<p>Можно любить Крым или ругать его на все корки, но раз в жизни там побывал, наверное, каждый белорус. Это относительно недалеко, также относительно недорого, а кроме того, напрочь отсутствует языковой барьер. Какие тенденции продемонстрировало это направление в нынешнем сезоне и как в итоге выглядела картина продаж, портал TIO.BY выяснил у экспертов отрасли.</p>

Можно любить Крым или ругать его на все корки, но раз в жизни там побывал, наверное, каждый белорус. Это относительно недалеко, также относительно недорого, а кроме того, напрочь отсутствует языковой барьер. Какие тенденции продемонстрировало это направление в нынешнем сезоне и как в итоге выглядела картина продаж, портал TIO.BY выяснил у экспертов отрасли.

«В нынешнем сезоне общее количество туристов в нашей компании выросло на 5-7%, – рассказала Татьяна Монич, директор компании «Алые паруса». – Между тем, рентабельность направления несколько снизилась, так как в начале сезона крымские здравницы подняли расценки на 10%, а мы постарались сохранить наши цены на уровне прошлого года, а по некоторым объектам даже слегка снизить. Наверное, самой яркой тенденцией сезона стало то, что отдых эконом-класса не пользовался особой популярностью. Это отметили не только в нашей компании, но и коллеги в других турфирмах. Бюджетный отдых в номерах с частичными удобствами или без удобств постепенно уходит в прошлое – он невостребован даже сейчас, в послекризисное время. Одновременно не могу не отметить, что спрос на автобусный проезд в этом сезоне существенно вырос. Несмотря на то, что железнодорожные билеты купить можно было достаточно спокойно, очень многие туристы предпочли автобус. Не думаю, что большую роль в этом случае сыграла цена – на автобусе до курорта можно было добраться за 90 долларов, на поезде – за 120. Учитывая, что железная дорога предоставляет больший комфорт, разница в стоимости несущественна. Возможно, определенными удобствами туристы решили пожертвовать потому, что поезд едет только до Симферополя, а дальше нужно добираться самостоятельно, в то время как автобус подвозит, что называется, к крыльцу отеля. Еще одна особенность, с которой довелось столкнуться в этом сезоне, – резкое, практически двукратное увеличение количества наших агентов. Впрочем, по сравнению с прошлым годом большего числа туристов они не оформили – скорее, прошлогодний объем клиентов был разделен между старыми и новыми игроками рынка. В целом нас не может не радовать тот факт, что количество постоянных клиентов и клиентов, обратившихся к нам по рекомендации знакомых, постоянно растет, – мы очень тщательно это отслеживаем. Примечательно, что в нынешнем сезоне уменьшилось общее количество рекламаций. Если раньше много туристов обращалось с необоснованными жалобами, то этим летом если и предъявляли претензии, то вполне объективные».

То, что продажи крымского направления достаточно стабильно шли на протяжении всего сезона, подтвердила и Наталья Иванова, директор компании «Би-тур»:

«Резких перепадов спроса мы не наблюдали, но в этом нам помогла грамотная реклама и проведение всевозможных акций. Нельзя не отметить смещение интереса клиентов во времени отдыха: если раньше пиковыми были даты в июле и августе, то в этом году был сразу выкуплен июнь и конец сезона, а туры в середине сезона продавались накануне заездов. Кроме того, практически на 20% уменьшилось количество туристов, выбирающих отдых в Крыму с середины августа до середины сентября; нам даже пришлось снять один автобус. Наши партнеры отмечают, что в этом году поток организованных туристов снизился на 10-12%, в то время как количество самостоятельных туристов выросло на 30%. И еще одна тенденция, которая ярко проявилась в нынешнем сезоне: если в прошлом году наибольшей популярностью среди клиентов пользовалась Евпатория, то этим летом они отдали предпочтение Алуште. Такая смена приоритетов характерна для белорусского рынка: в среднем один регион Крыма пользуется повышенным интересом 2-3 года, потом тенденция меняется».