<p><strong>Нынешний год решением ЮНЕСКО объявлен Годом Михала Клеофаса Огинского. 250-летие со дня рождения нашего прославленного земляка будут отмечать не только в Беларуси, но и других странах мира.</strong></p>

Род Огинских был одним из самых древних в Беларуси. Многим известно имя Михала Клеофаса Огинского прежде всего как композитора, автора многочисленных вальсов, мазурок, менуэтов, романсов, полонезов, а также оперы. Но автор этих музыкальных произведений был прежде всего государственным служащим, занимавшим руководящие посты в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и Российской империи, сыгравшим значительную роль в государственной, общественно-политической жизни Беларуси, Литвы, Польши и России.

Родился Михал Клеофас 25 сентября 1765 года в имении Гузов недалеко от Варшавы. Несмотря на то что родился он в Польше, князья Огинские происходили из западных русинов (предков белорусов), принявших католицизм. Семья принадлежала к высшим аристократическим кругам, поэтому с первых лет жизни мальчик приобщился к интеллектуальным и художественным ценностям, музыке. Родители наняли ему одного из лучших гувернеров Европы француза Ж. Ралея, который дал своему воспитаннику блестящее домашнее образование на уровне европейских дворов. Михал Клеофас изучал древнюю историю и историю Нового времени, латинский, французский, немецкий и польский языки и литературу, политэкономию, общественное право, географию, ботанику, математику, геометрию, нумизматику.

Залесье.Вид на усадьбу, 1822 год. Рисунок Леонарда Ходьки.

 Залесье. Вид на усадьбу, 1822 год. Рисунок Леонарда Ходьки

Его дядя, великий гетман литовский Михал Казимир Огинский, был не только государственным деятелем и военным, но и большим любителем искусства, в частности музыки и поэзии, и потому играл на нескольких инструментах, сам сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Михал Казимир усовершенствовал конструкцию арфы и даже стал автором статьи об арфе в Энциклопедии Дидро. Молодой Михал Клеофас часто приезжал в резиденцию дяди в Слониме. Там был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Музыка настолько увлекла Михала Клеофаса Огинского, что он сам стал писать различные мелодии, однако отец готовил его не к музыкальной, а к политической карьере. Огинскому не было и двадцати лет, когда он стал депутатом сейма. Он являлся депутатом Четырехлетнего сейма (17881792), также был депутатом Гродненского сейма. В качестве полномочного представителя Речи Посполитой Огинский побывал во многих странах Европы, где в первую очередь знакомился с музыкальной жизнью. Ему посчастливилось лично знать Гайдна и Моцарта, брать уроки у прославленных исполнителей, слушать Паганини и других виртуозов.

Перелом в жизни Михала Клеофаса произошел в 1794 году, когда он вошел в Национальный совет в качестве виленского делегата и в составе одного из войсковых формирований, созданных на его собственные средства, сражался на стороне повстанцев Тадеуша Костюшко, сформировал на свои средства батальон конных егерей, командовал им в нескольких битвах.

В одном из боев Михал Клеофас чуть не погиб, несколько пуль пробили его шляпу. Марши и боевые песни, созданные композитором в эти годы, получили большое распространение и были популярны среди повстанцев. Политическая судьба Огинского-борца сложилась трагически: после подавления восстания начался семилетний путь эмигранта-изгнанника. В октябре 1794 года Огинский под видом лакея добрался до столицы Австрии Вены, туда же чуть позже приехала и его жена Изабелла. У супружеской пары было только то имущество и те деньги, которые они смогли унести с собой, так как все их поместья и все имущество на территории бывшей Речи Посполитой было конфисковано Российской империей и Пруссией за участие в восстании.

Поэтому семье молодых аристократов, которые раньше денег не считали и имели их сколько хотели, пришлось привыкать к гораздо более скромному, буквально полунищенскому образу жизни. Кроме того, Михал Клеофас был объявлен в розыск, и за его голову было назначено крупное вознаграждение, поэтому Огинские жили под чужими именами, а в декабре 1794 года семья Огинских переехала из Вены в Венецию, чтобы быть подальше от русских и прусских агентов.

Изабелла Огинская не выдержала испытания бедностью и, пользуясь тем, что ее лично в розыск не объявляли, уехала к родственникам на бывшую территорию Польши, вошедшую в состав Пруссии. Михал Клеофас остался один.

Конец его скитаниям положил новый дворцовый переворот в России. После вступления на трон Александра I у Огинского появилась реальная возможность возвратиться на родину и продолжить общественно-политическую и художественную деятельность. Ему, как и всем изгнанникам, вернули бывшие имения. В 1801 году в Гродно он присягнул на верность русскому императору и в феврале 1802 года приехал в Петербург. 28 апреля 1802 года Михал Клеофас Огинский приехал в деревню Залесье, в подаренное ему молодечненским князем Франтишком Ксаверием Огинским давнее родовое имение. Здесь он прожил 20 лет. Именно здесь и был написан знаменитый полонез, который обессмертил имя композитора и хорошо известен каждому под названием «Прощание с Родиной».

