеров культуры – организаторами проекта. Вас что-то настораживает в деятельности этой организации?

– АМК – московская ассоциация менеджеров культуры, объединяющая преимущественно россиян. В России огромное количество памятников истории, культуры, жаждущих их внимания. Но они (видимо, из-за безграничной любви к нам) решили облагодетельствовать брестчан, белорусский народ, сделав подарок в виде концепции и проекта развития крепости, при этом не забыв о кусочке земли в старой части города. К проекту привлекаются так называемые заграничные эксперты. Может, действительно австрийский эксперт Дитер Богнер решил вложить свой труд, чтобы хоть как-то реабилитировать своих земляков, напавших на Брест 22 июня 1941 года в составе 45 пехотной дивизии? Или он, чтобы мы забыли ту войну, решил сделать из Брестской крепости арт-музей современного искусства, прикрываясь новыми течениями в культуре?

Нам говорят, что проект «Брест-2019» – это общественная инициатива. У многих вполне резонно возникает вопрос: кто официально уполномочил АМК заниматься созданием проекта? Где это закреплено документально? После того как в интернете начались дискуссии на эту тему, был зарегистрирован Фонд развития Брестской крепости. Как пояснили представители АМК, это шаг к тому, чтобы у организаторов проекта появились юридические полномочия и возможность привлекать в Брест ресурсы. Но до сих пор непонятно, каковы полномочия и принципы деятельности этой организации. Один из вопросов, которые хотелось бы задать в этой связи: кто, на каком основании позволил делать экспертизу объектов государственной собственности? Неужели это не прерогатива государства? А какое место занимает государство в данном проекте? Насколько вообще законна деятельность АМК в Бресте?

– Если касаться самого проекта… У вас собственное видение того, как должна развиваться территория старого города.

– Складывается впечатление, что организаторов проекта больше всего интересуют не разваливающиеся строения крепости, а так называемая буферная зона между крепостью и городом, включая прилегающую старую часть города. Ее предлагается застроить различными объектами: чем необычнее и «круче» – тем лучше. Для потенциальных инвесторов этот район города – лакомый кусок. Но не лучше ли развлекательные объекты (казино, крупные торговые центры и прочие градостроительные монстры) возводить где-нибудь в Ковалево или за Каменецким шоссе? Кому будет интересен дом 1937 года постройки в тени таких новоделов?.. Конечно, в старый город вполне могут вписаться такие небольшие, исторически выдержанные объекты, как гостиница «Эрмитаж». Но в целом чем меньше будет наше вмешательство в исторической части города, тем лучше. Его нужно только деликатно «подправить», где-то подретушировать, наполнить новым содержанием и сделать комфортным для жителей города.

2

– Но вернемся к предлагаемому вами проекту. В чем, на ваш взгляд, его сильные стороны?

– Думаю, что многие брестчане поддержали бы идею превращения Брестской крепости и значительной части приграничной территории в историко-культурный, экологический заповедник. Ведь речь идет не только о сохранении того, что ограничено территорией мемориального комплекса. Доты 62-го укрепрайона и старинные форты стираются с лица земли. Полоса вдоль границы с дотами претерпевает жуткое уничтожение. В этой полосе расположились почти все очистные сооружения города, построен единственный в Беларуси мусороперерабатывающий завод. «Ароматы» от этих сооружений порой накрывают весь старый город, принося горожанам неприятные ощущения – и не только. Роза ветров при строительстве этих объектов не учитывалась. Предлагается при разработке концепций и проектов учитывать это.

Брестскую крепость и приграничную территорию от Козловичей до Аркадии обязательно нужно сделать заповедной зоной, а по большому счету – значительной частью легких города. Нужно расширить площади лесонасаждений в зоне заповедника. Здесь не должно быть никаких вредных производств. Встает вопрос о расположенных в районе Речицы очистных сооружениях. Но опыт европейских стран дает примеры размещения в заповедной зоне таких объектов, «обезвреженных» с помощью современных технологий.

О красоте, богатстве флоры и фауны этих мест брестчанам рассказывать не надо. Над Бугом не раз доводилось видеть черных аистов. А такие красавцы-лебеди, как в «стариках» Буга, вряд ли где есть. Нужно помнить о колонии летучих мышей, облюбовавших форты, прекрасных местах для рыбалки, заросшем «соловьином» Западном острове и многом другом. Для преподавателей и студентов БрГУ им. Пушкина крепость давно стала настоящей природной лабораторией, и очень важно, чтобы они не ограничивались только крепостью!

Идея создания заповедника могла бы прекрасно работать и в самой крепости. Уважая память древних горожан и погибших защитников, реставрируемые и вновь возводимые объекты по своему назначению, проводимые мероприятия нельзя делать шумными и резкими по отношению к памяти людей. Крепость должна быть объектом тишины!

