Первой идею создания музея предложила Белорусская федерация старинной автотехники («Баретро») – в 1998 году. В последнее время специалисты склоняются к тому, что музей должен быть организован на территории Брестской крепости. Согласно поручению Совета министров Беларуси к работе над его созданием подключен ряд министерств – культуры, транспорта и коммуникаций, промышленности, обороны, образования, Госкомитет по имуществу.
Однако пока проблем у будущего музея более чем достаточно. «К сожалению, десятки уникальных автомобилей, которые могли бы стать частью культурного наследия страны, вызывать гордость и уважение, были проданы за рубеж. А ввоз новых – дело дорогостоящее и затруднительное. Теперь экспонаты для музея придется собирать по крупицам», – говорит председатель правления «Баретро» Владимир Михалев.
Об опыте наших ближайших соседей рассказал эксперт в вопросах ретроавтомобилей Евгений Лахманов: «Во многих странах существуют специальные пошлины на автомобили старше 30 лет. Они гораздо ниже пошлин на авто с меньшим пробегом. Ретроавтомобили наделены статусом исторического наследия страны. И если ктото, например, из поляков хочет культурно обогатить свою страну, то государство только «за». На каждый такой автомобиль устанавливается вместо обычного номера желтый, с изображением олдтаймера. Это дает право владельцу на 80процентную скидку на страховку, бесплатные консультации в специальном историческом центре воеводства, скидки при техническом обслуживании. Для других водителей этот номер – знак того, что такой машине надо уважительно уступить дорогу. К сожалению, в Беларуси такой практики нет».
Тем не менее, подготовка к созданию музея идет полным ходом. Его основу составят образцы исторического транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны метрополитена, грузовые, легковые и специальные автомобили различного назначения, военная техника – мотоциклы, бронетехника и многое другое. Старинные автомобили находятся в собственности не только организаций и ведомств, но и частных коллекционеров. Но их число, как и состояние автомашин, не берутся определить даже эксперты.
На базе музея планируется создание молодежного исторического театра, международного театрастудии военной реконструкции, театра «Ретростиль», автомобильноисторического вокзала. А весь комплекс предусматривает, помимо экспозиционных площадей, развитую инфраструктуру: от библиотеки и фотосалона до кафе и антикварного магазина.