<p>"Мое большое греческое лето", "Золотое сечение", "Сумерки. Сага. Новолуние" и "Женитьба Бальзаминова".</p>

«МОЕ БОЛЬШОЕ ГРЕЧЕСКОЕ ЛЕТО»

(19, Сб, Лад, 17-40)

My Life in Ruins, США - Испания, 2009, 95 мин., PG-13. Реж. Дональд Петри («Мисс Конгениальнсть», «Как отделаться от парня за 10 дней»); в рол.: Ниа Вардалос (Джорджия), Ричард Дрейфус (Ирв), Алексис Георгулис (Прокопий «Пупи» Какас), Алистер Макгоуон (Нико), Харланд Уильямс (Большой Эл), Рейчел Дрэч (Ким), Кэролайн Гудолл (д-р Таллен), Софи Стаки (Кэтлин), Рита Уилсон (Элинор), Мария Ботто (Лала)

Жанр. Дорожная комедия.

Моя жизнь в руинах4

Название. Казалось бы, вполне привлекательное название  «Моя жизнь в руинах» доведено до  «Моего большого греческого лета». Это сделано с целью эксплуатации популярности картины «Моя большая греческая свадьба» (2002 г.), в которой главную роль тоже играла Ниа Вардалос (род. 24.9.1962 г.). За сценарий «Свадьбы» она номинировалась на «Оскар». В дальнейшем все в ее творческой судьбе складывалось не так громко, но дама она не только талантливая, но и обаятельнейшая.

Моя жизнь в руинах2

Идея. Сценарий Майка Рейсcа («Симпсоны в кино») основан на личных туристических впечатлениях. Вардалос приняла активное участие в его переработке, подгоняя образ главной героини под себя. Тем более, что обе, будучи этническими гречанками, выросли в Северной Америке. На мой взгляд, американским зрителям (вместе с экранными туристам) будут очень интересны многие нюансы европейской жизни.

О сюжете.  Специализирующаяся на античности историк Джорджия с удовольствием переехала в Афины, чтобы преподавать в университете на родине предков. Увы, год спустя ее увольняют по сокращению штатов. Джорджия посылает резюме в другие учебные заведения, а чтобы не сидеть без дела, устраивается гидом в агентство «Pangloss tours», коим заправляет фактически ее подруга. Как признает наша героиня, это стало жестким падением. Зато есть надежда, облачившись в фирменный голубой пиджак, нести людям свет про любимые руины… Увы, так уж выходит, что туристы не слишком любят умные речи. И поэтому в анкетах, раздаваемых в конце поездки, они дружно оценивают потуги Джорджии, как «средние». Что, впрочем, является низшей оценкой. «Ну, не заводить же из-за тебя графу «отвратительно»?», -- негодует начальница. Более того, она даже готова предпринять меры, чтобы появились основания избавиться от этой нудной выскочки

 Моя жизнь в руинах3

Конкуренция. Честно признаться, не понял, почему нельзя было просто взять и «сократить» Джорджию? Может быть, дружба не позволяет? Но предложение со стороны другого гида, хронически успешного Нико, подставить коллегу, руководителю турфирмы приходится по вкусу. Пусть и странной ценой: путем ухудшения качества обслуживания. Вроде помещения в ужасный отель, в котором буквально все плохо работает и это становится поводом не только для возмущений, но и традиционной беспроигрышной эксцентрики. Куда более логичным выглядит соревнование между гидами групп. Сам неоднократно наблюдал подобное. И если Джорджия старательно выполняет то, что ей положено по программе, то «голубок» Нико с удовольствием импровизирует, дабы понравится туристам. И угостит, и спляшет, и комплиментами одарит. А главное, улавливая настроения, запросто заменяет музей на пляж или шоппинг. При этом Нико умеет одарить подарками-взяточками и своего начальника, и работников отелей, и прочих нужных людей, затем компенсируя потери хорошими чаевыми…

Нравы и народы. И ведь действительно, понравиться группе – особое умение. Ведь с одной стороны, это очень разные, случайно собравшиеся люди, но с другой, у тур-групп часто проявляется единое коллективистское начало. В начале фильма зрителям вкратце представляют «угодивших» в группу Джорджии. Успеваешь даже разобраться с характерами некоторых из них. Например, персонаж знаменитого Ричарда Дрейфусса («Челюсти») просто не может быть довольным туром, потому что впервые за много лет отправился в поездку без супруги, которая, увы, умерла. Но он таки здорово вписывается в команду, в отличие от некоторых других. Запоминается и хронически несчастная Кэтлин, которой не в радость быть с родителями. Интересно представляются туристы в зависимости от страны прибытия. Например, сообщается что австралийцы – милые люди, но понять их можно только наполовину. Экранные американцы сплошь недалекие, зато инициативные. И поэтому, видя развалины величественных храмов, искренне удивляются тому, что их не достроили. А желая купить «шкатулочку под орехи» в православной церкви, желая найти ее … пастора, спрашивают раввина… Но больше всех достается хозяевам – легкомысленным грекам, которые тысячи лет назад были лидерами человечества, а теперь привыкли спать днем, избегать работы и танцевать, когда логично горевать. Впрочем, «хороши» все туристы, которые словно плохие студенты, отдав деньги за экскурсии, горазды их избежать. Кстати, про модные нынче рации, связывающие на экскурсиях гида и туристов, в фильме нет и речи.

Юморок. В ленте хватает того, что можно назвать пошлостью. Например, говоря, что некоторые привозят с собой развалины, намекают на совсем уж пожилых туристов, которых становится все больше. Одна из участниц группы всерьез требует пустить ее с мужем в лифт без очереди, ибо не хочет … упустить овуляцию. А что, ведь и с такими целями отправляются в путешествия. Но когда портье всерьез захотел за отправку заказного письма (с заявлением на увольнение) затащить Джорджию в постель, она удивляется, но не сильно. А цены в евро она невольно переводит в доллары и пугается получающейся суммы…

Моя жизнь в руинах1  

Любовь. Джорджия одинока, что плохо влияет на эмоциональное состояние. Она готова найти себе пару, обращает внимание на ухаживание мужчин. Даже кажущиеся. Но разве могла Джорджия подумать, что ее избранником окажется шофер туравтобуса Пупи, заросший богатырь, смущающийся своей фамилии Какас. Поначалу он решительно не нравится Джорджии, ведь казалось, что английского он не понимает, а в автомобиле при включении кондиционера начинает идти едкий дым, что, конечно же, ужасно раздражает пассажиров. Но, как известно, любовь зла…

Реалистичность. «Моя жизнь в руинах» -- первый за более чем полвека голливудский фильм, создатели которого добились разрешения на проведение съёмок в Афинском Акрополе. Доселе доминировало опасение, что это может обернуться уроном для уникального памятника древней истории. Однако в данном случае, власти Греции посчитали, что фильм поможет продвижению в мире греческой культуры и туризма в частности. На мой взгляд, они ошиблись. Боюсь, что часть зрителей, после просмотра фильма, расхочет посещать Элладу. Желая насытить его юмором, авторы добрались до стадии антирекламы.

Прочая информация. Сопродюсер – знаменитый актер Том Хэнкс. На пляже Джорджия поёт “Never on Sunday, единственную греческую песню, отмеченную премией «Оскар». Она прозвучала в фильме «Никогда в воскресенье» (1960 г.). Съёмки проводились в октябре-ноябре 2007 г. в Афинах и окрестностях города, а также в Аликанте (Испания). Номинация на премию «Выбор подростков». Сборы в США $8,7 млн. Сборы в остальном мире $11,8 млн. Сборы в России $14 тыс. Продажа на DVD в США $5,8 млн. Бюджет $17 млн.  Рейтинг IMDb – 5,8/5507 голосов. Женская оценка на 0,6 балла выше мужской.

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»

(19, Сб, ОНТ, 0-00)

Россия, 2010, 95 мин., PG-13. Реж.-сцен. Сергей Дебижев («Два капитана – 2»); в рол.: Алексей Серебряков (Александр), Ксения Раппопорт (Мари де Женуи / Мари), Виктор Вержбицкий (Иван), Рената Литвинова (Катюша), Наталья Дюфрес (Мадлен), Сергей Бугаев-Африка (доктор), Михаил Ефремов (политрук), Николай Мартон (Андре Перро), Даниил Шигапов (Гарри), Вадим Сквирский (Жан-Поль), Георгий Просаловский (шеф разведки), Максим Гудков (Иван в молодости)

Золотое сечение 1  

Приключения. Впрочем, у постановщика данной картины мнение о ее жанровой принадлежности менее однозначное: «Золотое сечение» мегаэклектично. Я пытался сделать это сильной стороной. Попытка найти в этом фильме причинно-следственную связь неуместна. Эстетика меняется, и эклектика становится стилем жизни, это начинает бодрить и не отупляет восприятие. Мне хочется верить, что выкристаллизовался жанр под названием «кинокартина». Именно так я определяю жанр своего фильма».

 Золотое с (7)

Я вижу в этих словах Дебижева, произнесенных на пресс-конференции во время «Кинотавра», попытку защищаться. Дальше – больше: «Мы не увидели картину, которую я собирался снимать. Воображение не стоит на месте, потому что от замысла до результата проходит столько времени, что нет никакого терпения. Очень трудно воплощать старые идеи, потому что их все время подпирают новые. Мы начинали снимать одну картину, выяснилось, что на вторую ее половину нет денег, разразился кризис, и возникли противоречия, которые встали в полный рост и заявили о себе четко и бескомпромиссно. Я не удивился этому и не расстроился, потому что все это явилось поводом, чтобы родилось что-то новое…»

Золотое с (5)  

Недавно мне довелось пообщаться с солидным российским кинопродюсером. Выяснив мое мнение о некоторых фильмах, созданных режиссерами, с которыми ведутся переговоры о возможном сотрудничестве, мой собеседник плавно перешел на тему очередного кризиса «отечественного» (т.е. русскоязычного, постсоветского) кино. Мол, снова в прокате РФ доминирует Голливуд, да и стоящего артхауса минимум. Я согласился, а как пример привел дефицит фильмов для программы А.Гордона «Закрытый показ». Дошло до того, что «Золотое сечение» приходится показывать и обсуждать в его рамках.

Впрочем, внешних факторов для такого решения хватает. Начиная с имени С.Дебижева (род. 1.8.1957 г. в Ессентуках), чей фильм «Два капитана – 2» (1993 г.) вошел в мою арт-коллекцию. Правда, с тех пор он не ставил фильмов, а представляемым, кажется, решил войти в ту же реку.

Золотое с (6)

Золотое с (8)

Золотое с (9)

Золотое с (10)

Золотое с (11)  

 В отрыве же от кинопостановок Дебижев – фигура прелюбопытнейшая. Дипломированный художник. Оформлял обложки альбомов «Аквариума» и С.Курехина. Помогал создавать документальные ленты А.Сокурову. Является автором ряда знаменитых клипов. Среди них – «Поезд в огне» («Аквариум»), «Любовь» (ДДТ), «Москва» (О.Газманов). То, что Дебижев клипмейкер, заметно и в его фильмах. Режет глаз, что в них форма важнее содержания. С другой стороны, он буквально вгрызается в ткань повествования, желая насытить ее дополнительными смыслами. Очень любит яркие цвета, спецэффекты и очевидные фишки. Для развития характеров это не всегда идет в плюс. К примеру, главный герой «Сечения» Алекс занимается каким-то бурным и провокационным творчеством. Подозреваю, только потому, что Дебижеву нравятся некоторые «его» задумки.

Золотое сечение 2

И хотя подобными делами на экране обычно занимаются изнеженные геи, Алекс не только явный мачо, но и типичный герой, способный когда надо становиться похожим на Индиану Джонса. К слову, этот спилберговский персонаж по ходу просмотра «Сечения» вспоминается не раз. Причем в какие-то моменты кажется, что была задумана пародия на него… Но можно сказать, что и на некую гламурную знаменитость. Ведь на родине Алекс явно ощущает себя звездой со всей присущей этому явлению скандальной «павлинистостью». Совсем другое дело, когда наш герой оказывается за границей, и тогда вполне комфортно ощущает себя в скромных условиях. С помощью красивой авантюристки – француженки Мари, работавшей на спецслужбы, бывшей рядом и с лидерами держав, Алекс с головой погружается в историю своего деда, в прошлом российского офицера, летчика.

Благо обнаружилась статья из старого журнала, в которой тот, когда близкие уже считали его погибшим, представляется обладателем крупного выигрыша в казино Камбоджи. С дедом связаны серьезные ценности (прежде всего статуя золотого Будды), поэтому его фигурой, помимо Алекса, живо интересуется и влиятельнейший представитель масонской ложи. Алекс отправляется в экзотические места, где с ним случается много всякого. Дебижев явно не гнался за оригинальностью и хорошим вкусом. Непонятно, из каких его подростковых возбуждений возникла история, в которой Алексу пришлось отсасывать яд из ягодицы археолога Мари. Та, присев у дороги по нужде, попутно демонстрируя спущенные идеально белые трусики (что никак не вытекает из логики событий), атакуется возмущенной такой наглостью змеюкой.

Золотое с (2)

Золотое с (3)

Золотое с (4)

(Разве не новое слово в вампирской теме?)

Далее было бы совсем плохо (и героям, и зрителям фильма), но это дает возможность появиться символу перестройки, а ныне художнику С.Бугаеву, которого мы помним по «Ассе». Он в данном случае и зоолог, и врач, и минер…

Золотое с (1)

Стоит добавить, что прожженные зрители вроде меня получат от «Золотого сечения» больше, чем начинающие киноманы, ибо многое из происходящего на экране с чем-то ассоциируется.

Конечно же, интересно, что значительная часть событий происходит в Камбодже. Вот как о ней отзывался А.Серебряков, заодно признавшийся, что «Золотое сечение» – не его кино, ведь он собирался быть в нем Индианой: «Это нищая страна, в которой очень много опасностей; неизвестно, какой комар принесет тебе малярию. Было достаточно экстремально, но бесконечно интересно». Развивает тему Дебижев: «Менталитет камбоджийцев – детский, они останавливаются где-то на 9-летнем возрасте, и с ними невозможно ни о чем договориться. Было трудно. Единственная видеокамера там находится в руках короля и не работает, а осветительные приборы заняты на съемках караоке. Там нереально организовать съемочный процесс без высаживания десанта с вертолетов, без внедрения. Плюс каждодневный «нервяк» из-за того, что после заката выползают змеи и кхмерские рабочие». К.Рапопорт рассказала, что режиссер хотел, чтобы и змея, и ее укус были настоящими, но она отказалась. Похоже на шутку, но лишь в том случае, если не слышать отзывы о трудовом энтузиазме Дебижева, у которого, по словам Серебрякова, не бывает прямых ответов на прямые вопросы. Как рассказывала Рапопорт, «мы поняли, что мы как «в мире животных», или мы не люди, а инструмент, поэтому лучше ничего не спрашивать, а просто стараться попасть в складываемый пазл». Серебряков завершил тему так: «Но без грибов было сложно. А с грибами легче». Между тем Алекс регулярно пользуется какими-то сомнительными медицинскими средствами…

Подводя итог, Дебижев призывает не подходить к его «псевдогерою с традиционными мерками». Режиссеру «хотелось показать разницу эстетик, мир техногламура с совдеповскими рудиментами и мир, в котором существуют религиозные традиции. У меня нет религиозных пристрастий, но есть желание почувствовать другой мир. В фильме есть разные составляющие: шпионские, масонские, загадочные. Стебом это нельзя назвать, об этих вещах нужно говорить серьезно». В блогах много отзывов: «Вроде бы все есть – актеры отличные, оператор приличный, натура великолепная, денег достаточно. Но кина нет». Или: «Это ж надо такую чушь написать, а потом еще и отобразить на экране! Такое ощущение, что придумывавшие кино обкурились, а те, что снимались, просто взяли бабки и забыли об этом фильме, как о страшном сне». Тем не менее, советую и «Сечение» посмотреть, и его обсуждение. Уверен, будет жарко. Музыка В.Сологуба (из группы «Странные игры»), А.Карпова и Б.Гребенщикова, который исполняет почти рэп. В саундтреке используется коллекция собранных в Камбодже звуков. Съемки также проводились в Санкт-Петербурге, Париже и Венеции. Участие в конкурсе «Кинотавра». Сборы в России $63 тыс. Рейтинг IMDb – 3,2/15 голосов. Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) – 4,8/200 голосов. *1/2

«СУМЕРКИ. САГА. НОВОЛУНИЕ»

(19, Сб, БТ, 23-40)

New Moon, США, 2009, 130 мин., PG-13. Реж. Крис Вайц («Американский пирог», «Золотой компас»); в рол.: Кристен Стюарт (Белла Свон), Роберт Паттинсон (Эдвард Каллен), Билли Барк (Чарли), Никки Рид (Розали Хейл), Эшли Грин (Элис), Келлан Латц (Эммет), Джексон Рэтбоун (Джаспер), Питер Фасинелли (д-р Каллен), Рашель Лефевр (Виктория), Анна Кендрик (Джессика), Тейлор Лотнер (Джейкоб Блэк), Майкл Шин (Эро), Дакота Фэннинг (Джейн), Кристина Ястржембска (Гран), Майкл Уэлч (Майк)

Романтический мистико-приключенческий триллер по бестселлеру американки Стефани Майер (род. 24.12.1973 г.), которую я представлял, рассказывая о первом фильме киноцикла. Правда, в данной экранизации немало расхождений с первоисточником. Итак, 18-летнюю Беллу изводят тревожные сны. В них она старуха, а ее любимый Эдвард по-прежнему молод (хотя ему теперь уже 109 лет). По радио же передают про все новые жертвы и исчезновения туристов в здешних местах. Учитывая все это, не удивительно, что Белла желает поскорее вступить в ряды вампиров, тем более что по рассказам Эдварда знает о них буквально все. Но тот не хочет убивать душу любимой девушки даже с целью спасти ее тело. Хотя собратья его не понимают и без преувеличения с ума сходят, видя рядом столь лакомую жертву, не говоря уж о том, если у нее случится порез. Наблюдая все это, ловлю себя на разных глупых размышлениях. Например, как вампиры относятся к менструальной крови? И не являются ли для них надоевшие нам по рекламе прокладки своего рода упакованными дозами? Или же этим бестиям важнее сам процесс? Чтобы с хрустом порвать вену на шее и, не столько хлебнув, сколько измазавшись в красной жидкости, считать свою миссию выполненной?..

 Сумерки 1

Впрочем, целевая аудитория «Сумерек» призвана не думать, а предаваться грезам, обнаруживая романтику во всем и даже вопреки здравому смыслу. Судя по кассовым сборам, нуждающихся в такой форме прекрасного становится все больше. Хотя со стороны это похоже на роман даже не Серого Волка и Красной Шапочки, а Комсомолки и Чикатило. Понятно, что любовь – высокое чувство, но до какой низости оно способно довести? Однако опять стоп. Смотреть «Сумерки» надо не думая, а воспринимая приблизительно так, как слушают очень приятную музыку. А в идеале еще и считая Паттинсона невероятно красивым мужчиной. Настолько, что это кружит голову… Я пытаюсь, но у меня не получается. Поэтому и дальше просто смотрю кино, а не зомбируюсь. Эдвард поступает вполне логично, позволяя Белле стареть без него, тем более что он может видеть ее и на расстоянии (до чего же хорошо устроился – идеальный воин). Колонии кровососов вновь пришла пора сменить обстановку, ведь окружающие начинают замечать, что они чересчур хорошо выглядят. Предчувствуя расставание, девушка буквально сходит с ума, уверяя, что ей не нужна душа, если рядом нет любимого. Видя, как она страдает, начинаешь сомневаться в особых способностях вампиров. Ведь даже колдуньи-обманщицы предлагают обряды приворота-отворота…

Сумерки 2  

Хотя, может быть, в Эдварде доминирует «жаба» или так проявляются садистские наклонности? Как бы там ни было, он уезжает, после чего его любимая входит в полосу кошмарной депрессии. И неизвестно, не наложила ли бы Белла на себя руки, не будь у нее замечательного друга в лице загадочного качка-индейца Джейкоба, еще более юного, чем она сама. Сразу понятно, что этот мальчик тоже не совсем человек, но детали его миссии становятся отчетливыми постепенно… В фильме пугающе хорошо выполнены спецэффекты, но на первом плане – сила человеческой любви.