Усадьба И. Огинского в г. Ретав. Рисунок Наполеона Орды

Усадьба И. Огинского в г. Ретав. Рисунок Наполеона Орды

Получив возможность жить в Беларуси и узаконив свои права наследника, князь Михал с надеждой на лучшее будущее начал новый этап жизни. Он создал новую семью, женился второй раз  на вдове своего умершего друга графа Каэтана Нагурского 25-летней Марии Нагурской, которая была итальянкой по национальности, и восстановил заброшенное хозяйство своего дяди. Всерьез планируя уйти из политики и заняться творческой деятельностью, Михал Клеофас приступил к обустройству усадьбы и реорганизации ее в дворцово-парковый ансамбль. Рядом со старым дворцом был построен новый. Его воздвигли по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михала Шульца под руководством виленского губернского архитектора Юзефа Пусье.

Возле французского парка появился новый, английский. На территории парков было установлено три беседки  идеальные места для задушевных бесед. Несколько дальше находились ботанический сад, зверинец, оранжерея. Все дороги, ведущие в Залесье, были обсажены деревьями. Залесье превратилось в настоящий культурный центр, жизнь которого полнилась музыкальными событиями. Оно располагалось по пути из Петербурга в Польшу и на пути из Вильно в Минск. Многие именитые гости останавливались в нем на несколько недель и называли это место Северными Афинами. А среди слуг и постоянных жителей Залесья был один старый солдат, который в 1794 году спас Михалу Клеофасу жизнь.

Художественная атмосфера в Залесье способствовала творчеству. Огинский начал работать над камерно-вокальными и инструментальными миниатюрами, стал писать свои литературные произведения  четырехтомные «Мемуары о Польше и поляках с 1788 по 1825 год», в которых он неоднократно подчеркивал свое литвинское происхождение, и трактат «Письма о музыке». В 1817 году в Вильно было напечатано два сборника полонезов и романсов.

Огинский активно занимался и благотворительно-просветительской деятельностью. Он открыл на свои средства в Залесье, Сморгони и Молодечно общеобразовательные школы для местной молодежи и передал им свои книжные собрания. В 1810 году Огинский получил от Александра I должность сенатора Российской империи и чин тайного советника, ордена Святых Владимира и Александра Невского. В мае 1811 года Михал Клеофас представил императору проект возрождения Великого княжества Литовского на правах автономии во главе с наместником императора и со столицей в Вильно. Но Александр I проект отклонил.

В июне 1812 года Огинский отступил вместе с русскими войсками в Петербург. После войны с Наполеоном он вернулся в Залесье, где оставался до 1822 года. В это время Михал Клеофас стал постепенно отходить от политических дел. Пошатнувшееся здоровье (он страдал подагрой) заставило Огинского навсегда оставить Беларусь и последние 10 лет жизни провести в Италии, во Флоренции. Начался заключительный, флорентийский этап жизни композитора. Теперь его главным делом стала литературная и музыкальная деятельность. Он готовил к изданию музыкальные произведения, писал мемуары и музыкально-литературные произведения. Литературное наследие этого разносторонне одаренного человека имеет большую ценность как своеобразный памятник эпохи, в котором можно найти глубокий анализ политических и историко-культурных событий, меткие высказывания и наблюдения, музыкально-эстетические размышления, описания и оценки событий музыкальной жизни разных стран мира, творческих школ и отдельных композиторов. Произведения Огинского исполнялись и издавались в Варшаве, Петербурге, Париже, Лейпциге, Милане и других городах мира.

Умер композитор в 1833 году. Михал Клеофас Огинский был похоронен в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта-Кроче рядом с Галилео Галилеем, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли.

Усадьба князей Огинских в Залесье после реставрации

Именем Огинского названы улицы во многих городах Беларуси, его имя высечено на летописном камне у деревни Мясота (62-й км шоссе МинскМолодечно), установленном в честь известных людей, проезжавших по этому старинному тракту. В Молодечно поставлен памятник Огинскому. Его имя присвоено Молодечненскому музыкальному колледжу.

25 сентября нынешнего года в музее-усадьбе композитора будут представлены мемуары Михала Клеофаса Огинского на французском и белорусском языках. В музее-усадьбе Огинского состоится в этот день большой праздник «Возвращение Северных Афин». Планируется, что на территории усадьбы откроется три творческие площадки, состоится концерт Национального академического концертного оркестра Михаила Финберга и ансамбля классической музыки «Классик авангард», пройдут выступления конноспортивного клуба «Золотая шпора».

23-24 сентября в усадьбе будет организована международная конференция, посвященная 250-летию со дня рождения композитора. На торжества приглашены представители посольств европейских стран, а также потомки Огинского по линии его дочери  Иво и Анджей Залуские.

В усадьба князей Огинских в Залесье
www.belta.by