https://www.traditionrolex.com/8
<p>В департаменте по туризму не скрывают, что поводом к решению утвердить  институт финансовых гарантий послужили недавние скандалы в белорусском турбизнесе.</p>

К следующему сезону белорусские турфирмы должны будут обзавестись «запасом прочности». Государство всерьез задумалось о том, как обезопасить туристов от фирм, которые не выполняют обязательства, и приняло решение ввести финансовые гарантии для туристического бизнеса.

Возможность введения финансовых гарантий рассматривалась еще в конце прошлого года, когда на повестке дня стоял вопрос об отмене лицензирования туристической деятельности. Однако проект соответствующего указа «заблудился» в коридорах власти, а вместе с ним канули в бюрократическую Лету и финансовые гарантии. Теперь вопрос о том, как защитить туриста, получил новое звучание: в департаменте по туризму не скрывают, что поводом к решению утвердить институт финансовых гарантий в турбизнесе послужили скандалы, один за другим вспыхнувшие на белорусском рынке в нынешнем сезоне. «Совпольда», «РестМаркет», «Мир фантазий», «Фреш Тревел», банкротство Karya Tour – этим летом накал страстей достиг критической температуры, и чиновники поспешили выдать «горячее» предложение.

Для турфирм это означает, что помимо лицензии, которую никто не отменял и, судя по всему, в обозримом будущем не отменит, они должны будут представить еще и один из видов финансовых гарантий: страхование профессиональной ответственности или банковскую гарантию. По мнению исполнительного директора Республиканского союза туристических организаций Валентина Цехмейстера, вероятнее всего, чиновники остановят выбор на первом варианте.

Между тем в случае мошенничества финансовые гарантии в виде страхования… не работают. «Правила страхования предусматривают выплату компенсации в случае ущерба, понесенного в результате форс-мажорных обстоятельств, – объясняет руководитель компании «Вокруг света» Марина Кондрашова. – Если же ущерб был нанесен умышленно – к примеру, директор исчез с деньгами туристов, – страховой случай наступает, но страховка клиенту не выплачивается. В таких обстоятельствах клиент фирмы, у которой риски обеспечены банковской гарантией, был бы более защищен, поскольку, по условиям банковской гарантии компенсация выплачивается в любом случае независимо от причин, вследствие которых не были выполнены обязательства».

Действительно, как подтвердили в одном из банков, при принятии решения о платеже по гарантии банк руководствуется исключительно ее условиями, невзирая на изменения в договорных отношениях, возникшие после выдачи гарантии. «Денежные средства по банковской гарантии клиент может получить, выполнив условия, которые указаны в самой гарантии и которые, как правило, достаточно ясны и просты с точки зрения их исполнения, – подчеркивают эксперты банка. – В случае неисполнения фирмой обязательств, обеспеченных банковской гарантией, клиент может предъявить банку-гаранту требование платежа. Если требование платежа предъявлено в соответствии с условиями гарантии, то платеж должен быть осуществлен банком-гарантом в срок, указанный в гарантии. Например, для банковских гарантий, подчиненных законодательству Республики Беларусь, срок исполнения обязательств банка-гаранта по гарантии составляет семь банковских дней, следующих за днем получения требования платежа». Другими словами, клиент турфирмы, которая не выполнила обязательства – не обеспечила доставку на курорт, не заселила в забронированный отель, не предоставила трансфер или другие оплаченные услуги, вправе обратиться в банк за получением компенсации. При условии, что такое развитие событий было оговорено в гарантии, через семь банковских дней обманутый клиент получает возмещение ущерба в объеме, предусмотренном условиями банковской гарантии. Таким образом, банковские гарантии – простой и понятный, а главное – бесхлопотный способ возмещения ущерба. Для туриста, но не для турфирмы.

Дело в том, что с банковскими гарантиями хорошо знакомы турфирмы, которые работают как агенты по продаже авиабилетов, поскольку авиакомпании требуют от агентов предоставить финансовые гарантии, чаще всего банковские. «Мы можем подкрепить гарантию депозитом или обеспечить, например, недвижимостью. Если что-то случается, банк возмещает авиакомпании убытки, – описывает механизм учредитель компании «Топ-Тур» Иван Чура. – Мы продаем билеты не одной авиакомпании, и для каждой должны предоставить отдельную гарантию. Это очень неудобно и невыгодно, поскольку огромные «замороженные» суммы, вместо того чтобы работать, находятся в банке». Значит ли это, что турфирмы предпочитают страховать финансовые риски?

Объясняя точку зрения РСТО, которая не претендует на позицию всего белорусского турбизнеса, но выражает мнение многих крупных компаний, Валентин Цехмейстер говорит, что ни белорусский рынок страховых услуг, ни туристический рынок не готовы к введению страхования профессиональной ответственности, и вместо того чтобы вводить «косвенный налог, который приведет к удорожанию продукта», нужно страховать риски туристов, приняв с этой целью правила страхования выезжающих за рубеж: «Не нужно изобретать велосипед, нужно использовать готовые решения. Существует Франкфуртская таблица, где содержатся рекомендованные европейским туристическим правом нормы выплаты компенсаций в случае, если фирма не предоставила какие-либо заказанные услуги. При заказе тура клиент платит страховой взнос (определенный процент стоимости тура) и выбирает, какие риски он хочет застраховать».

В названной таблице перечислены возможные претензии со стороны туриста и нормы снижения стоимости услуг, на которое может рассчитывать клиент по возвращении. К примеру, если в гостинице не нашлось заявленного при бронировании бассейна, турист имеет право потребовать до 20% стоимости тура. При этом в таблице нет графы «банкротство туроператора» или «мошеннические действия турагента». Зато в разделе «Питание» среди недостатков, которые могут служить основанием для возвращения части денег, есть «одноцветные бланки меню» (5%) и «недостаточно горячая пища» (10%). «Здесь скрывается еще одна возможность для так называемых «профессиональных» туристов, которые отдыхают за счет оператора, пытаясь найти любую зацепку, чтобы через суд или в досудебном порядке получить какую-либо компенсацию, – рассуждает Иван Чура, – поэтому во всем должна быть четкость. Если речь идет о питании, то менеджер, который продает тур, может выяснить, что такое в представлении туриста «достаточно теплый суп». Выяснить и указать в договоре. Если туристу показалось, что суп недостаточно теплый, нужно, условно говоря, взять термометр и измерить температуру. Такие вещи следует исключать, чтобы у туристов не было возможности шантажировать турфирмы и создавать претензии на пустом месте». С одной стороны, прописывать в договоре температуру супа, конечно, можно – никаких формальных ограничений для этого нет. С другой стороны, на практике невозможно учесть все, и даже непомерно раздутое дополнительное соглашение к договору не избавит организаторов поездки от досадных проколов, или, говоря юридическим языком, ненадлежащего выполнения обязательств. По мнению экспертов, существуют куда более простые и надежные способы защитить туриста от недобросовестных фирм. Об этом читайте на странице для профессионалов портала TIO.BY.

https://www.traditionrolex.com/8