<p>Фильмы "Отголоски прошлого", "Америка против Джона Леннона", "Девушка по вызову" и "Семь нянек"</p>

«ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО»

(13, Вс, БТ, 0-10)

Little Ashes, Великобритания – Испания, 2008, 112 мин., R. Реж. Пол Моррисон («Соломон и Гейнор», «Удивительная забывчивость»); в рол.: Роберт Паттинсон (Сальвадор Дали), Хавьер Белтран (Федерико Гарсия Лорка), Мэттью Макналти (Луис Бунюэль), Марина Гэтелл (Маргарита), Бруно Оро (Пако), Эстер Нубиола (Адела), Марк Пуйоль (Карлос), Арли Ховер (Гала), Симон Андреу (Фернандо де Валле), Виктория Пеня

PDVD_002  

Биографическая драма.

Первым делом восхищает то обстоятельство, что три великие личности– поэт Лорка, режиссер Бунюэль и художник Дали – в молодости были дружны и всерьез влияли друг на друга. Любопытно, существует ли в мировой истории аналог этому, особенно с учетом разновекторности дарований участников треугольника. Авторы ленты приложили много усилий, чтобы и исторические события дотошно воспроизвести, и классические образы представить узнаваемыми.

Сразу же замечу, что данный фильм создан не для тех зрителей, которых выводят из себя сладострастные мужские поцелуи и их же горячие объятия.

PDVD_014

PDVD_016

Зато бесчисленные поклонницы Р.Паттинсона («Сумерки») имеют возможность увидеть своего кумира голым.

PDVD_003

PDVD_006

Впрочем, весомее то, что они могут понять: Роберт действительно хороший актер, а у его Дали такой взгляд, что буквально мороз по коже.

PDVD_075

PDVD_018

И то, как менялся Сальвадор, тоже здорово передано.

PDVD_081

PDVD_013

PDVD_073

Между тем Паттинсон изначально пробовался на роль Лорки, а в сравнении с Дали это очень разные образы.

PDVD_009

В целом же, несмотря на значимость драматургических линий, связанных с чувствами, сильнее запоминаются те, в которых рассказывается о творческом и идейном становлении гениев. А чем старше они становятся, тем больше отдаляются друг от друга. Одному теперь важнее всего свобода для всех, другому – деньги для себя. Один борется, рискуя жизнью, другой сходит с ума в золотой клетке… На мой взгляд, создатели представляемой картины пытались объять необъятное, захотев слишком многое поведать зрителю.

PDVD_061

Как следствие, воспринимаются «Отголоски прошлого» с напряжением мысли, а по ходу просмотра тянет заглянуть в биографии персонажей. А ведь в фильме есть еще и визуальные изыски, отсылающие зрителя к традициям сюрреализма. О том, что в авторской позиции не все гладко, свидетельствует тот факт, что сей артхаусный и сюжетно киноманский фильм был проигнорирован кинофестивалями. Тем не менее, рекомендую его не пропустить, в идеале – подготовившись к просмотру.

Оригинальное название ленты – «Мелкие останки» – связанно с одноименной картиной Сальвадора Дали, написанной примерно в 1927 году. Съемки проводились в Барселоне и окрестностях. Премия GLAAD Media – ассоциации геев и лесбиянок. Сборы в США $0,5 млн. Сборы в остальном мире $0,3 млн. Сборы в России $0,06 млн. Бюджет €2,5 млн. Рейтинг IMDb – 6,5/3280 голосов. Женская оценка на 1,4 балла выше мужской. Догадайтесь, почему? **1/2

«АМЕРИКА ПРОТИВ ДЖОНА ЛЕННОНА» ***

(13, Вс, СТВ, 22-40)

The U.S. vs. John Lennon, США, 2006, 99 мин., PG-13. Реж. Дэвид Лиф и Джон Шайнфилд («Vintage Sinatra») 

Документальный биографический фильм, посвященный сложным взаимоотношением творца-бунтаря и империи зла. На мой взгляд, настоящий рок-музыкант априори не может жить в полном согласии с властями, иначе он пародия на рок-музыканта. Таковая бывает коммерчески успешной, но не соответствующей статусу рок-музыканта. Группа «Битлз» не относились к трибунным, ангажированным какими-то политическими силами. Однако ливерпульской четверке не требовалась изображать борцов за мир и любовь, это прочитывалась даже в самых отвязных ее песнях и не соответствовало идеологии государств, погрязших в холодной войне и горячих точках.

Америка против Д3

Песнями «Битлз» вдохновлялись пацифисты и левые движения, а многие поступки и высказывания участников команды, учитывая их колоссальную популярность, трактовались, как вызов системе. Будучи идейным лидером «Биттлз», Джон Леннон (1940-1980 гг.) относился к тем Личностям, чьи взгляды волновали миллионы. Поэтому любое, даже иносказательное нелицеприятное мнение о том или ином шаге политиков, существенно сказывалось на общественном мнении. А жил он не при советском режиме, обладавшим куда более широкими возможностями для затыкания недовольных ртов, так что властям приходилась морщиться, терпеть и при возможности покусывать идола. Британцу Леннону нравилось жить в братских США, а вот спецслужбам этой страны не нравилось его речи. Да и в обществе было много мракобесов, о чем, например, напоминают приведенные в фильме «средневековые» по сути сцены сжигания пластинок и изображений «Битлз» после заявления Леннона о том, что они по популярности сопоставимы с Иисусом Христом. В попытках воздействовать на Джона использовались возможности государственной машины и, чего греха таить, прегрешения кумира, вроде курения марихуаны. Данный фильм, созданный при поддержке вдовы музыканта Йоко Оно, охватывает период жизни Леннона с 1966 по 1976 гг. Авторы ленты попытались скрупулёзно расследовать и живо проиллюстрировать его события, не берясь утверждать, что убийца идола Марк Чэпмен был рукой ФБР.

Америка против Д2

Блоговый отзыв: «Фильм-утопия, полный романтики баррикад и протеста. Социальные взгляды Джона представлены в полном объёме, от сидения в мешках (попахивает кислотой) до медового месяца в постели (просто гениально). Абсурд на службе у мирной революции. Не обделены вниманием и главные псы Америки ФБР, которые, как рассказывается в фильме, довольно пристально следили за поп-звездами того периода. Очень эффектно сложена мозаика из видео хроники молодежных демонстраций, кадров вьетнамской войны, лета любви и музыки Леннона. Фильм несёт в себе дух свободы и понимания того, что протест тех, кому есть что сказать -- мощная сила, политика -- это часть нашей жизни, если есть возможность хоть что-то изменить в лучшую сторону — надо обязательно попробовать». В ткань ленты множество документальных фрагментов с участием знаменитостей, среди которых участники «Биттлз», топ-политики, оппозиционеры (в т.ч. Анджела Дэвис), интеллектуалы, деятели шоу-бизнеса… Номинация на премию «Satellite» за фильм. Сборы в США $1,1 млн. Сборы за рубежом $0,26 млн. Рейтинг IMDb – 7,4/2816голосов.  **1/2

«ДЕВУШКА ПОВЫЗОВУ»

(13, Вс, Лад, 23-10)

The Girlfriend Experience, США, 2009, 74 мин., R. Реж. Стивен Содерберг («Кафка», «Одиннадцать друзей Оушена); в рол.: Саша Грей (Челси/Кристина Браун), Крис Сантос (Крис), Филип Эйтан (Филип), Питер Зиззо (Зиззо), Дэвид Левьен (Дэвид), Элан Мильстейн (Пит), Рон Стейн, Маршалл Гилман

Девушка по вызову2

Драма. Эту ленту можно с равным успехом назвать и эротической, и производственной, и, конечно же, артхаузной. А еще и капризом живого классика С.Содерберга («Секс, ложь и видео», «Эрин Брокович»), оперативно решившего отразить взволновавшие его моменты развития человеческого общество. В фильмах Стивена, как правило, с удовольствием снимаются звезды первой величины, но в данном случае он сделал ставку на 21-летнюю Сашу Грей (настоящее имя Марина Энн Хэнцис), которую хорошо знают, прежде всего, поклонники … порно. Да, да, эта особа, прозванная The Erotic Enigma, заслужила уже десяток жанровых наград в номинациях: оральный секс, анальный, групповой т.д. Она бисексуальна, брюнетка, рост 168 см, вес 50 кг. Забавно, что Саша обожествляет фильмы Ж.-Л.Годара и даже носила псевдоним Анна Карина в честь музы этого режиссера. Когда она готовилась к роли в «Девушке по вызову», Содерберг попросил её посмотреть фильм Годара «Жить своей жизнью», в котором задеваются проблемы проституции, а также «Безумный Пьеро», отношения в котором похожи на те, что складываются между Челси, ее парнем и клиентами. Важно отметить, что порнографические умения Саши в данном фильме остались почти невостребованными. Нет даже того, что принято называть «фронтальной обнаженкой». Содербергу скорее понадобилась харизма Саши Грей, исходящие от нее эротические токи. Тем более, что она еще и яркая личность. Саша модель известных фирм, снимается в рекламе, занимается музыкой, сотрудничая, например, с группой «The Smashing Pumpkins». Появляется Грей в фильмах («Кровавый монтаж») и сериалах («Красавицы») неэротического характера. О ней пишут и солидные издания. Соденберг взял её на роль, после того как прочитал статью о ней в журнале «Los Angeles», а прокомментировал свой выбор следующим образом: «Саша представляет новое поколение тех, кто идет в порно. Я никогда не слышал, что кто-нибудь из ее коллег настолько глубоко разбирался в бизнесе». В «Девушке по вызову» Саша играет представительницу смежной профессии – проститутку. Но, несомненно, элитную ($2000 в час), обслуживающую богатых, обычно очень деловых клиентов. Учитывая этот фактор, Челси обязана быть нью-гейшей, если и не поддерживая беседы на производственно-финансовые и политические темы, то уж, как минимум, понимая, о чем в них ведется речь. И искренне сочувствуя обслуживаемым. Ведь Челси своего рода жилетка, в которую удобно поплакаться, пусть и заплатив за иные услуги. Она понимает, что люди еще более хрупки и уязвимы, чем финансовые схемы. Наша героиня точно знает, какие наряды одевать на встречи и о чем беседовать с клиентами до и после секса. Она ведет дневник, мечтает о настоящей любви и пытается укрепиться на рынке экскорт-услуг, заказывая статью о себе блогеру и параллельно рассказывая журналисту о трудной жизни проститутки. Так что приготовьтесь к лекциям на темы, если и не загнивания капитализма, то уж точно мирового финансового кризиса. Все приведенные факторы, аспекты и нюансы перемешены в «Девушке по вызову» в таких пропорциях, что будь сей коктейль не от Содерберга, многие бы отказались от него после первых глотков. Хотя если всмотреться, вдуматься, то можно обнаружить, пусть и замаскированную, но комедию нравов. Пускай и без четкого сюжета, и без логичной развязки.

Девушка по вызову1

Блоговый отзыв: «Каждый герой фильма, лично у меня, вызывает отвращение, особенно Челси. Все они безэмоциональные, безразличные, лицемерные. Исключение составляет только так называемый постоянный парень Челси. Но зато пожизненной глупости ему не занимать. Встречаться с проституткой -- это уже большая глупость, еще глупее что-то требовать от нее или рассчитывать на какие-то чувства с ее стороны. Бросает в ужас, как Челси дежурно спрашивает клиентов об их женах, детях… Они так же естественно отвечают на ее вопросы и через несколько минут банально, извините на слове, трахаются. Это мир людей без каких либо моральных принципов, утративших смысл вечного». Содерберг отмечал, что создавая «Девушку по вызову», вдохновлялся «Красной пустыней М.Антониони и «Шепотами и криками» И.Бергмана. События ленты происходят во время выборов президента США в 2008 году. Съемки проводились на видео в Лас-Вегасе и Нью-Йорке. Наград нет. Сборы в США $0,7 млн. Сборы за рубежом $0,2 млн. Сборы в России $0,02 млн. Бюджет $1,7 млн. Рейтинг IMDb -- 5,7/6746 голосов. В режиссерской карьере Содерберга (род. 14.1.1963 г.) это предпоследний результат из 24. **

«СЕМЬ НЯНЕК»

(13, Вс, ОНТ, 12-25)

СССР, 1962, 76 мин., PG. Реж. Ролан Быков (дебют, «Чучело», «Айболит-66»); в рол.: Семен Морозов (Афанасий Полосухин), Валентин Буров (Паша), Алексей Бахарь (Гордеев), Виктор Хохряков (начальник колонии), Зиновий Гердт (отец Майи), Рина Зеленая (дама в красном), Валентин Зубков (Волошин), Владимир Ивашов (Виктор), Микаэла Дроздовская (Майя), Татьяна Надеждина (Лена), Надежда Батырева (Ира), Алексей Грибов (дедушка Лены), Эммануил Геллер (приемщик проката), Павел Винник (администратор)

Социальная молодежная авантюрная комедия по сценарию Ю.Дунского и В.Фрида («Служили два товарища»). Невероятно, но режиссер-дебютант Р.Быков первоначально собирался еще и сыграть Афанасия, пока не понял, что сделать подростком себя 32-летнего едва ли получился. В поисках исполнителя главной роли Быков просмотрел более двух тысяч мальчишек 13-14 лет, но подходящего так не отыскал. Тогда по актёрской картотеке "Мосфильма" он начал искать молодых актёров и, в конце концов, отобрал троих (и ныне знаменитых) Н.Михалкова, В.Рыжакова и С.Морозова. Пробы более всего удались 15-летнему Морозову, до этого сыгравшему уже в трех лентах (дебют – «На графских развалинах»).

Семь нянек 1

В молодые годы Семен обрел статус кумира («Семь невест ефрейтора Збруева»), но в дальнейшем стал просто узнаваемым. В том числе и по «Семи нянькам», типично оттепельным фильмом, не чуждым иронии над некоторыми идеологическими ценностями существовавшего строя. Итак, часовой завод. Молодежной сборочной бригаде мало трудовых успехов. В рамках социалистического соревнования будет здорово, если удастся перевоспитать трудного подростка. Причем, не просто трудного, а попавшего в колонию. Афанасий (не он ли тот самый Афоня, которому потом посветили одноименный фильм?) не выглядит упырем, скорее симпатягой, на что легко ловятся окружающие. А между тем, в голове юноши буквально роятся коварные, преступные намерения… Весьма любопытно, насколько события ленты будут близки современным молодым зрителям? В одном из эпизодов можно заметить последовательный проезд автоцистерн, соответственно подписанных -- «Молоко» и «Чернила». Это шутка, но никак не связанная с алкоголем, да и чернила подобным образом не перевозились. Так режиссер решил противопоставить белое черному. Есть в ленте и киноманские ассоциации. Например, связанные с Жанной Д’Арк и фильмом «Баллада о солдате». В жизнь пошли фразы из «Семи нянек». Причем, сразу нескольких персонажей. Но более всего таковых произносит Афанасий. Например, такие: "Детство у меня было тяжелое, прямо как у писателя Максима Горького!", "Есть у меня мечта: я вот в ресторане никогда не был", "Очень мне ваш завод понравился: чисто, светло, как в планетарии!", «Связался с компанией и покатился под гору, пока милиционер не остановил". Музыка К.Хачатуряна («Вий»). 13-е место (26,3 млн. зрит.) в советском прокате. Рейтинг IMDb – 6,4/27 голосов. **1/2

Семь нянек 2