«Вниманию коммерсантов, имеющих капитал»: 17 лет назад в продаже появился первый выпуск газеты «Туризм и отдых»

01.03.2011 - Новости

«Вниманию коммерсантов, имеющих капитал»: 17 лет назад в продаже появился первый выпуск газеты «Туризм и отдых»

В честь праздника мы решили перечитать сигнальный экземпляр газеты и выяснили, какие качества, необходимые ведущему отраслевому изданию, «Туризм и отдых» продемонстрировал уже в самом начале пути.

1 марта 1994 года увидел свет первый номер еженедельника, с которого сегодня начинается утро четверга и в маленьком туристическом агентстве, и в кабинетах чиновников от туризма. В честь праздника мы решили перечитать сигнальный экземпляр газеты и выяснили, какие качества, необходимые ведущему отраслевому изданию, «Туризм и отдых» продемонстрировал уже в самом начале пути.

«Туризм и отдых» – для каждого!» – таким был девиз новой газеты, и при стартовом тираже в 15 000 экземпляров он звучал вполне реалистично, несмотря на скромные 8 черно-белых полос. Справедливости ради стоит отметить, что первый выпуск «ТиО» был на самом деле… вторым: в конце января 1994 года, когда документы для регистрации блуждали по коридорам соответствующих инстанций, в качестве специального выпуска газеты «Куплю&Продам» вышел так называемый нулевой номер, который назывался соответствующим образом – «Туризм&Отдых». «Почему мы поспешили встретиться с вами? Потому что с 1 января 1994 года в нашей республике кардинальнейшим образом изменилась вся система выдачи новых заграничных паспортов и многоразовых выездных виз, – разъяснял в приветственном слове редактор Сергей Плыткевич. – Учитывая то, что для абсолютного большинства наших граждан новая практика явилась полной неожиданностью, мы и решили ускорить выход своей газеты, чтобы подробно рассказать, что и как нужно сейчас делать, какие документы необходимо подготовить заранее». Таким образом, еще до получения официального статуса «ТиО» обосновался на передовой туристического фронта.

«Газета «Туризм и отдых» ставит перед собой гораздо более глобальные задачи, – продолжал Сергей Плыткевич. – Если сказать о них в двух словах, то мы надеемся, что любой человек, пожелавший съездить в туристическую поездку или просто отдохнуть, сможет с нашей помощью выбрать наилучший маршрут… И самое главное, будем рассказывать о проблемах, которые переживает туризм профессиональный и так называемый самодеятельный, спортивный, о перспективах его развития…» Вдохновение главного редактора передалось коллективу – и с тех пор «ТиО» кропотливо работает над решением поставленных задач независимо от степени их глобальности.

Несмотря на строгую черно-белую верстку, сигнальный экземпляр газеты вовсе не был унылым. В «нулевом» выпуске юрист советовал читателям, как вести себя в случае воровства, опытные путешественники делились секретами практически бесплатного путешествия по Туркмении, а о Югославии рассказывал… наемник, воевавший на стороне сербов. Уже в «нулевом» номере появилась рубрика «Гiстарычны клуб», героем которой стала одна из самых известных женщин в истории Беларуси – Барбара Радзивилл. В рубрике «Будь здоров!» вышла статья о санаторном лечении и краткое пособие, как выращивать на подоконнике пряные травы. Одним словом, термин «диверсификация» редакция «ТиО» выучила гораздо раньше белорусского правительства, что и стало залогом – не побоимся этого слова – успеха.

Безусловный «гвоздь» номера – статья «Плавники акул в белом соусе там пока не подают, но…». Ресторанный обзор Лилии Гриневецкой на уже пожелтевших страницах читается сегодня как повествование Платона об Атлантиде. Судите сами:

«Шайба» – круглый ресторан рядом с гостиницей – место встречи разной «синевы» – полууголовников».

«Низкий класс, к тому же криминогенные точки – рестораны гостиниц «Свислочь» и «Минск».

«Всем известное варьете «Каменный цветок» не котируется».

«В основном рестораны посещают фирмачи. Таскают туда-сюда проституток, заказывают «Смирновку» и мясо».

«Весьма модным в ресторанах стали моментальные снимки «Полароидом».

Называть вещи своими именами Лилия Кобзик продолжает и спустя 17 лет, личным примером вдохновляя молодых журналистов и вынуждая поклонников острого пера выстраиваться в очереди за свежим номером «ТиО».

А вот еще одна цитата – образец рекламного текста, размещенного на первой полосе в далеком и, возможно, суровом январе 1994 года:

«Вниманию коммерсантов, имеющих капитал! Приглашаем в полет по авиамаршрутам:

Марокко. Прямой авиачартер Минск – Касабланка, 7 дней, отдых на берегу океана, З+У, отель ****, бассейн, бесплатный багаж – 20 кг. Стоимость тура – 710$ + 50 тыс. рублей, 1 кг доп. – 3$.

Стамбул. 3 дня, 2 ночи, З+У, отель в торг. р-не, 100 кг – 285$ + 80 тыс. руб.»

В 2011-м подобные тексты поддаются дешифровке с таким же успехом, что и послания Алекса Юстасу. Оставим в стороне тот факт, что в середине лихих 90-х белорусы гоняли прямо из Минска в Касабланку. «Что такое З+У? Почему так важно, сколько стоит 100 кг багажа? Отель в торговом районе? А как же море?» – примерно такие вопросы задают сегодня читатели – ровесники «ТиО». Скорее всего, старожилы белорусского туризма лишь снисходительно улыбнутся в ответ: когда белорусы ездили в Турцию не за загаром, а за товаром, никто не знал, что есть аббревиатура HB, поэтому указывали просто – «завтрак плюс ужин». Что недвусмысленно дает понять: «ТиО» всегда говорил с читателем на понятном ему языке.

Так выглядела первая полоса первого номера газеты «Туризм&Отдых», который вышел в свет в марте 1994 года:

№1ТіО

О других ценных качествах «ТиО» читайте в ближайшем номере газеты, который появится в продаже 3 марта 2011 года.

Рубрики: В Фокусе Праздники

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

01.03.2011 16:16
Yauhen
ответить

"Вниманию коммерсантов, имеющих капитал! Приглашаем в полет по авиамаршрутам."

Супер. Распечатать бы это объявление и в рамочку на стену. Представил и уже хочу себе такую рамочку :))
Аватар

01.03.2011 17:48
Anonymous
ответить

[quote name="Yauhen"]"Вниманию коммерсантов, имеющих капитал! Приглашаем в полет по авиамаршрутам."

Супер. Распечатать бы это объявление и в рамочку на стену. Представил и уже хочу себе такую рамочку :))[/quote]
Так в чем проблема?
Приходите в редакцию, мы вам отсканируем этот шедевр рекламного творчества первой половины девяностых годов прошлого столетия, и вы украсите свою стенку.
Кстати, наш первый номер был сверстан в редакции "Народной газеты" Михаилом Лебедиком, который нынче является первым заместителем редактора газеты "Советская Белоруссия".

01.03.2011 18:18
Anonymous
ответить

Удивительно, но это факт: за прошедшие 17 лет реалии изменились, а тематика газеты -- практически нет. Это или доказывает, что эволюции не существует и мы продолжаем двигаться по заколдованному кругу, постоянно натыкаясь на одни и те же грабли, или, что наша газета поднимает такие вечные темы, которые не стареют веками.
И действительно, если почитать классиков литературы, Салтыкова-Щедрина, например, то понимаешь, что все проблемы общества были неоднократно описаны и препарированы задолго до нас. Представляю, что лет так через ...50 кто-то возьмет в руки раритет -- газету "ТиО" и воскликнет: "ДО чего же актуально!"
А господин Лебедик нынче невыездной или как?
Аватар

01.03.2011 18:46
Anonymous
ответить

Насколько я знаю, Лебедик в декабре был в отпуске. Поэтому в список он не попал.
Аватар

01.03.2011 23:41
Анна
ответить

"и при стартовом тираже в [b]15 000 [/b]экземпляров" - вот это да!!! не хотите ли увеличить сейчас тираж? а то в четверг вечером уже купить газету невозможно, по крайней мере у меня на районе:)
Аватар

02.03.2011 00:02
Anonymous
ответить

[quote name="Анна"]"и при стартовом тираже в 15 000 экземпляров" - вот это да!!! не хотите ли увеличить сейчас тираж? а то в четверг вечером уже купить газету невозможно, по крайней мере у меня на районе:)[/quote]
Назовите номер киоска. Мы проверим, есть ли там процент списания.
Аватар

02.03.2011 19:59
Анна
ответить

вот в четверг пойду покупать и посмотрю за одно их номер. Очень часто бывает, что когда прихожу, продавец говорит: "Только что последний забрали". Говорят, что они получают всего 3-4 экз. Приходится идти в другой киоск, но там тоже часто уже все куплено. Тогда нужно звонить кому-то из домашних чтобы купили в городе. Причем привозят в наши киоски после 16.00 (такое время мне назвали продавцы), а в 18-19 часов уже ничего нет. В таком случае вопрос: "Почему больше не заказать???":)
Аватар

02.03.2011 20:08
Anonymous
ответить

Анна, а вы возьмите и подпишитесь.
Я, к примеру, выписываю и это не дорого:p
Аватар

03.03.2011 12:20
Дарья
ответить

Я тоже имею подписку. Очень удобно и недорого.:)
Аватар

03.03.2011 12:27
Мария
ответить

Подписка на газету стоит:
1 месяц - 3 730 бел.руб.
3 месяца - 11 190 бел.руб.
6 месяцев - 22 380 бел.руб.
63171 - подписной индекс (в любом отделении связи)
Аватар

03.03.2011 12:48
Мария, представитель редакции
ответить

[quote name="Анна"]вот в четверг пойду покупать и посмотрю за одно их номер. Очень часто бывает, что когда прихожу, продавец говорит: "Только что последний забрали". Говорят, что они получают всего 3-4 экз. Приходится идти в другой киоск, но там тоже часто уже все куплено. Тогда нужно звонить кому-то из домашних чтобы купили в городе. Причем привозят в наши киоски после 16.00 (такое время мне назвали продавцы), а в 18-19 часов уже ничего нет. В таком случае вопрос: "Почему больше не заказать???":)[/quote]
Анна, Вы можете подписаться на нашу газету в любом киоске. Для этого Вам необходимо обратиться к киоскеру. Для Вас будут доставлять в киоск еженедельный номер. Отвечаю на вопрос "почему мало газет поступает в киоск?": количество еженедельника определяет Белсоюзпечать. Договориться с ними бывает очень трудно.
Аватар

03.03.2011 13:15
Катерина из Полоцка
ответить

Читаю и удивляюсь. Неужели нельзя подписаться на газету? Я уже много лет выписываю. Работаю учителем в школе. Газета мне очень помогает. Спасибо журналистам любимой газеты TIO.
Аватар

03.03.2011 13:49
Anonymous
ответить

Всем рекомендую, в газете замечательное кинообозрение.
Давно выписываю и даже коллекционирую.
Аватар

03.03.2011 14:37
Анна
ответить

[quote name="Катерина из Полоцка"]Читаю и удивляюсь. Неужели нельзя подписаться на газету? Я уже много лет выписываю. Работаю учителем в школе. Газета мне очень помогает. Спасибо журналистам любимой газеты TIO.[/quote]
У меня просто руки не доходят, точнее ноги, до отделения почты. Знаю, что сама виновата и признаю это:)

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах