3 причины банкротств на российском рынке и 33 последствия для белорусского турбизнеса

15.09.2014 - Новости

Автор: Лилия КОБЗИК


3 причины банкротств на российском рынке и 33 последствия для белорусского турбизнеса

В России кризис. И кризис этот, что показательно, прежде всего шандарахнул по самой, можно сказать, передовой отрасли – туризму. Кажется, и тут более чем уместна незабвенная фраза профессора Преображенского о разрухе, которая, как, собственно, и кризис, гнездятся прежде всего в головах.

…15 громких банкротств крупных российских турфирм за непродолжительное время, и банкротства эти выглядят как следствие российско-украинского политического конфликта. Вопрос: почему именно турфирмы? Почему, например, не банкротятся компании, на которые наложены санкции? Почему именно туризм оказался заложником той дикой конфронтации, которая происходит между нашими ближайшими соседями? Наконец, почему в таких невероятных масштабах закрываются фирмы, входящие в топы российского турбизнеса, оставляя тысячи, десятки тысяч туристов либо с минимальной компенсацией, либо вовсе без нее?

Одна из интересных причин падения спроса на путевки  в России – довольно экстравагантное по европейским меркам устройство российского потребительского рынка. Российские силовики, которым запретили отдыхать за границей (в отместку Западу за санкции), оказывается, составляли огромную часть клиентуры туристических компаний, занимающихся выездным туризмом. Наконец-то об этом сказали открыто. Для нас это «явление» тоже характерно, но не в таких масштабах, разумеется. У нас силовики и чиновники тоже «балованная» часть общества, но в касту «привилегированных» входит все ж не такое их количество, чтобы при случае обвалить рынок греческой или турецкой чартерной перевозки.

Этим летом российские силовики и чиновники не поехали за границу, потому что им запретили, обычные туристы, представители среднего класса и некрупной российской буржуазии, испугались негативного к себе отношения как последствия войны с Украиной – и тоже не поехали. В итоге потери выездного туризма составили по разным оценкам до 30–40%. Это, конечно, весьма чувствительно для отрасли.

Но, возможно, 40%-ное падение рынка только сдетонировало еще одну причину, которая связана со специфическими схемами, на которых давно и опасно работает российский турбизнес. Кстати, схемы эти никогда не были такой уж тайной, и о них порой открыто говорили.

Вот выдержки из интервью Андрея Кузнецова, президента компании «Южный Крест», в конце прошлой недели объявившей о банкротстве:

«…Если же говорить о крупных туроператорах, выкупающих серьезные блоки у авиакомпаний на длительные сроки, то я уверен, что все они работают в отрицательном секторе рентабельности. Думаю, кто и как бы ни надувал щеки, всем сейчас тяжело. Владельцы и топ-менеджеры могут быть умными и грамотными, профессиональными и опытными, могут рассказывать, что у них нет кредитов и что они получают прибыль. Но ситуация такова, что выигрыш крупнейших игроков российского рынка сейчас меряется не размером прибыли, а способностью длительное время выдерживать убытки.

… Некоторые участники рынка задачу привлечения ресурсов решают путем быстрого наращивания оборота, закрывая все большего размера дыры все большими «свежими» деньгами.

…Банкротство как рыночный регулятор не работает и к равновесию на рынке не приводит. Рынок – как живой организм. Вроде бы все системы сбалансированы и работают скоординировано. Но бывают ситуации, когда организм сильно болен и «защита» не срабатывают, недуг оказывается сильней. Думаю, что в сегодняшней ситуации в бизнесе выигрывает тот, кто находит решения, позволяющие не поддаться общей губительной тенденции и не «разгонять» рынок.

…Кризис успешно преодолеют туроператоры, которые найдут в себе силы и умение сократить обороты. Если, предположим, среднерыночно компания теряет по 100 долларов с человека, то, отправив не 100 тысяч человек, а, например, только 50 тысяч, операционно потеряет не 10 миллионов долларов, а «только» 5. При этом она может, грубо говоря, раза в два сократить свои расходы!»

Интервью записано в 2012-ом! То есть уже как минимум два и больше года назад российские операторы вошли в системный кризис и видели единственный выход из той модели бизнеса, которую они создали, «разгоняя рынок»,терять «не 10 млн долларов, а «только» 5». И сколько это могло продолжаться?

Вскользь как гипотезу в кулуарах российского турбизнеса называют еще и третью причину череды банкротств. Якобы государство банкротит фирмы специально, пользуясь случаем, дабы в конечном итоге создать некоего «единого оператора», по типу советского «Интуриста». В обоснование этой версии приводятся следующие доказательства. «Мыльная», или «пирамидная», схема российского турбизнеса была известна давно, но всех в России устраивала. Операторы соревновались в объемах, банки кредитовали, путевки «горели», жуткий демпинг и конкурентная борьба не на жизнь, а на смерть были нормой, и все исправно крутилось. И вот банки массово, словно с чьей-то подачи, стали отказывать фирмам в перекредитовании. Говорят, что «Южный Крест» в вечер банкротства был уверен, что очередной кредит будет получен. Но увы…

Чем же чреваты для Беларуси катаклизмы, происходящие на российском туристическом рынке? Очевидно, что последствий очень много, в том числе и психологических. Это неизбежно, учитывая степень связанности нашего и российского рынков.

В первую очередь, конечно, ситуация ударила по тем нашим компаниям, которые реализовали туры обанкротившихся русских операторов. Еще лет 10 назад белорусы массово предпочитали вылеты из Москвы (или Киева, но по турам московских операторов). В последние годы, в связи с ростом чартерной перевозки «Белавиа» на массовых летних направлениях, в Беларуси стали превалировать туры с вылетом из Минска. Хотя многие по-прежнему выбирали московские аэропорты из-за более приемлемой цены. И, конечно, львиная доля полетов на курорты экзотических стран осуществлялась через Москву, поскольку у «Белавиа» нет дальнемагистральных самолетов.

В последнем случае с «Южным Крестом» пострадал представитель этой компании в Беларуси  фирма «Туссон Вояж», у которой есть продажи на осень по экзотическим турам «Южного Креста» и который уже успел перечислить московскому партнеру за рекламный тур в Доминикану. На вопрос, каковы будут концептуальные выводы компании в целом из той ситуации, которая сложилась, в частности, и из этого конкретного печального опыта сотрудничества с российским турбизнесом, заместитель директора компании Руслан Сегенюк заметил: «Работать с российским турбизнесом будем, но с оглядкой. Концептуально будем больше развивать свои операторские направления. К примеру, сейчас для нас это Финляндия, Андорра. Важный вывод, который мы для себя сделали: ни один белорусский турист не может чувствовать себя защищенным, когда он попадает в сферу ответственности российского турбизнеса. Страховые выплаты придуманы для россиян!»

«Очевидно, что наши туристы теперь психологически будут бояться летать из Москвы, – анализирует ситуацию глава компании «Санни Трэвел» Александр Ванюков. – Возможно, государство ужесточит условия работы турбизнеса, будет попытка ввести какой-то вариант страхования финансовой ответственности, рисков туроператоров. В то же время у туристов очень стабильное отношение к отечественному рынку, большой кредит доверия местным операторам, в том числе и российским компаниям, имеющим представительства на нашем рынке и собственные чартерные программы из Минска. Ведь такой жесткой конкуренции, демпинга, борьбы за доли рынка у нас нет. В России турбизнес фактически стал убыточным. Самые успешные компании работают на 2% прибыли. Постоянно наращивают объемы и горят. Причина – в жесткой конкурентной борьбе. У нас ее нет. Не ведут такую борьбу и российские компании, представленные на нашем рынке. Например, «Тез Тур» или «Корал Трэвел». Что касается концептуальных выводов, к которым мы пришли, анализируя ситуацию, то безопаснее всего сейчас и, на мой взгляд, очень перспективно – развивать MICE-туризм и инкаминг. Ну и, разумеется, укреплять собственные туроператорские позиции на выездных направлениях, чтобы меньше зависеть от российского рынка».

Могут ли в перспективе пострадать акции раннего бронирования, ставшие в последние годы весьма популярными у белорусских туристов? Операторы и агенты пока не прогнозируют такого развития ситуации. На их взгляд, на данный момент, когда речь идет о вылетах из белорусских портов, у туристов не возникает никаких тревожных ассоциаций.

Более любопытны, на наш взгляд, в настоящий момент тревожные ожидания белорусских операторов, связанные с событиями, происходящими в турбизнесе нашей восточной соседки. Так, главный вопрос, который, естественно, активно обсуждается не только в российских кулуарах, но и у нас: кто будет следующим? В том, что процесс банкротств не остановится, кажется, не сомневается никто. Просто внимательно следить за демпингующими компаниями и на основе этого делать прогнозы уже поздно… Раньше, как говорится, надо было анализировать эти схемы. Тем не менее версии циркулируют постоянно. И кто бы мог подумать, что такой невеселый «тотализатор» станет главной интригой этого сезона!

И еще один вопрос: что было бы, если бы обанкротились так называемые акулы, входящие в тройку-пятерку лидеров российского турбизнеса?

По мнению Ивана Чуры, главы туроператора «Топ-Тур», во-первых, это вряд ли возможно, во-вторых, в этом случае катастрофических последствий для туристов все равно не наступило бы. Поскольку речь идет о сотнях тысяч человек, то есть катастрофе государственного масштаба, российское правительство за бюджетные деньги просто вывезло бы всех пострадавших туристов и компенсировало бы убытки. Но это, конечно, означало бы конец эпохи свободного российского турбизнеса. Кстати, как будет развиваться этот бизнес в России дальше, совершенно непонятно. Государственные чиновники, похоже, находятся в растерянности. Сотрудники турфирм, не скрывая сарказма, обсуждают странную речь министра культуры Мединского, в которой он советует туристам вовсе не пользоваться услугами туркомпаний. Согласитесь, странные заявления для министра!

Как считает Иван Чура, обострение ситуации на российском рынке может обернуться плюсами для белорусских операторов: «Отечественные туристы будут покупать туры у своих же, отечественных операторов. Важно, что белорусское законодательство защищает потребителей. Когда обанкротился московский «Капитал-Тур», я как владелец компании «Капитал-Тур (Минск)» не смог закрыть фирму, пока не выплатил все деньги туристам и работавшим с нами компаниям. А те, кто сотрудничал напрямую с московским «Капиталом», не получили ничего. Вот в чем разница между нашим и российским рынком! Туристы должны понимать одну простую вещь: когда на рынке много горящих туров, все направления пылают, а путевки стоят три копейки, это не может кончиться хорошо. Сейчас белорусская турагентская сеть начала проявлять больше интереса к нашим операторам, к турпродукту, который создается силами национальных операторов. Мы это уже почувствовали. Звонят, интересуются. А раньше только продавали трехкопеечные туры из Москвы. Кроме того, из-за оттока клиентов с московских вылетов у нас активно закрываются последние места, которые оставались на сезонных чартерных программах. Так что, мы – белорусские туроператоры – настроены оптимистично, поскольку видим положительные последствия сложившейся ситуации. В Беларуси сложился хороший пул туроператоров, у нас есть национальный турпродукт, мы умеем работать и предлагаем туристам высокий уровень сервиса».

Интересно, что теперь белорусские операторы, кажется, могут рассчитывать на больший интерес к своим услугам не только со стороны отечественных туристов, но, собственно, и российских. Любопытная реплика появилась несколько дней назад на российском профессиональном ресурсе hotline.travel: «Я турагент из Беларуси. Вчера партия туристов из Москвы улетела у меня из Минска. Люди вынуждены проезжать 700 км, дабы не «попасть». Маргарита!» И еще одна тенденция последнего времени, которая может внести некоторые коррективы в рынок, так сказать, трудовых ресурсов: похоже, из Москвы начали возвращаться наши туристические кадры, некогда уехавшие работать в туризме в российскую столицу по понятной причине – более высокие зарплаты. Теперь, если верить слухам, расчетчики туров по «Мастер-туру» готовы работать в минской турфирме за 800 у.е. Хотя в Москве работник подобной квалификации еще недавно мог рассчитывать совсем на другие деньги.

Резюмируя, можем отметить, что белорусский турбизнес с интересом, страхом и надеждами наблюдает за ситуацией, продолжающей сотрясать российский рынок. Последствий для нас более чем достаточно. Причем, как выясняется, не только отрицательных…

Рубрики: Скандалы Финансы Форс-Мажор

Страны: Россия Беларусь


Комментарии

Аватар

15.09.2014 22:16
Dr. Haus
ответить

вот уж от кого странно слышать радость по поводу российских неурядиц, так это от Ивана Иосифовича. Не вы ли спокон веку приводите к нам за ручку московские компании? пегас, капитал, в этом году данко. и как лучезарно, как невинно!!!!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах