К отмене лицензирования в турфирмах отнеслись с подозрительностью

06.09.2010 - Новости

К отмене лицензирования в турфирмах отнеслись с подозрительностью

Как утверждают в турфирмах, большой неожиданностью отмена лицензирования для них не стала. Действительно, слухи о ней муссировались давно, хотя и затихая периодически. Теперь вопрос лицензирования закрыт окончательно. Нет ответа на следующий вопрос: кто и как теперь будет контролировать турфирмы?

Как утверждают в турфирмах, большой неожиданностью отмена лицензирования для них не стала. Действительно, слухи о ней муссировались давно, хотя и затихая периодически. Теперь вопрос лицензирования закрыт окончательно. Нет ответа на следующий вопрос: кто и как теперь будет контролировать турфирмы?

Заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга сообщил, что на смену лицензированию придет единый реестр турфирм. Между тем пока не известно никаких подробностей нового механизма. К примеру, в России в единый реестр заносят только туроператоров, которые должны представить документы о финансовом обеспечении своей деятельности. Необходимая страховая сумма рассчитывается с учетом оборота компании. В Беларуси возможное введение финансовых гарантий вызвало волну обсуждений среди турфирм, но в отрасли так и не пришли к единому мнению по поводу эффективного механизма. На сегодняшний день никто не может сказать, как будут выглядеть фингарантии в условиях белорусской реальности: страхование ответственности турфирмы, страхование каждого отдельного клиента или банковская гарантия.

Точно известно, что свое развитие продолжит такой инструмент контроля качества туруслуг, как сертификация. Государство, возможно, пойдет даже на предоставление определенных льгот тем турфирмам, которые добровольно пройдут эту процедуру, сообщил Чеслав Шульга. Между тем в отрасли процедуру добровольной сертификации оценивают как формальность, которая для небольших агентств и вовсе бесполезна. Конечно, с учетом возможных льгот она может стать куда привлекательнее и полезнее для турфирмы, но это еще не сделает ее реальной гарантией для туриста.

Алексей Стрельченко, директор компании «АлатанТур»:

«Я двояко отношусь к отмене лицензирования. Как человек, которому не чужды демократические ценности и свобода предпринимательства, я расцениваю этот шаг как положительный. Но как практического работника туризма меня беспокоят последствия. И дело даже не в том, что может произойти рост количества турфирм и упростится вход в отрасль дилетантам и мошенникам. Беспокоит понимание того, что отмены лицензирования просто так не будет. И теперь все зависит от того, какие заменяющие меры изберет государство. Очевидно, что введение фингарантий станет неизбежным. В какой форме это произойдет и кто в итоге обогатится, пока неизвестно, но точно не турфирмы. Более того, наш продукт, который уже сейчас проигрывает по ценовой привлекательности турпродукту России и Украины, будет проигрывать ему еще сильнее. Сейчас вместо лицензии нам хотят предложить новый типовой договор – жесткий документ, который предполагает максимально переложить всю ответственность на плечи турфирм. Но если вспомнить скандалы в отрасли, то у обманутых туристов не было на руках нужных документов. Кто будет страдать в итоге от нового договора? Те турфирмы, которые соблюдают закон. По мне, так лучше бы механизм лицензирования был сохранен».

Евгения Зубкова, директор компании «Мастер путешествий»:

