Зима выдалась суровая. Но не в буквальном смысле – климатическом, а в экономическом. Согласитесь, что денег катастрофически не хватает. Не хватает всем, и турфирмы – не исключение. Кризис, очевидно, прижал настолько, что экономить приходится на «священном» – на имидже, и в том числе на карманных календариках, под весом которых в прошлые годы ломились менеджерские столы, не говоря уже про стенды на выставках.

Анфиса Смехова, Роман Рафеенко

Зима выдалась суровая. Но не в буквальном смысле климатическом, а в экономическом. Согласитесь, что денег катастрофически не хватает. Не хватает всем, и турфирмы – не исключение. Кризис, очевидно, прижал настолько, что экономить приходится на «священном» на имидже, и в том числе на карманных календариках, под весом которых в прошлые годы ломились менеджерские столы, не говоря уже про стенды на выставках.

Сейчас, видимо, не все белорусские турфирмы могут позволить себе выпуск этой элементарной и, безусловно, полезной рекламной продукции. Во всяком случае, обежав туристические компании в центре столицы, мы с трудом смогли набрать штук десять драгоценных экземпляров, в которых с одной стороны глянца воплощены фантазии маркетинговых отделов туркомпаний, а с другой – маленькими, как и полагается, колонками выстроены цифры и соответствующие им дни недели. Цель нашего рейда проста – посмотреть, чем, так сказать, «дышит» туризм в преддверии нового года, на какую волну фирмы настраивают клиентов, с чем ассоциируют свои бренды. Учитывая разноплановость картинок, мы попытались сформировать топ-5 туристических календарей-2010. Начнем с конца.

22

Итак, почетное пятое место мы присуждаем календарю туристической фирмы «Галар-Экспо». За визуальный лаконизм и верность идеалам туризма. А то, что чудный замок Нойшвайштайн можно с полным основанием отнести к образцовым достопримечательностям Германии, да что там говорить – всей Европы! не вызывает никаких сомнений. Пожалуй, несколько смутит, неосведомленного клиента опять-таки лаконичная строчка – «Автобусные туры». В принципе, если уж копать, ничего не мешает добраться до Германии и на самолете, и на собственном автомобиле, а также посредством ж/д. Но это если не понимать глубинной концептуальной сути «календарной» политики турфирм, проверенной годами сурового существования на нашем рынке. Фирма предлагает обладателю календаря не что-то там сугубо отвлеченное, а конкретное путешествие. С конкретной фирмой. Конкретно на автобусе. С конкретной 5-%-ной скидкой. Скажем прямо: нас зацепил своей прямотой календарик глубоко уважаемой нами туристической компании «Галар-Экспо». 5-ое место.

 

55

На четвертом месте – календарь популярной турфирмы «Топ-Тур». Здесь, как видите, вниманию публики также предложен неодушевленный предмет, на который, к слову, тоже не распространяется известный пункт закона о рекламе, обязывающий фотомоделей иметь белорусский паспорт. Поэтому определить, в какой стране мог произрастать этот цитрус, не удастся. Впрочем, маркетологи «Топ-Тура» явно не сидят сложа руки и как бы призывают продегустировать довольно спелый на вид фирменный продукт, обещая туристу вкус. Так и написано: «Отдых со вкусом». Впрочем, тут многое отдано на откуп человеку, и слоган можно воспринимать двояко. Во-первых, как довольно смелое промоутирование утонченности путешествий с «Топ-Туром». Во-вторых, после такого заявления клиент вправе ожидать «вкусного» путешествия, что бы это ни значило. 4-ое место.

 

44

Третью позицию заняла карманная продукция компании, входящей в пятерку самых известных туристических фирм Беларуси – календарь от фирмы «Сакуб Холидей». Здесь уже видно, что планета Земля обитаема. Живое существо застыло на холме, на фоне моря и заката. Логично предположить, учитывая слоган («Почувствуй Испанию») и в целом крепкие позиции фирмы на испанском направлении, что это бык. Правда, видим мы его через бокал, в котором на дне плещутся остатки недопитой риохи возможно, авторы таким образом намекают на призрачность и этого заката, и моря, и одиноко стоящего посреди всего этого великолепия животного (мы-то понимаем, чего он грустит – коррида!). К приземленной реальности возвращают телефоны фирмы формата GSM, напечатанные шрифтом, в несколько раз превосходящим картинные размеры самого быка. 3-е место.

 

33

На втором месте изящно расположился календарь еще одной фирмы и еще одного флагмана туристической отрасли – «Санни Трэвел». Зима, девушка, пушистый снег. О чем это? Ах да! О стремлении к совершенству, о чем имеется соответствующее напоминание в логотипе компании. Увы, скорее всего – цель, недостижимая в условиях наших местных реалий, превращающих снег в жидкую кашу, а «непревзойденный сервис» в благородное стремление. Впрочем, нет ничего невозможного. Где-нибудь в Церматте, Куршавеле или Цель-ам-Зее, намекают маркетологи «Санни Трэвел», все мечты, скорее всего, сбудутся. Перечень конкретных мест, где человека ждет совершенство, на календаре не указан, но это и так ясно. Изящно, стильно, красиво. 2-ое место.

 

11

И, наконец, безусловный лидер нашего хит-парада – календарь самой народной туристической компании Беларуси – фирмы «АлатанТур». Горячая штучка, однозначно антикризисная продукция. С одной стороны, можно сказать, что фирма «АлатанТур» уже не первый раз балует рынок раскрепощенными, эпатажными позами своих моделей. А с другой… Пляж, море, оголенная девушка – все это, согласитесь, не меньше касается туризма, чем замок Нойшвайштайн. Можно ведь взглянуть на дело с практической стороны. Например, нетрудно заметить, что фасон купальника, склонный к минимализму, особенно в нижней части, наверняка позволит туристке приобрести идеально ровный загар. Кроме того, фирма в порядке бонуса показывает потенциальным клиентам, что загорать можно, не только в неком застывшем положении, как бесчувственное бревно (на спине или животе). Получить полезную дозу ультрафиолета можно и так, как демонстрирует нам фотомодель – ярко, пластично, с огоньком. Самое главное, понятно, что сюжет календаря зовет куда-то очень далеко – в некое райское местечко, где нет финансовых проблем, сырой погоды и кризиса. 1-ое место за смелость и позитив.