<p>Чучела животных и птиц стоят на столах, висят на стенах, поблескивая глазами, хищно оскаливая   зубы, воинственно выставляя клыки, распростирая крылья в полете… Вся   коллекция охотничьих трофеев создана этим человеком собственноручно.</p>

Мир увлечений человека очень многообразен. В этом я имела возможность убедиться еще раз  совсем недавно, хотя всегда восхищалась охотничьими трофеями – чучелами, рогами, клыками, шкурами,   черепами, поскольку меня еще в детстве окружали подобные атрибуты охоты. Но  когда впервые попадаешь в мастерскую Романа Иосифовича Загоренко, тебя охватывает настоящий восторг,  что ты воочию видишь в одном месте столько необычных и даже, можно сказать, уникальных в своем роде охотничьих трофеев.

Чучела животных и птиц стоят на столах, висят на стенах в интересных позах, на красивых подставках, поблескивая глазами, хищно оскаливая зубы, воинственно выставляя клыки, распростирая крылья в полете… Вся коллекция охотничьих трофеев создана этим человеком собственноручно. А  дополняют представление о том, какая им проделана работа за много лет, еще и альбомы с отображением чучел животных и птиц, как своеобразное отражение мига удачи, который подарила людям охота.  Изготовленные им в разное время,  они хранятся у охотников из разных регионов республики. И на самом деле, для многих  охота  – это любимое хобби, о котором они, если собираются вместе,  говорят без умолку часами, при этом с гордостью демонстрируя свои трофеи.

Как правило, увлечения никогда не зарождаются на пустом месте. Для них нужен определенный посыл, уклад жизни, особенность характера. Родом человек, о котором идет речь, из деревни Луды, что располагается на краю нашего района, в местах лесистых, богатых дикими животными и птицами. Детским увлечением Романа стала орнитология. Будучи учеником Клевицкой школы, он уже тогда, в детские годы, входил в орнитологическое общество любителей природы, которое собирало своих членов в Минске. А потом он по примеру отца увлекся охотой. Вот оттуда идут  корни его нынешнего хобби. Даже  из-под иранской границы, где проходил срочную службу в погранвойсках, он умудрился привезти уникальный трофей, который не без гордости продемонстрировал и нам – рога архара (горного козла). Благодаря усердию, дотошному постижению всех тонкостей выделки шкур, работы с манекенами, которые заказывает через Минск в Москве, изучению специальной литературы, он стал настоящим знатоком таксидермии и может без особого труда изготовить чучело любого животного, птицы. Охота, которой он по-прежнему верен,  дает дополнительные познания повадок птиц, зверей. Вот почему его чучела получаются настолько достоверными, что в темноте их, пожалуй, трудно было бы отличить от обитателей лесов и полей, еще гуляющих на воле. Приходилось ему выделывать даже шкуру медведя с головой, не говоря уже про обитателей наших лесов – кабанов, лис, белок, бобров, косуль, волков. Попадались ему для работы и тетерева, и глухари, и пятнистые олени. Времени для работы над чучелами он не жалеет, хотя это требует немалых  его затрат. Например, изготовить чучело головы кабана можно по меньшей мере недели за две. Зато при надлежащей обработке и последующем правильном уходе оно может храниться очень долго, грея самолюбие добытчика и  просто украшая интерьер.

Таксидермист 1

Как опытный охотник, он замечает, что благодаря умелым действиям руководства нашего районного общества охотников и рыболовов местные  охотничьи угодья стали значительно богаче разнообразными дикими животными.  К нему часто обращаются егеря с просьбами изготовить чучела интересных трофеев. Хотя сам он охотится, как и многие истинные охотники со стажем, безусловно, не ради мяса, а из любви к этому увлекательному занятию, которое захватило его еще с юношеских лет. Ради впечатлений и за положительными эмоциями, а также за трофеями для последующей работы он иногда отправляется на охоту в Витебскую область. А потом долго трудится  в своей мастерской за станками, тщательно выделывая шкуры,  с огромным удовольствием отдаваясь любимому занятию, которое, в общем-то, по нынешним временам встречается очень редко, и сделавшему его поистине уникальным специалистом, которых наберется совсем немного, если повезет, то  на район по человеку. Стать таковым ему помогло и увлечение охотой, и та наблюдательность за окружающим миром, каковой обладают не многие, и художественный вкус, и усердие в постижении всех тонкостей таксидермии, и обычное трудолюбие.

Таксидермист 3

А мне на всю жизнь запомнились все экспонаты, о существовании в Ошмянах которых я и не подозревала, как и о наличии человека с таким необычным хобби. Вот уж поистине: изучая людей, знакомясь с ними, познаешь много увлекательного,  интересного, неожиданного.

Валентина ДРОЗДОВА ("Ашмянскi веснiк").

На снимках: житель города Роман Иосифович Загоренко и его экспонаты.

Фото  Светланы Мутянской.