«Если государство ставит своей целью либерализацию экономики, почему бы ему не обратить внимание на реальные проблемы туристической отрасли? К примеру, вернуть упрощенную схему налогообложения, чтобы турфирмы могли сэкономить на армии бухгалтеров. Я искренне не понимаю, кому могло прийти в голову отнести туристическую деятельность к высокорентабельной. Мы не качаем нефть – мы получаем деньги от клиентов за туруслугу и комиссию от туроператоров за реализацию тура. Не могу сказать, что меня сильно волнует сам факт отмены лицензирования – наверняка мы получим что-то взамен: как минимум, квалификационные требования к сотрудникам будут сохранены. Но возможность введения банковской гарантии уже беспокоит, потому что худшего механизма для нашего рынка с учетом его специфики придумать невозможно. И российский путь в этом случае для нас губителен: даже сравнивать наш рынок и рынок России – все равно что сравнивать Нарочь и океан. В банковских гарантиях могут быть заинтересованы только крупные монополисты, у которых большие объемы туристов и есть недвижимость в собственности. Но если на рынке останутся только монополисты, продающие популярные направления, кто будет делать Палангу, Чехию, детские лагеря в Болгарии – продукт, который не приносит сверхприбылей? Было бы лучше, если бы финансовые гарантии были введены по принципу страхования: клиент вносит 5 долларов в стоимость тура – и защищает себя от неприятностей. Мне нравится идея общего страхового фонда, который могло бы создать государство, – тогда и белорусские турфирмы были бы больше защищены. Ведь даже если накладка произошла по вине крупного международного оператора, турфирма вряд ли подаст на него в суд: с туристами ей придется разбираться самостоятельно и тратить свои деньги. Тревожит и ситуация, которая сейчас складывается с новым типовым договором: турфирму хотят сделать ответственной за задержки авиарейсов. Бумага, бесспорно, выдержит все, но зачем законодательно усугублять ситуацию с клиентами? Почему, когда задерживают вылет, пассажиры не идут ругаться с кассирами, а предъявляют претензии турфирме? В этом случае мы такие же заложники ситуации, как и они. И турист должен понимать, что турфирма, по сути, оказывает консультационно-информационные услуги, защищает его в пределах своей компетенции, но есть вещи, ей недоступные. К примеру, если в номере сломался душ, нужно идти на рецепцию, а не звонить в турфирму. Если в номере плохо убирают – это тоже недоработка отеля, а не турфирмы. Конечно, если турфирма обещала отель 5*, а оказалось 3* – она на 100% виновата, и туристов нужно от этого защищать. Но только не при помощи условий, которые монополизируют рынок».

Борис Власов, директор компании «Мерлинтур»:

«Я с большим подозрением воспринимаю подобные изменения. С одной стороны, к отмене механизма, который не работал и не мог никого защитить, я отношусь положительно. С другой, пока неясно, какую замену предложит отрасли государство. К примеру, когда отменили лицензирование деятельности в области авиации, на ее смену пришла сертификация. В итоге мы получили тот же трудоемкий процесс и те же принципы работы, только под другим названием. Требования к документам поменялись разве что маскировочно. В таких заменах нет смысла. Что произойдет с лицензированием, в этом случае пока неясно. Благо его отмена или нет, станет понятно, когда объявят условия вхождения в единый реестр турфирм: пакет документов, стоимость регистрации. Тогда этот вопрос можно будет проанализировать. По крайней мере, в случае какого-то «косяка» или ошибки, допущенной турфирмой, страховые гарантии, в отличие от лицензии, будут реально работать.

Эта новость уже стала известна на российском рынке, и вот как по поводу отмены лицензирования в Беларуси высказался президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько:

«Я не вправе давать советы органам власти другого государства. Могу лишь обратить внимание на наши собственные ошибки. РСТ изначально выступал против отмены лицензирования, во всяком случае – в сфере розничных продаж. Отработка системы фингарантий сопровождалась ошибками, из-за которых в итоге пострадали тысячи туристов. До сих пор не используются другие механизмы регулирования туристического рынка, такие как повышение размеров уставного капитала ТА, установление для них страховой ответственности, разработка стандартов деятельности розницы и многие другие. Понятно стремление получить больше рынка, но нужно иметь эффективные рычаги его контроля».

Рубрики: Законодательство

Страны: Беларусь

Компании: Алатан Тур Мастер Путешествий Мерлинтур


Комментарии

Аватар

07.09.2010 14:33
Anonymous
ответить

Очень ценное замечание по поводу рентабельности туристических компаний. Действительно, кто, когда и почему решил, что эта деятельность высокорентабельна????????????????????????????????????
Аватар

