Наша буржуазия – самая странная буржуазия в мире. Она есть, но ее как бы нет, у нее – деньги, но она ничего не решает. Как любая буржуазия в мире, она может позволить себе многое – блеск, стиль, марьяж, – но она совершенно безлика. Ни за что не найдете вы в газетах и журналах фото этих моложавых в любом возрасте лиц – в момент угара светских вечеринок либо шопинга в дорогом парижском бутике. Наша буржуазия оказалась в положении талантливого человека, которому не дают на полную катушку распорядиться своим даром, поэтому он вынужден засовывать его везде, тайком и понемногу.

Лилия КОБЗИК

 

Наша буржуазия – самая странная буржуазия в мире. Она есть, но ее как бы нет, у нее – деньги, но она ничего не решает. Как любая буржуазия в мире, она может позволить себе многое – блеск, стиль, марьяж, – но она совершенно безлика. Ни за что не найдете вы в газетах и журналах фото этих моложавых в любом возрасте лиц – в момент угара светских вечеринок либо шопинга в дорогом парижском бутике. Наша буржуазия оказалась в положении талантливого человека, которому не дают на полную катушку распорядиться своим даром, поэтому он вынужден засовывать его везде, тайком и понемногу.

 

Но, может быть, стиль жизни действительно состоятельного слоя белорусов станет немного понятнее, если мы присмотримся к такому приятному вложению капитала, как отдых за границей. Тем более что эти вложения, по мере изменения ситуации в стране и мире, как и положено, меняют динамику и характер. Жизнь-то не стоит на месте.

Так, по отзывам представителей туристических компаний, до нынешнего 2009 года, который из-за кризиса уже прозвали «загробным», действительно состоятельный слой белорусских граждан, выбирая вариант путешествия за границу, легко брал ценовую планку в 20-25 тысяч долларов на семью из трех человек. Нынешним летом и осенью планка существенно снизилась -- до 5-7 тысяч долларов. В ход пошли обычные пятизвездочные отели, доступные и среднему классу, – взамен прежних роскошных «делюксов», ночь в которых обходится постояльцам в сумму от 1 тыс. долларов на человека.

Ощутимо убавила обороты белорусская буржуазия и в плане ярких экстравагантных заказов. Так, в предыдущие годы, отправляя в отпуск на море любимых жен, состоятельные мужья, как правило, стремились обставить их отдых с максимальным шиком – по-королевски. В фирме заказывались vip-трансфер на лимузине, номер – исключительно «люкс», каждый день – живые цветы, осмотр окрестностей – на вертолете. В этом году «выпендрежей» не было. Не до выпендрежей!

Самая главная тенденция, показавшая себя несколько лет назад и достигшая апофеоза именно в этом году, – белорусская буржуазия, видимо, насытившись отельным сервисом, а также в расчете на перспективную экономию, принялась довольно бодро покупать недвижимость за границей. В зону внимания попали самые популярные курортные места Средиземноморья, а также Персидского залива.

Интересно, что процесс покупки недвижимости за границей проходит у нас с опозданием в несколько лет по отношению к аналогичному процессу в России (впрочем, как и все остальные процессы). Именно российская, а точнее – московская буржуазия организовала так называемые русские кондоминимумы на курортах Черногории, Турции, Испании, Кипра, кучно скупая жилье под дачи в самых сладких уголках побережья. И теперь, скажем, в Турции, наряду с английскими и немецкими деревнями, в таких городах, как Бодрум, Фетхие, обязательно обнаружится русская. Кстати, именно благодаря массовому переселению северных европейцев, которые в последние десятилетия просто сорвались с насиженных мест, прежде захудалые провинциальные центры древней Анатолии превратились в роскошные полисы, жить и отдыхать в которых – значит, черпать удовольствия большой ложкой. Виды из окна – на поля для гольфа и пляжи. Инфраструктура включает все, что необходимо для комфортного быта и легкого гламура: шопинг-молы, оздоровительные центры, ночные клубы и т.д.

Правда, нынче у российских хозяев чудесных домиков с видом на море и горы обратная мода – как можно быстрее сбыть дорогостоящую в обслуживании недвижимость, которая к тому же, в связи с явно затягивающимся на неопределенное время кризисом, падает в цене. Покупают белорусы. Дома и апартаменты. В следующем году, прогнозируют в туристических компаниях, многие из клиентов, прежде заказывавших самые дорогие туры, полетят отдыхать в собственные виллы – как на дачи.

Покупали белорусы в этом году недвижимость и на знаменитых Пальмовых островах в Дубаях.  За сумму от 300 тыс. долларов приобретались виллы на одной из рукотворных ветвей второго «чуда света», видимого из космоса (кроме Пальмовых островов, оттуда, если приглядеться, можно еще заметить Великую Китайскую стену). Людям с деньгами тут и вправду трудно не поддаться искушению.

Инфраструктура Пальмовых островов – это нечто. Тропические сады, водные парки, подводные рестораны, многокилометровые торговые молы. Когда лет 5-7 назад белорусская буржуазия средней руки, тоже наотдыхавшись в отелях, начала робко прицениваться к домикам в Черногории, пределом мечтаний было ветхое строение на второй-третьей линии, окруженное скромными олеандрами, и площадка для барбекю. А тут такое!

Кроме всего прочего, недвижимость на Пальмовых островах – это чудеса разнообразия. Выбор огромен -- роскошные квартиры, пентхаусы, таун-хаузы, виллы, дома на воде. И все это – с панорамным видом на Дубаи, фантастическая береговая линия которого с его хайтековскими небоскребами способна потревожить дух не меньше, чем созданное матушкой-природой скалистое побережье Южной Америки.

В этом году недвижимость на Пальмовых островах стала резко падать в цене. Что, в общем-то, как говорят, и подвигло некоторых наших соотечественников на приобретение «дач» в этих экзотических местах. Впрочем, оказалось, купить виллу в Дубаях -- это половина дела. Теперь, как известно, в связи в банкротством государственной компании Dubai World, управляющей застройкой знаменитых островов и возглавляемой наследником престола Султаном Ахмедом бин Сулайемом, -- вопрос стоит ребром: какое будущее ожидает эти острова и как там можно будет жить и отдыхать, если стройка будет заморожена?! Теперь вся надежда мировой буржуазии, включая и белорусскую, возложена на кузенов дубайского наследника из Абу-Даби, которые фантастических строек не ведут, но зато скопили крупнейший в мире резервный фонд в размере 600 миллиардов долларов и могут помочь в трудную минуту.

Вообще, как отмечают в фирмах, имеющих отношение к продаже и покупке «домиков на море», поведение белорусских буржуа резко отличается от российских манер. «Такое ощущение, что россияне «съели» европейский, да и не только, рынок недвижимости, и теперь не могут «переварить», -- считает эксперт. – Наша же буржуазия долго прицеливается к своему «кусочку пирога», поглощает аккуратно, порциями. Если человек выбирает какой-то домик под дачу в Ницце или любом другом городе, то будет десять раз летать – присматриваться и прицениваться. Все происходит очень медленно. Да и отдыхают белорусы в своих домах на море точно так же – тихо, по-семейному, стремясь не привлекать внимание».

Тут, в общем-то, возникает законный вопрос: кто же эти люди, которые могут позволить себе, пусть и медленно, но съесть этот «кусочек пирога»? «Белорусская буржуазия, покупающая дома на шикарных курортах, – это приблизительно на 99% крупные бизнесмены, и на 1% -- творческая элита, находящая спрос на свои произведения на Западе (в основном, художники), -- добавляет эксперт. – Имена, конечно, не афишируются. Это звезды любят подчеркнуть, что купили домик в Ницце или Монако. Наши буржуа звездами себя не считают».