Сумерки 2-1  

Съемки проводились в Ванкувере и Монтепульчано (Италия). Для массовки в сцене на площади было привлечено более 1300 местных жителей. Изображение волка разбросано по ткани фильма. И на ловце снов, и на футболке Джейкоба, и в сцене с медоборудованием. Премии MTV: фильм, Стюарт, Паттинсон и поцелуй (Стюарт – Паттинсон). Номинация – 17-летний Т.Лотнер («День святого Валентина»), завоевавший также премию «Выбор детей». Премии «Выбор подростков»: Лефевр как злодей, романтическая пара и поцелуй (Стюарт – Паттинсон). Номинации на премии «Сатурн»: фильм ужасов и Лотнер как молодой актер. Номинации на «Empire»: Паттисон и Кендрик как новое имя. Премия «Soundtrack» за музыку А.Депла. Номинации на антипремии «Золотая малина»: сиквел, сценарий Мелиссы Розенберг, экранная пара (Стюарт – Паттинсон – Лотнер) и Паттинсон за роль второго плана.

Сумерки 2-3

Сборы в США $296,6 млн (1-й фильм – $192,8 млн). Сборы за рубежом $413,1 млн. Сборы в России $18,7 млн. Продажи на DVD в США $170,6 млн. Бюджет $50 млн (1-й фильм – $37 млн). Гонорар Паттинсона $12 млн, Шина – $7,3 млн, а Лотнера – $4 млн. Рейтинг IMDb – 4,5/80803 голоса (1-й фильм – 5,6). Женская оценка на 1,7 (!) балла выше мужской. 14,3% ответивших оценили фильм в 10 баллов, но 27,7% (!) – в 1 балл. **

 

ФИЛЬМ ИЗ СССР

«ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА»

(19, Сб, БТ, 11-10)

The Marriage of Balzaminov, СССР, 1964, 90 мин., PG. Реж. Константин Воинов («Шапка»); в рол.: Георгий Вицин (Миша Бальзаминов), Людмила Шагалова (мама Бальзаминова), Лидия Смирнова (сваха), Екатерина Савинова (Матрена), Жанна Прохоренко (Капочка), Людмила Гурченко (Устинка), Тамара Носова (Нишкина), Ролан Быков (Шебаков), Инна Макарова (Анфиса), Надежда Румянцева (Раиса), Татьяна Конюхова (Химка), Нонна Мордюкова (Белотелова), Николай Крючков (Неуедов), Григорий Шпигель (городовой)

Женитьба б1

Сатирическая комедия по мотивам трилогии А.Н.Островского (12.4.1823-14.6.1886) «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдешь» и «Две собаки дерутся, третья -- не приставай». Благоразумная мамаша делает все возможное, чтобы как можно выгоднее женить юного и откровенно непутевого сына, справедливо видя в этом его главный жизненный шанс. Нематериальные качества потенциальной избранницы априори выносятся за скобки, ведь все невесты красивы, которые при деньгах. Однако выясняется, что, несмотря на привычный дефицит женихов, далеко не все готовы заполучить себе в родственники такую посредственность, как Мишанька. Несколько раз сватовство Бальзаминова заканчивается не просто безрезультатно, а громким и откровенно позорным скандалом. Впрочем, не все так плохо. Ведь к свахе обращается заскучавшая богатая вдова-купчиха Белотелова… Замечательные диалоги, нестандартная постановка, звездная роль 46-летнего Г.Вицина («Операция «Ы»), который из-за обилия грима на своем лице, метко называл сей фильм «Женитьбой забальзамированного». Известно, что режиссер Воинов долгие годы мечтал об этой постановке, однако не мог получить разрешения цензуры, которая была в советские времена исполненной причуд и поистине непостижимой. Государственная премия РСФСР. В советском прокате фильм посмотрели 19,4 млн. зрителей. Рейтинг IMDb – 7,6/148 голосов. Посетитель сайта особенно восхищается тем, что зрительского смеха и фривольной атмосферы создатели фильма добиваются без использования традиционных дешевых приемов вроде падения на кожуре банана. **1/2

 Женитьба б2