07.09.2010 15:10
Vmeste
ответить

Здравствуйте, коллеги! Я думаю масса проблемм, в том числе ежегодные "эксперементы" над турфирмами :( и отношение по принципу: "Ух! Эти "турысты"- Чэшут нос через носовую пазуху и деньги гребут лопатой!;)" происходит из за путаницы в понятиях "ТУРИЗМ" и "деятельность туристических компаний". Да, туризм - высокорентабельная отрасль экономики, но как это проэцируется на туристические компании?? Да никак! Туристическая фирма "продает" чужие услуги - услуги гостиниц, перевозчиков, страховых компаний. При этом средний "грязный валовый доход редко превышает 10 %". А чистой прибыли после вычита налогов (СУМАСШЕДШИХ)затрат на офис. рекламу, телефоны, содержание бухгалтерию...... ит.д. и т.п остается не более 3%!!!. И это при хорошем обороте!!! Добавьте к этому сезонный характер бизнеса... И получается прибыль туристического офиса можно сравнить с прибылью от киоска, торгуещего сникерсами!
ТАК ПОЧЕМУ НАС ТО К ИГОРНОМУ БИЗНЕСУ ПРИРАВНЯЮТ, ТО ЕЩЕ КАКУЮ-ТО ЕРУНДУ ПРИДУМАЮТ!?? Уважаемые коллеги и создатели этого портала!!! Как достучаться до чиновников и объяснить им, что "ТУРИЗМ" и "ТУРАГЕНТСТВО" - РАЗНЫЕ ВЕЩИ!!??
Давайте писать и говорить об этом!
Пускай нам объяснят за что нас так любят и почему при столь низкой рентабельности, мы исключены из перечня видов деятельности с упрощенным налогооблажением??? И почему мы платим ВСЕ сущестующие налоги, причем одновременно уплачиваем и "налог на услугу" и НДС???? Это и есть поддержка малого и среднего бизнесса??
Аватар

07.09.2010 15:51
Anonymous
ответить

Что касается защиты туристов, то в сегодняшней правовой среде, турист мог бы защитить себя только сам путем страхования своих финансовых рисков.
Банковская гарантия сама по себе туриста не защитит. Чтобы она работала к ней нужно "прикрутить" инструмент, работающий на международном уровне, возлагающий ответственность на авиаперевозчика, иностранного туроператора. И если такую ответственность не может возложить государство, то чего можно требовать от турфирм?
Как можно возлагать ответственность на турфирму за действия перевозчика или иностранного оператора, если не турфирма "диктует правила игры". Это правда нашей жизни, к сожалению. И может быть стоит пойти не по пути удушения турфирм, возлажением на них НЕВЫПОЛНИМЫХ обязательств, а просто и доступно объяснить потребителю где заканчиваются пределы компетенции турфирмы!? Обьяснить наконец и потребителю и САМИМ СЕБЕ, что у нас нет пока "той волшебной палочки", которой мы можем взмахнуть и защитить интересы свои и (или) туриста на всех этапах путешествия.
И банковская гарантия - не рещение проблемы.
Пока у туриста не возникнет на руках документа защищающего его и на территории РБ и за границей (что - то типа страхового полиса) все "гарантии" бессмысленны. Ведь банковские гарантии (или СТРАХОВКА) должны защищать туриста именно от "отказа в оказании оплаченных услуг", а не от "гальки вместо песка на пляже" или "замены транспортного средства", ведь по последним обстоятельствам клиент защищен договором и законом о защите прав потребителей.
Точно так же можно ответить на вопрос в каком соотношении должны нести ответственность туроператор и турагент за качество оказанных услуг и нужны ли фингарантии агентству.
Агентство отвечает перед туристом и туроператором за достоверность предоставленной информации. И тут фингарантии не нужны, т.к. здесь четко срабатывает закон о защите прав потребителя. А оператор защищен договором. Разобраться кто не прав проще простого - если в каталоге оператора написано, что пляж каменистый, а агентство прописало в договоре с клиентом "пляж песчаный" - виновато агентство, Если инфо в рекламных материалах оператора недоставерно - на лицо недоработка со стороны оператора.
А если недобрасовестное агентство смылось с деньгами туристов?
Тогда должна работать страховка "от невыезда".

И клиент должен понимать, что жалея денег на такую страховку, он рискует... Хотя я искренне надеюсь, что случаи с недобрасовестным поведением турфирм на белорусском рыке ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Аватар

08.09.2010 12:51
Anonymous
ответить

А давайте ко всему этому будем и за погоду отвечать.
Аватар

16.09.2010 15:21
Anonymous
ответить

а я не понимаю каким образом турфирма может отвечать за задержку рейса? это извините вообще бред!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах