<p>Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в РБ Кристоф Вайль: «Шенгенские визы станут дешевле».</p>
Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в РБ Кристоф Вайль: «Шенгенские визы станут дешевле»

В начале недели в Бресте гостил Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Беларуси господин Кристоф Вайль. В планах визита дипломата в наш город значились три важных пункта: встреча с руководством области, посещение СЭЗ «Брест» и «круглый стол» со школьниками СШ № 7. В течение двух дней дипмиссия была выполнена. Правда, только на две трети.

Не получилось встретиться с губернатором области. По словам господина Вайля, Константин  Сумар в эти дни был очень занят. «Надеюсь, в мой следующий приезд в Брест для меня тоже время найдется», – сказал дипломат.

Посол Германии ознакомился с работой свободной экономической зоны, посетил предприятия «БелБауПласт» и «Санта Бремор». Дипломата в Бресте сопровождали атташе посольства Германии по вопросам экономики Оливер Шварт, председатель правления Немецко-белорусского экономического клуба Клаус Байер и глава Представительства немецкой экономики в Республике Беларусь Владимир Августинский. Гостей интересовал инвестиционный потенциал региона, прежде всего в плане наращивания экономического сотрудничества с Германией. Напомним, что сегодня в СЭЗ работают шесть предприятий с участием немецкого капитала.

Но самым «приятно-неожиданным» моментом своего пребывания в Бресте немецкий гость назвал общение со старшеклассниками седьмой школы. Еще бы, ведь там беседовали с дипломатом на его родном языке. О чем же говорили школьники с высоким немецким гостем? Представляем наиболее любопытные фрагменты беседы.

– Говорят, Вы лично выбрали Беларусь для своей дальнейшей дипломатической миссии?

– Я действительно сам захотел работать в вашей стране. Прежде всего потому, что уже имел опыт пребывания в русскоязычном пространстве: был послом в Москве во время перестройки. И вот с августа 2010 года в Минске.

– А сколько языков Вы знаете?

– Мой родной язык – швабский – диалект немецкого. Так что на «хохдойч», наверное, вы говорите лучше меня (смеется). А если серьезно, то считаю, что мой английский на уровне, говорю также по-французски. Когда был послом в Бразилии, неплохо понимал португальский. Не зря латынь учил в школе. После Москвы хорошо общался по-русски. После Варшавы мог даже читать газеты на польском языке.

– В России уже много предприятий с немецким капиталом. Как Вы думаете, после вступления Беларуси в таможенный союз с Россией и Казахстаном может ли в нашей стране появиться больше немецких инвестиций?

– Предприятия появляются там, где есть условия. Для немцев очень важны надежные юридические рамки, возможность долгосрочного планирования, как можно меньше бюрократических препон. Принцип работы наших предпринимателей таков: «Я не хочу заработать завтра 50 евро, я хочу заработать послезавтра 300». Я разговаривал с потенциальными немецкими инвесторами. Многие из них пока занимают выжидательную позицию. Хотя должен отметить, что в СЭЗ «Брест», где мы побывали, условия для работы созданы хорошие.

– Какие цели преследует Ваша страна, выдавая многочисленные стипендии на обучение в Германии иностранцев?

– Исключительно корыстные. Скажем, индонезийцы получили образование в Германии и вернулись к себе на родину. Организовали производство. Вероятность того, что оборудование для него они купят именно в Германии, а не, скажем, в США, очень высока. Да и желание поддерживать конкурентоспособность немецкого языка на мировом рынке у нас велико.

– Планирует ли Германия и дальше финансово поддерживать проект «Школы – партнеры будущего»?

– Полтора года назад Германия изменила свою конституцию. Теперь по новому закону мы обязаны ежегодно уменьшать расходы бюджета на полтора процента. Причина – большие государственные долги. Какой области коснется экономия в этом году – не знаю. Но не думаю, что министерство образования решится экономить именно на этом проекте. Он очень для нас выгоден.

– Прошло 20 лет, как рухнула Берлинская стена. Оправдались ли Ваши ожидания от объединения Германии?

– Когда я смотрю на моего молодого коллегу господина Шварта, то понимаю, что оправдались полностью. Двадцать лет назад именно таким я представлял себе юного восточного немца. А вот объединение в экономическом плане, к сожалению, затянулось.

Тем не менее у меня было 4 самых счастливых дня в жизни: день свадьбы, дни рождения дочери и сына и 9 ноября 1989 года – дата падения Берлинской стены. И когда я работал в МИДе в Берлине, каждый день искренне радовался тому, что здание министерства находится в восточной части немецкой столицы.

Веч бр2

Кристоф Вайль (третий слева) отвечает на вопросы школьников.

– Каких результатов Вы хотели бы достичь за время Вашей дипмиссии в Беларуси?

– Буду очень рад, если к лету 2013 года (истекает срок дипназначения господина Вайля. – А.К.) Беларусь и ЕС станут намного ближе друг другу.

Есть и личный проект. Хочу спасти евангелическую церковь в Гродно. В октябре был в этом городе. Видел, в каком она состоянии. Наряду с тем, что эта церковь является местом собрания лютеранской общины, она еще и памятник немецкой культуры. Поэтому приложу все усилия, чтобы привести это здание в порядок.

– Как Вы думаете, подешевеют ли шенгенские визы для белорусов?

Сейчас мы совещаемся с нашими партнерами по ЕС: какие шаги можно сделать для того, чтобы шенгенские визы для граждан Беларуси стали дешевле. Все-таки 60 евро – это слишком. Думаю, совсем скоро этот вопрос будет решен. Кстати, в прошлом году мы выдали около 80 тысяч шенгенских виз. Из них одну треть – бесплатно.

Более того, белорусы уже могут получить наши национальные визы без взимания консульского сбора. Их выдают лицам, которые планируют находиться на территории Германии более трех месяцев. Например, с целью воссоединения семьи, для учебы или работы.

Александр Кульбака ("Вечерний Брест").