<p>Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Хачу сказаць, што гэта ўнікальная выстаўка. У тым плане, што гэта накшталт «Парыжскай школы». Мастакі, якія на пачатку XX стагоддзя заклалі асновы венгерскай школы»</p>

В столице вскрыли дипломатический багаж. Таким способом к нам доставили классические образцы искусства Венгрии. Эта страна для абсолютного большинства белорусов до сих пор ассоциируется с автобусами Ikarus, зеленым горошком, рапсодиями Ференца Листа. А что же живопись мадьяр?! Здесь сплошное «белое» пятно, сообщает ОНТ.

В закрытой зоне Национального музея сегодня считали и сверяли. Мол, как доехали. Вначале – пейзаж. Внизу по-венгерски: «Szoinok» (Сольнок). Это город на юго-востоке Венгрии. Здесь играют в футбол, лечатся и рисуют (уж 111 лет). C тех же пор авторы, например, портретов в жанре «ню» живут колонией. То есть компактно.

Светлана Прокопьева, куратор выставки «Венгерская рапсодия. Художники Сольнока»: «В случае с художниками из колонии Сольнока: и красоты пейзажа, и определенная дешевизна земли, где могли быть приобретены места для дальнейшего рассредоточения и построения специальных мастерских. Это был конец XIX – начало XX века, когда было очень сильно импрессионистическое движение».

Постояльцы Сольнока писали этюды на пленэре. А дописывали холсты уже в ателье. В этом они, по сути, продолжали почин французских братьев по кисти. Отсюда эпитет «Барбизонцы Дуная». Самый ценный и самый пожилой экспонат гостевого вернисажа – гигантский «Пейзаж» Ласло Меднянского около 1900 года. Застрахован, но о сумме молчат.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Хачу сказаць, што гэта ўнікальная выстаўка. У тым плане, што гэта накшталт «Парыжскай школы». Мастакі, якія на пачатку XX стагоддзя заклалі асновы венгерскай школы».

36 работ, 24 фамилии. От лепных и резных форм в экспозиции отказались. Тяжелая ноша. Под сводами минского музея артистической колонии Сольнока отвели галерею Нового корпуса. В ней когда-то, подобно Колумбу, публика открывала арт-Венесуэлу.

Две живописи XIX, скульптура и гравюра XX века – это полный комплект венгерского искусства в Национальном художественном. Точнее, запасниках музея. Впрочем, искусствоведы сходу вспомнят, наверное, только одну фамилию классика с берегов Дуная – Михая Мункачи.

Отныне среди знакомых могут оказаться Вилмош Аба-Новак, Иштван Задар, Ференц Олдяи. Двери в мир художественной колонии Сольнока распахнутся через неделю. Афиши «Венгерской рапсодии» печатают.