Но при этом она должна стать привлекательной для туристов и жизненно необходимой горожанам. В проекте «Экологический историко-культурный заповедник» предлагается значительно разнообразить крепость музеями (всего их более 10). Например, музей войн и военных конфликтов, музей фортификации. Стоило бы подумать над созданием музея славянской культуры, музея пограничных войск, детей может заинтересовать музей моделей и макетов.

Очень важно использовать не только часть крепости, так называемого мемориального комплекса, но и остальную территорию, объекты на ней. Мое видение: Госпитальный остров можно сделать монастырским. Да, до войны здесь был госпиталь, но еще раньше здесь находились монастыри, и сейчас расположен действующий православный женский монастырь. А почему бы не разрешить восстановить бригитский монастырь? Было бы отлично восстановить старинную брестскую крепость, которая, скорее всего, находилась именно на нынешнем Госпитальном острове. Территорию острова мог бы украсить яблоневый или вишневый сад. Зимний сад цветов, тепличное хозяйство по выращиванию рассады для оформления заповедника, станция мониторинга экологического состояния наших рек, цветочная поляна в местах захоронений – все это вписалось бы в единую концепцию.

В проекте уделяется должное внимание восстановлению и созданию инфраструктуры заповедника, наполнению необходимыми для его жизнедеятельности объектами, созданию значительного количества культурных, хозяйственных объектов, нужных не только туристам, но и жителям нашего города. При этом обращается внимание на необходимость использования нетрадиционных источников энергии (ветрогенераторов, солнечных батарей, микро– и мини-ГЭС для освещения, электропитания объектов заповедника).

– Но все это потребует средств, и немалых.

– Понимая важность спасения уцелевшего в крепости, 62-м укрепрайоне, на фортах, необходимость улучшения экологии в крепости и городе, понимая реальность времени, совсем не обязательно увлекаться гигантоманией и единовременно вкладывать огромные средства. Нужна реальная концепция и реальный проект! Ведь до сих пор никто не подумал о том, что действительно необходимо брестчанам. В проекте даются предложения по привлечению инвесторов к работе с конкретными объектами, при этом рассматривается необходимость создания объектов различных форм собственности. Учитывается то, что государственный бюджет не нужно перегружать при работе с проектом заповедника. Многие горожане с желанием примут участие в работах по претворению проекта в жизнь. Не требуются большие средства, чтобы отсыпать грунтовые дорожки для пешеходов и велосипедистов, сделать спортивные и игровые площадки. Объекты, требующие больших затрат на восстановление, на начальном этапе можно законсервировать.

Нужно ли сохранить городище древнего города и интересные фортификационные сооружения? Или сделаем то, что сделали с Северным и Южным городками? Сделаем объект для выкачивания денег из туристов – или создадим то, что реально нужно горожанам и туристам? Чтобы заповедник с крепостью стал не только туристическим объектом Беларуси, но и объектом международного туризма, чтобы заповедник был внесен в список объектов ЮНЕСКО.

Очень хочется, чтобы после эпопеи с шумным проектом «Брест-2019» уцелело то, что нужно простым горожанам и простым туристам. Чтобы это не был выстрел хлопушки, после которого опять трудно будет сходить в церковь на молебен – того и гляди, ноги переломаешь в темноте, да и страшно (ни тебе охраны, ни видеокамер). Зато – ничего нельзя: ни порыбачить (даже за деньги), ни посидеть на полянке, ни потрогать оплавленный кирпич…

Конечно, создание заповедной зоны не принесет таких барышей для инвесторов, как строительство развлекательных центров, клубов. Быстро реализовать хорошие проекты не получится. А кто сказал, что надо быстро? Лучше все делать с оглядкой на будущее: что мы создадим для себя и оставим потомкам? Поэтому нелишне учитывать мнение неравнодушных горожан!

– А Вы пытались общаться на эту тему с организаторами проекта?

– Да, но это было лишь виртуальное общение в социальных сетях и по электронной почте. Директором проекта мне была обещана встреча, но мои попытки сказать свое, видимо, имели обратный эффект, встреча не состоялась. Мои предложения, скорее всего, были восприняты как конкуренция, попытка отодвинуть кого-то от выгодного проекта. От всех вопросов о законности их работы уходят очень уклончиво, обещая, что все еще будет. Но разве им нужна наша экология, разве они будут искать инвесторов для восстановления еще уцелевшего в крепости? Им здесь не жить! Им нужно то, что выгодно!

Удивляет только позиция властей. Видимо, им интересно, чтобы такую проблему, как сохранение и развитие Брестской крепости, решали в Москве!

     Антонина Хокимова

https://www.traditionrolex.com/8